Инфолента

22.08.2023 - 03:16

Глуши мотор: в России начались проблемы с поставками топлива, а сам бензин дорожает

Оптовые цены на бензин и на ДТ продолжают бить рекорды. Самая ходовая марка — Аи-95 — преодолела отметку в 70 тысяч рублей за тонну. Продолжает дорожать и дизель, оптовые цены на который буквально с июля подскочили на 28%. Сейчас биржевые цены ДТ превышают 67,6 тысяч рублей за тонну.

Но фоне биржевых новостей из регионов «посыпались» тревожные заявления: в нескольких субъектах РФ начались серьезные перебои с топливом.

Так, и. о. министра экономики и торговли Калмыкии Андрей Чиджиев накануне заявил, что в регионе на АЗС бензина просто нет. Бензоколонки, по его версии, «обсохли» из-за планового ремонта Астраханского газоперерабатывающего завода (принадлежит «Газпрому», — прим. Ред.)

Правительству республики пришлось оперативно обращаться к руководству «Лукойла» с просьбой исправить ситуацию. И, сообщает Чиджиев, компания завезла в Калмыкию бензин.

«В Калмыкию приехали четыре бензовоза. „Лукойл“ обещает и дальше поставлять более высокие объемы бензина до урегулирования ситуации», — заверил и. о. министра экономики и торговли Калмыкии. Проще говоря, проблема решается в ручном режиме.

О перебоях с топливом заявляют и другие регионы. То есть бензин на АЗС, то его нет — это текущая ситуация в Волгограде. Автомобилистам не хватает топлива марок Аи-95 и Аи-98. Причина все таже — затянувшийся ремонт на Астраханском газоперерабатывающем комплексе.

О перебоях с поставками ДТ заявляют и аграрии, которым сейчас нужно спасать урожай и готовить поля к будущему севу.

Как отметил заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, сложности начались не только у регионов ЮФО (куда входят Волгоградская область и Калмыкия), проблемным можно назвать и Дальний Восток.

 

Причин несколько.

 
«Первое, это проблемы с логистикой, со сроками доставки топлива по железной дороге. Если раньше срок доставки с основных НПЗ составлял в среднем от 10 до 14 дней, то в этом году топливо до некоторых клиентов шло до трех месяцев», — говорит Гусев (цитата по ИнфоТЭК).

Причина номер два: представители розничного и мелкооптового бизнеса до сих пор не имеют графика ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Например, на том же Астраханском НПЗ были задержки по вводу его в эксплуатацию из-за проблем с доставкой оборудования.

Усугубляет ситуацию и давняя проблема: в стране не развивается система продуктопроводов, из-за чего топливный бизнес жестко завязан на автомобильный и железнодорожный транспорт. А имеющиеся трубопроводы ориентированы не на внутренний рынок, а на экспорт.

К сентябрю ситуация должна улучшиться, считают эксперты.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что с сентября постепенно заканчивается сезон отпусков, то есть спрос на топливо начнет падать.

 
«По всей видимости, в следующем году необходимо сделать дополнителтные запасы АИ-95 перед сезоном высокого спроса. Меры, которые предпринимаются сейчас для снижения котировок, вряд ли можно назвать сколь-нибудь эффективными и своевременными», — говорит Фролов.

 

Дмитрий Гусев с ним согласен:

 
«Каких-то дополнительных проблем в августе–сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон. К тому же вагоны периодически приходят. Но нужна системная работа не только по снижению проблем с работой РЖД, но и по созданию внутренних продуктопроводов, по увеличения качества дорог и снижению требований к бензовозам».

Стоит уточнить, что под требованиями к бензовозам эксперт подразумевает требования к грузовикам: на каких-то дорогах допустимая нагрузка — это не более девяти тонн на ось, а где-то и вовсе семь тонн на ось.

 

Бензин начал быстро дорожать

 

Оптовые цены на топливо всех марок, включая ДТ, бьют рекорды с мая. Это произошло на фоне заявления Минфина урезать выплаты по демпферу (так называемый «протокол Козака»), который годами позволял нефтяникам за счет компенсации из бюджета сдерживать розничные цены на бензин

И по итогам нынешнего года выплаты по демпферу уже сократились.

Если с января по май 2022 года нефтяники получили 1 трлн рублей, то за аналогичный период 2023 года — 464 млрд рублей. То есть выплаты сократились более чем в два раза.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов в интервью «Новым Известиям» предупреждал, что такая тенденция рано или поздно «прорвет» цены в рознице.

«Сокращение демпфера приводит к тому, что нефтяные компании недополучают доходы. И это еще накладывается на то, что, естественно, из-за эмбарго на поставки в Европу для них не так прибылен внешний рынок. Многие компании переориентируются на новые рынки, пытаются поставлять на рынки АТР, ищут определенные узкие ниши в других регионах. С одной стороны, это, конечно, помогает им переориентировать экспорт, но, с другой стороны, всё-таки это не столь прибыльно, как прямые поставки в Европу, которые были раньше. Поэтому для компаний сектор нефтепереработки, производства и поставки нефтепродуктов становится не таким прибыльным. Одна из попыток спасти ситуацию — это всё-таки транслировать это в цены. Вот поэтому видим и рост оптовых цен. И пока это касается только опта. Но если не принимать каких-то усилий со стороны государства, то за ними можно ожидать рост розничных цен», — предупреждал Андрианов.

И еще в середине лета нарастающий разрыв между оптовым и розничным звеном он называл тревожной тенденцией.

О непрекращающемся росте розничных цен на бензин еженедельно отчитывается и Росстат. По данным ведомства, с 1 по 7 августа рост цен на бензин автомобильный был зафиксирован в 83 субъектах страны. «Более всего он подорожал в Чукотском автономном округе — на 3,1%, Магаданской области — на 2,9%, Республике Алтай — на 2,0%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,6% и 0,4% соответственно», — отчитывался по итогам первой недели августа Росстат.

Вторая неделя августа (с 7 по 13 августа) — бензин подорожал еще. Самый значительный рост (2%) зафиксирован в Чечне. Столицы — Москва и Санкт-Петербург, показали рост 0,4% и 0,6% соответственно. В Москве Аи-92 стоит от 48,19 до 52,49 рублей. Цены на Аи-95 начинаются от 53,39 рублей (до 58,69 рублей).

В разрезе федеральных округов бензин марки Аи-95 дороже всего стоит в ЮФО (56,95 рублей за литр), в Северо-Кавказском ФО (56,77 рублей) и Дальневосточном округе (56,30 рублей). Бензин марки Аи-92 дороже всего обходится автомобилистам на Дальнем Востоке (53,46 рублей) и в ЮФО (51,45 рублей).

Среднероссийская цена на дизель, по данным Росстата, на середину августа составила 59,27 рублей. В антилидерах вновь Дальний Восток (67,75 рублей, а в Магаданской области — 76,22 рубля), Сибирский округ (62,29 рублей) и Северо-Запад, где средняя цена на ДТ поднялась до 60,85 рублей.

Вот так менялись цены на бензин в Росси, которые сдерживали в рамках инфляции

Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы бензин на АЗС дорожал не более, чем на официальный уровень инфляции. По данным Минэкономразвития, годовая инфляция на неделе с 7 по 13 августа составила 4,66% после 4,3% неделей ранее.

Валерий Андрианов считает, что, учитывая ситуацию в России, государство все-таки будет сдерживать цены на бензин.

 
«То есть нефтяным компаниям никто не даст отпустить розницу и серьезно повышать цены на топливо. Думаю, что цены будут держаться, поскольку это очень важный социальный фактор. Но одновременно это будет приводить к тому, что нефтеперерабатывающее сбытовое звено будет деградировать. Это вопрос не одного года, но будет вкладываться всё меньшие и меньшие средств в модернизацию нефтепереработки, в ее поддержание», — резюмировал эксперт.

Напомним, в 2018 году на фоне резкого роста цен на бензин на АЗС, правительство заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен на топливо. В обмен нефтяникам пообещали снизить нормы поставок топлива на внутренний рынок и увеличить компенсации из бюджета. Нынешний же кризис на рынке эксперты называют самым серьезным со времен введения демпфера, который с июля 2019 года является ключевым инструментом регулирования топливного рынка.

Екатерина Максимова

784

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки