Тема дня

30.09.2016 - 08:40

БИЗНЕС-КЛАСС. Марсель Шульга. Игры в «Классики»

Казалось, еще недавно пластиковые окна от компании «Классик» для жителей Советского и Югорска были чем-то сверхновым и желанным. Теперь же не только «тройной стеклопакет» стал обыденностью, но и предприятие с таким названием стало достоянием истории. Тем не менее человек, благодаря которому наш быт становился теплее и комфортнее, продолжает трудиться на наше благо, но уже в других направлениях. Сегодня мы беседуем с предпринимателем Марселем Шульгой.

 - Итак, в какой момент жизни вас угораздило стать предпринимателем? Как это было впервые, и чем вы тогда занимались?

 - Это был 1996 год, я жутко хотел денег. Мне нужны были, как это говорят, материальные средства (Смеется). В 1994 году я окончил школу, до 1996 года образовывался. После двух незаконченных высших — юридического и лесотехнического, — мне срочно нужны были деньги. После 1996 года я периодически попадал в те или иные государственные структуры в качестве рабочего. В таких структурах мне никогда не нравилась привязка и отсутствие свободы действия.

 - Ну этого мы еще коснемся. Расскажите, с чего вы начали в то время?

 - Начали мы с шашлыков. Бизнес нехитрый: купил мясо, пожарил, продал. Правда, половину продали, половину съели, пока жарили. Этим бизнесом мы занимались недолго. У отца был ЗИЛ-130, он его мне задарил, и я начал заниматься перевозками. Помню, ночью вешал первый плакат-рекламу на Гастелло, потом меня долго донимали, чтобы я его снял.

- Когда наступил следующий этап, и каким он был?

 - В 2000 году меня осенило, что надо более пристально посмотреть на технологичные продукты, везти их сюда. И 17 апреля 2000 года — это день рождения бизнеса, который мы каждый год отмечаем: бывает, пышно, а бывает, очень пышно. Приходный кассовый ордер от 17 апреля на 313 рублей за какие-то строительные услуги в Пионерском лежит в сейфе. С 2000 года около 7 лет мы работали на рынке ПВХ-конструкций. Численность персонала — 35 человек, оборот компании — 45-50 млн в год. И это продлилось до 2006 года. К этому времени появилось много подобных компаний. Продукт был несложный, конкуренты начали разрывать рынок, трамбовать цену, и мы приняли решение уйти с этого рынка полностью и перейти в более высокотехнологичный бизнес. В 2007 году мы открыли мини-сервис, а в 2009 уже переехали с 70 на 500 кв. м. и начали заниматься непосредственно автомобилями и автомобильным хозяйством, обслуживанием.

 - Автосервисом?

 - Ну, автосервис — это слабовато сказано. Этот продукт достаточно технологичный, это целая экосистема. Буквально 14 сентября мы получили аккредитацию в Российском Союзе Автостраховщиков на предмет государственного технического осмотра. Впервые за последние 30 лет в Советском появился второй оператор по гостехосмотру — это мы. Здесь всегда эту процедуру проводило ООО «Прогресс», в Югорске — «УТТиСТ» и «Транссевер». Теперь мы официальные операторы гостехосмотра, то есть сейчас его можно пройти на месте, оформить страховку, пройти техобслуживание, помыть машину – и все это в одном месте. В принципе, это полный цикл, кроме кузовного ремонта и тяжелой электрики.

 - Марсель, в один из моментов вашей бизнес-истории вами была предпринята попытка уехать в Екатеринбург…

 - Да, это был поиск рынка сбыта и попытка переноса бизнес-модели на более крупные рынки, только и всего. Было принято решение частичного вывоза действующей площадки вместе с персоналом и оборудованием в крупный город. Мы были молоды, активны, но немного опоздали, потому что это нужно было делать лет семь-десять назад, так как рынок не стоит на месте, свято место пусто не бывает.

 - А подробнее, какова разница ведения бизнеса у нас и там?

 - Разница огромная. Если всем кажется, что здесь очень плохо, то бюрократический аппарат Екатеринбурга в десятки, если не в сотни раз тяжелее, чем здесь. Я читал интервью в журнале «Бизнес и жизнь», как ребята рассказывали, что там хорошо, что можно палку воткнуть, и она растет. Да, она росла в 2000-х годах, когда был бешеный спрос на все. В те времена многие люди, получившие большие деньги, даже не смогли их сохранить в таком водовороте. Бюрократический аппарат не просто сложный, он какой-то непробиваемый. Сейчас достаточно много компаний, которые смотрят на периферию как на серьезнейший рынок сбыта. Посмотрите на те же «Магнит», «Монетку». Причем при всех своих деньгах они зашли в Москву, обломали себе рога и поняли, что в городах с населением в 20-30 тысяч живут такие же люди, которые точно так же хотят кушать.

 - А на уровне людей, менталитета, бизнес-этики какой-то?

 - Одинаково все.

 - Можно сказать, что Екатеринбург по большому счету — это большой Советский или большой Югорск?

 - В плане непосредственно бизнес-процессов это примерно то же самое: трафики, количество людей, спрос товара. Есть, конечно, огромный потенциал, например, в интернете как торговой площадке. Но, прожив там четыре года, я вижу, что то же самое, что у нас везется из Екатеринбурга, там везется из Москвы.

Везде люди, как правило, не хотят работать. Нет элементарного стремления добиться чего-либо, усердия, как это было в советские времена. Вся эта экономика потребления извратила народ донельзя. Сейчас людей заставляют работать только их кредиты. Я даже не могу понять, каким должен быть корпоративный дух, чтобы было как раньше.

И подытожу: рынки одинаковые, люди почти одинаковые, разве что более развращенные наличием товаров и услуг. Но в принципе за последние 5 лет Советский и Югорск здорово подтянулись: есть торговые центры, кинотеатры… есть все, разница лишь в масштабах.

 - Можно сказать, что вы потерпели фиаско в Екатеринбурге?

 - Нет. Мы считаем это очень серьезным опытом, мы вкладывали в изучение рынка достаточно большие деньги, очень много было проведено переговоров с торговыми центрами и площадками именно в сфере бизнеса автообслуживания. В итоге пришли к тому, что район достаточно открыт, продукта серьезного, правильного нет, ну и решили «окопаться» здесь.

- Окинув взглядом весь свой бизнес-опыт, скажите, в чем ваша особенность или, как говорят, фишка?

 - Трудно сказать. Я бы не назвал это фишкой. Но я постоянно нахожусь в движении, встречаюсь с бизнес-процессами, с бизнесменами, с крупными компаниями, наблюдаю, делаю выводы. Еще главное, что за 16 лет мы научились слышать клиента. Этому необходимо учиться для дальнейшего роста и стабильности бизнеса. Я считаю, что нужно знать, как бы ты поступил на месте клиента, как было бы тебе хорошо. Мы считаем, что одним из важнейших принципов построения бизнеса является работа с претензиями, которая несет намного больше пользы и толку, чем какая-либо реклама.

- Давайте коснемся такого вопроса: за этот период, что вы занимаетесь бизнесом, много раз возникало желание стать бюджетником? Не было ли желания пойти работать в коридоры власти, например?

 - Мне, кстати, тут как-то приснился сон. Сижу я у Путина и спрашиваю, где у него помощники, а он отвечает, что нет подходящих людей. Я говорю, что могу пойти, и он соглашается. Я даже проснулся от этого. И в таком ключе я представлял, что эффективно руководить каким-либо подразделением я бы, наверное, смог… но вряд ли уже решусь на такое. В тяжелые времена 2009 года были потуги и мысли: гори оно все синим пламенем, потому что законодательство постоянно меняется, и не в пользу предпринимательства. То есть были мысли пойти работать по найму…

 - Как в песне поется: «им сытней и проще на твердом берегу»?

 - Да. Я, конечно, понимал, что это не так, что не сытнее и не проще, но со стороны ведь все видится совсем по-другому. Я четко понимаю, что бизнес для меня — это свобода. И я считаю, что предпринимателями не становятся. Можно обучить до какого-то уровня, но все же предпринимателями рождаются. Должны быть от рождения хорошие организационные способности.

- Марсель, а какой совет вы могли бы дать, например, местным властям? На что обращать внимание, чтобы у нас улучшался бизнес-климат, и поднималась экономика?

 - Вот смотрите, даже если конкурсы проходят, откуда лезут сюда с бизнесом? Я всегда был сторонником того, чтобы оставлять деньги в районе. И все механизмы должны быть настроены, чтобы так и происходило. Деньги вывозят в Екатеринбург, но оттуда они не возвращаются. Да что Екатеринбург, со всей России участвуют в конкурсах — Волгоградская область и прочие. Наши проигрывают, и чем это кончается…

 - Причем надо учитывать, что у местных предпринимателей значительно большие издержки, связанные с социалкой, климатом, нежели у волгоградских. Они заранее находятся в невыгодных условиях.

 - В том-то и дело. И добавочная стоимость формируется намного выше, чем у фирмы из Волгограда. Причем ответственности никакой, постгарантийные обязательства не те, но никого это не волнует. И обжигаются вокруг да около. Единственный критерий — это цена, но так нельзя. Это все нужно регулировать в пользу местных предпринимателей. Если мы не будем покупать продукты и услуги своих, то нам всем будет сложнее выживать. Особенно тяжело сейчас. После второй волны кризиса много предпринимателей сводят концы с концами. Деньги стали очень тяжелыми. Пять месяцев я боролся с одним из коммерческих банков, и, в конце концов, росчерком одного умника мне завалили кредитную заявку. Сейчас в Сбербанке я тоже уже месяц жду только оценки залога. И это не смотря на то, что я с хорошей кредитной историей, с хорошей финансовой отчетностью, с хорошим, проработанным проектом, с хорошим графиком. Даже по бешеной кредитной ставке денег не получить. Спасибо, кстати, Денису Деревянко, который очень активно работает в Фонде поддержки предпринимательства. Я не помню, чтобы в Фонде еще кто-то так активно работал.

 - Кстати, как вы относитесь к подобным Фондам и прочим структурам поддержки?

 - Очень хорошо. С ФПП надо работать, но они достаточно сложно преподают информацию, и там тяжеловатые условия. Тем не менее везде, где дело связано с деньгами, я считаю, должна быть бюрократия.

 - А каково ваше отношение к различным общественным объединениям бизнесменов: союзам, советам, ассоциациям? Одни считают, что они нужны, и плохо, что у нас их нет, а другие говорят, что нет и не надо, мол, только время терять.

 - Я считаю, что все эти союзы должны заключаться и организовываться более опытными предпринимателями. Я вижу, что молодежи не до этого. Даже у меня такой график, что  бег с утра до вечера. Причем я иногда задумываюсь, что нужно что-то менять в своем расписании, потому что если ты пишешь план на неделю, а пытаешься выполнить его за день, то это неправильно. Но я уже склонен к общественной работе, потому что чувствую, что дозрел до этого. Смотрел сейчас на выборы и думал, как это происходит, задавал себе вопрос: а смог бы я? Наверное, смог бы, но пока нет времени. Еще я считаю, что предпринимательство и госструктуры отличаются ответственностью и результатом. В госструктурах самый главный бич — это если нет результатов, то никто ни за что не отвечает. Думаю, с моей мыслью согласятся многие. В бизнесе такая «феня» не прокатит. Ты берешь кредит, начинаешь работать работу, и если нет результата — башка с плеч.

 - Дайте совет тем, кто в данный момент размышляет: а не пойти ли в бизнес?

 - Если честно и напрямую, не ходите. Сейчас не то время, не то место. Если, конечно, человек не обладает ученой степенью в интернет-технологиях. Я не вижу сейчас открытых продуктов, открытых рынков.

 - Можешь не идти — не ходи?

 - Да. Рынок попилен, деньги дорогие, люди развращены товарами и услугами, с эксклюзивом достаточно сложно. Вообще на эту тему можно достаточно долго размышлять, но я считаю, на сегодняшний день есть куча бизнеса, в который уже требуются люди. Там есть куча ответственности. Когда люди идут в бизнес, они не отвечают на главный вопрос: сколько я хочу зарабатывать. И это самый главный провал, когда они не отвечают на этот вопрос и идут. И я сравниваю тех, кто занимается своим бизнесом, не видя ни детей, ни жены, ни людей, и тех, кто ходит на работу, приходит домой в пять и абсолютно счастлив. У вторых риски минимальные, а заработки примерно одинаковые.

 - Ну а если точка невозврата уже пройдена? Если человек уже вошел в эти бурные воды?

 - То стоит упираться, думать и работать. Ведь часто бывает, когда человек заходит в бизнес, он начинает ослаблять хватку и надеяться на удачу. Очень многие путают удачу с успехом. Для бизнесменов могу порекомендовать несколько книг: Павел Анненков «Ошибки на миллион долларов», Александр Кравцов «Бизнес как экспедиция». Всем советую сначала прочитать эти книги, а потом начинать работать. Народ много литературы читает бесполезной, беспонтовой американской, которая по определению с нашим менталитетом не сходится. Тимур Горяев «Шпаргалки для боссов. Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте». Автор — бывший владелец концерна «Калина». Я перечислил книги тех бизнесменов, которые родились в нашей стране, прошли всю эту историю и написали ее. Они дадут ответы на эти вопросы лучше, чем я.

- Спасибо вам, Марсель, за беседу. На этом, пожалуй, и прервемся. Всегда рады вас видеть! 

 

ИА «2 ГОРОДА»

12
9972

Комментарии

Аватар пользователя Анвар
Анвар
194.190.170.254

Молодец Марсель, весь путь твой, твоего бизнеса перед глазами, всегда пользовался твоими услугами и дальше буду пользоваться, так держать! Удачи тебе и Успеха (разные вещи)!!!

Аватар пользователя Александр 2
Александр 2
94.50.195.190

Марсель один из самых неутомимых людей кого знаю. 

Аватар пользователя игорь
игорь
217.115.179.34

в чем неутомимых уточняй дружище!

Да рухнул сейчас частный рынок , остануться на плаву лишь те предприниматели кто пристроился к бюджетным деньгам, бюджетным контрактам и имеет высокопоставленных покровитилей которые  и рулят этими деньгами.

Аватар пользователя инокентий
инокентий
217.115.179.34

ага сидит , рассуждает а еще и в бейсболке с логотипом иностранной бейсбольной команды. А то что в югорске построил так это совсем не стртегическое планирование, на фоне умирающих городв севера! 

Аватар пользователя Гостья2
Гостья2
31.163.192.66

очень интересное и забавное интервью! и вещи очень умные и правильные! P.s. а почему "Вас" с маленькой буквы?

Аватар пользователя Пoмнишь Меня
Пoмнишь Меня
176.117.26.157
Достаточно познавательное интервью. Но вот это навязывание дополнительных услуг, которые не предусмотрены сервисной книжкой, не самыми компетентными менеджерами и другие негативные моменты закрыли для меня и многих моих знакомых дорогу в Классик-Авто.
Аватар пользователя Лев2
Лев2
94.50.192.238

Есть такое))) Знакомой месяц канифолили мозг с машиной)))

 

Аватар пользователя босс
босс
62.105.5.130

Да, есть там такое... все впаривают и впаривают... причем под предлогом необходимости..  Парни которые на прёме сидят так вообще пальцы загибают как будто профи во всем что связанно с авто...  Как то был случай,  убеждали что определенную вещь нужно делать сейчас... говорю, по книге гарантийной и по ТО ещё рано.... даже показывал где что написанно..  Говорят пишут там всякую ерунду..  а от куда тогда эти профи информацию черпают?  Вот над этим надо поработать Марселю..  на самом деле многие отварачиваются из за этого... Хотя сам центр неплохой. 

Аватар пользователя Пoмнишь Меня
Пoмнишь Меня
176.59.201.158

"Везде люди, как правило, не хотят работать" -точно так же, как везде коммерсанты, как правило не хотят платить. Любящие работать Специалисты, как правило не нуждаются в посредничестве.

Аватар пользователя Гость 123
Гость 123
94.50.194.208

Да Марсель прав. Особенно с Банками и кредитами. Сам  на своей шкуре испытал. Но работать в администрации нет желания, там одни лицемеры, рубят капусту а делают вид что для народа стараются.

Аватар пользователя Друг Морса
Друг Морса
194.190.170.229

После того, как он в юношестве (можно сказать в детстве) из двух кузовов от БМВ с металолома, на фоне отсутствия в 90-х каких-либо запчастей, собрал все же машину, стало ясно, что с упорством все в порядке! Задние пружины подвески были от кабины ГАЗ66! Они сильно задирали зад машины, но пара мешков с песком в багажнике и друзья на заднем сиденье выравнивали Бумер, как надо! Давай, Морс, при! А в пинципе, зачем тебя взбадривать? Ты сам- халерик в делах...

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки