Тема дня

24.12.2010 - 05:00

БУДЕТ ЛИ КАТАСТРОФА?

С 1 января 2011 года общий размер страховых взносов для работодателей увеличится до 34 % от фонда оплаты труда, то есть для большинства предпринимателей рост составит почти 2,5 раз...

С 1 января 2011 года общий размер страховых взносов для работодателей увеличится до 34 % от фонда оплаты труда, то есть для большинства предпринимателей рост составит почти 2,5 раза. По мнению некоторых финансистов, в лучшем случае это приведет к тому, что зарплаты в частном секторе снова уйдут в тень, в худшем — к исчезновению малого и среднего бизнеса как такового со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По давней традиции все интересное в России происходит в Новый год. Так, почти год назад, 1 января 2010 года, единый социальный налог был заменен социальными платежами во внебюджетные фонды. Тогда ничего нового не произошло, поскольку ставка платежей сохранилась на прежнем уровне. Но это было только начало реформы, теперь же размер соцплатежей будет увеличен в разы. Взносы в ПФР составят 26 % от фонда оплаты труда, отчисления в медстрах — 5,1 %, платежи в фонды соцстраха — 2,9 %.

По мнению ряда экспертов, такое решение, прежде всего, ухудшит положение предприятий малого и среднего бизнеса, которые пользуются, так называемыми, «упрощенкой» и «вмененкой». Теперь вместо 14 % им придется платить все 34 %. По иронии разработчиков законопроекта, льготы получают те предприятия, в  которых фонд оплаты труда на каждого сотрудника составит более 415 тысяч рублей в год (35 тысяч рублей в месяц), с зарплат свыше этой суммы взносы не уплачиваются. При этом страховые взносы не будут начисляться и на годовой заработок, превышающий 415 тысяч рублей, но и пенсионные права на эти суммы также формироваться не будут.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

Ответ очевиден. Все дело в том, что дефицит государственного пенсионного фонда превышает один триллион рублей. Если постоянно покрывать его за счет средств госбюджета, то, во-первых, никаких средств не хватит, а, во-вторых, пенсионная система очень быстро превратится в бюджетную систему, и наличие пенсионного фонда, как отдельного бюджета, станет бессмысленным. В таких условиях будет не только невозможна реализация путинского курса на постоянную индексацию размера пенсий и их приравнивание к прожиточному минимуму, но и вся пенсионная система страны грозит рухнуть. Соответственно, срочно понадобились какие-то дополнительные  источники финансирования пенсионного фонда. Так как на увеличение пенсионного возраста или сокращение расходов на госчиновников правительство пойти не решилось, крайними решили сделать работодателей.

КТО БУДЕТ КОШМАРИТЬ БИЗНЕС?

По замыслу пенсионных реформаторов, социальные платежи аккумулируются в трех внебюджетных фондах — пенсионном, медицинском и соцстрахе. Внебюджетные, значит, образованные вне федерального бюджета, то есть не подлежащие госконтролю, а это, согласитесь, в такой стране как Россия выглядит странно. Теперь эти, по сути, негосударственные структуры Правительство предложило наделить фискальными полномочиями, то есть правом контролировать собираемость средств и применять меры воздействия к неплательщикам. Как это будет выглядеть на практике, пока сложно представить, возможно, работодателям придется отчитываться сразу перед четырьмя структурами — государственной налоговой инспекцией и тремя негосударственными внебюджетными фондами. Как все это вяжется с призывом Президента Д.А. Медведева «перестать кошмарить бизнес» — совершенно непонятно.

При этом также не ясно, почему негосударственные структуры вдруг станут обладать государственными полномочиями, проще говоря, полномочиями налоговых органов, например, правом списывать деньги со счетов, запрашивать документы, налагать штрафы и даже проникать в жилище неплательщика. Последнее вообще кажется абсурдом, поскольку по Гражданскому кодексу проникновение в жилище без согласия жильца возможно только в случае предотвращения преступления, спасения человека или возникновения стихийного бедствия, причем тут социальные фонды — непонятно.

А СУДЬИ КТО?

На этом вопросы не заканчиваются. Например, скептиков интересует, как внебюджетные фонды собираются решать кадровый вопрос. Им в короткие сроки понадобится набрать около десятка тысяч финансовых инспекторов. Самый простой способ — набрать спецов из налоговой инспекции, но дело в том, что налоговая служба сама не укомплектована при всех тех бонусах, которые существуют у сотрудников ведомства.  Очевидно, что высококвалифицированные кадры будет крайне сложно заманить на службу в Пенсионный фонд России, в фонд социального страхования именно в качестве инспекторов. Люди вряд ли захотят уйти с государственной службы.

Пенсионный фонд и раньше существовал, но там не было инспекторской работы, то есть той работы, которая предполагает выход на место, к налогоплательщику, изучение его бумаг, бухгалтерской документации. Не получится ли так, что на работу в новые фискальные органы придется принимать тех, кто умеет читать, писать и просто Родину любить?

Далее, если предположить, что средняя зарплата сотрудника внебюджетного фонда будет составлять, например, 20-25 тысяч рублей, то на содержание новых контролирующих аппаратов могут понадобиться десятки миллиардов рублей. Понятно, что финансироваться внебюджетные фонды будут за счет собираемых ими же социальных платежей. Это означает, что с таким трудом отобранные у бизнеса средства пойдут не на выплату пенсий, а на содержание нового чиновничьего аппарата.

ПОЕЗД ТРОНУЛСЯ

Общеизвестно, что фонд оплаты труда весьма существенная статья расходов для малого и среднего бизнеса. Большинство экспертов уверены в том, что малый и средний бизнес не справится с дополнительной фискальной нагрузкой. Дело не в законопослушности предпринимателей, а в том, что они не могут этого сделать физически.

Соответственно, теперь уже вопрос может идти о выживаемости предприятий малого и среднего бизнеса. В первую очередь, у мелких предпринимателей исчезнет мотивация выплачивать официальную зарплату и вообще оформлять сотрудников, а это означает только то, что десять лет работы государства по борьбе с зарплатами в конвертах пойдет насмарку. Тогда, как говорят эксперты: «здравствуйте, лихие девяностые с серыми зарплатами и большой безработицей в реальном секторе экономики», потому что, во вторую очередь, частные работодатели будут вынуждены экономить на зарплате за счет сокращения самих зарплат или рабочих мест. Третий возможный вариант — это повышение стоимости товаров или услуг. Однако и это вряд ли поправит финансовые дела мелких предпринимателей, потому что потребительская способность населения находится на достаточно низком уровне. К тому же, рост цен может вызвать социальное напряжение в обществе, что невыгодно уже самому государству. Также совершенно непонятно, что будет делать государство, если малый и средний бизнес в России просто перестанет существовать. Между тем, если это произойдет, то последствия для государства окажутся просто катастрофическими: обвалится реальный сектор экономики, перестанет работать сфера торговли и услуг, на улицах окажутся миллионы людей, что приведет к колоссальному ухудшению экономической и криминогенной обстановки, вызовет мощнейший социальный взрыв.

«Подчеркиваю, что эта «гениальная» идея (реформа) родилась именно в период кризиса, когда все мировые правительства предпринимали методы, стимулирующие сохранение рабочих мест. Но мы не ищем легких путей, мы принимаем диаметрально противоположное решение», — заявил в интервью «Эхо Москвы» Михаил Орлов, председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы.

К тому же, конструкция, которая предложена в законе, касается всех предприятий, где фонд оплаты труда меньше 35 тысяч рублей в месяц. Получается, что под раздачу попадают не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и бюджетные учреждения. Это означает, что, например, расходы на оплату учителей, врачей теперь тоже значительно возрастут, и оплатить все должны будут региональные и муниципальные бюджеты, которые и без того тратят на выполнение социальных обязательств до 80 % собственных средств. Вдобавок к этому с 1 января на 20 % увеличиваются зарплаты бюджетникам, что окончательно может истощить местные бюджеты.

По мнению того же Орлова, если бы был объявлен конкурс на самую идиотскую реформу, то реформа ЕСН, безусловно, оказалась бы в числе лидеров.

ЛЬГОТЫ БИЗНЕСУ ПОСЛАЛИ

В недавнем своем послании Федеральному собранию Президент Медведев заявил, что для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, будут предоставлены льготы. И тут же центральные СМИ сообщили, что бизнес снова получит очередную поддержку за счет федерального бюджета. Некоторые даже подсчитали, что предпринимателям дадут более 100 миллиардов рублей, которые заберут у пенсионеров и бюджетников. Но на самом деле бизнесу не дадут ни копейки, просто у него заберут чуть меньше, чем планировали вначале. Но даже такие послабления коснутся лишь 15-17 % предприятий, для которых повышение платежей будет не в 2,4 раза, а всего в 1,8 раза, что тоже немало. Но и это не навсегда, а лишь на время двухлетнего переходного периода. По форме выходит, что государство, отбирая кусок хлеба, просит благодарности за оставшиеся на столе крошки, которые оно заберет позднее. Даже бывший министр экономики Герман Греф заявил: «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, который является источником рабочих мест и экономического роста, невозможно».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Финансовые аналитики считают, что в первую очередь следует признать два факта: первый — нужно что-то делать с гигантским дефицитом пенсионного фонда, второй — ЕСН, введенный в свое время для того, чтобы обеспечить наполняемость пенсионного фонда, со своей задачей не справился. Это означает, что единый социальный налог как налог, которым облагается фонд оплаты труда, не должен быть единственным источником финансирования внебюджетных фондов. Исходя из этого, надо, во-первых, разделить фонд оплаты труда и социальные обязательства государства, например, направить во внебюджетные фонды другие налоги, такие как НДС, налог на прибыль. Во-вторых, направить часть доходов от продажи нефти в пенсионный фонд и фонд социального страхования, чтобы они выполняли свои функции.

Общеизвестно, что законы в России принимают четыреста человек, а над тем, как потом выкручиваться, соображают сто тридцать миллионов. Это вселяет определенную надежду на то, что, может быть, малый и средний бизнес все-таки что-нибудь придумает, и катастрофа не произойдет.

В. Тихомиров

484

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки