Тема дня

22.09.2022 - 09:03

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Татьяна Клецова: «Мои последние интервью будут сильно отличаться от тех, которые были»

Буквально накануне мы узнали печальную новость — не стало Татьяны Клецовой. Некогда знаменитый режиссер театра-студии «Вольные ветры» ушла тихо и незаметно. Этим летом. Многие узнали об этом печальном событии лишь спустя время.

В 2017 году редакция ИА «2 ГОРОДА» провела интервью с Татьяной. Публикация собрала много откликов: писали коллеги и друзья Татьяны из разных российских и даже европейских городов. После интервью был организован творческий «квартирник», где собрались самые близкие для Тани люди. По окончанию того вечера ее позвали принять участие в постановке спектакля на местной сцене Центра Культуры «Югра-Презент». Казалось, жизнь налаживается. Но, к сожалению, время было упущено: Татьяну, как в воронку, затянул ее прежний образ жизни. Но это уже совсем другая история.

Люди помнят ее как талантливого, яркого и неординарного человека, который внес большой вклад в творческую жизнь Югорска. Редакция ИА «2 ГОРОДА» приносит свои соболезнования родным и близким Татьяны Клецовой. В дань памяти публикуем интервью с югорским режиссером и воспоминания ее друзей и коллег.

Фото: Татьяна Клецова (Лобова), vk.com

«Она не выйдет с вами на связь», — уверяли нас многие, но мы не только связались с нашей героиней, но и побывали у нее в гостях. Знакомьтесь, Татьяна Клецова, некогда знаменитый режиссер театра-студии «Вольные ветры», победитель всевозможных премий и фестивалей, а еще она ученица Александра Гордона (да-да, того самого). Это про нее говорила художественный руководитель творческого объединения «Культура» Зинаида Моор: «Она мужиков с трассы берет и делает спектакль». Это та, которая была отмечена наградой на ежегодной акции по поддержке российских театральных инициатив в Москве. Несколько лет назад Татьяна Клецова внезапно исчезла с поля зрения и театральных подмостков. Слухов было много: уехала на Родину, в духовном поиске, крепко дружит с зеленым змием… Однако мы встретились с ней в небольшом частном доме в центре Югорска и проговорили около двух часов о профессиональном прошлом, духовном настоящем и вечном будущем. Неординарная, глубокая и мудрая — Таня, несмотря на все жизненные коллизии, осталась такой же, какой она меня покорила в одном из своих интервью много лет тому назад.

- Почему театр?

- Это моя жизнь. Я семь лет строила театр-студию в «Норде». Пришла в него в 1999 году. За спиной было три высших образования: Саратовская консерватория по классу «актерского мастерства», Тамбовский государственный университет по классу «режиссура» и два курса ГИТИСа по классу «международная режиссура». Александр Гордон преподавал у меня актерское мастерство, а с Гришковцом мы делали спектакль.

- Почему Югорск?

- На тот момент я не выбирала город. Вообще, в нашей профессии, с учетом гендерной принадлежности, работать профессиональным режиссером практически невозможно. Можно, конечно, делать сказочки где-нибудь в детсадах, но на тот момент мне казалось, что я вполне себе устроена: преподавала при Тамбовском университете в актерском лицее. Получала я 600 рублей. А потом приехала сюда к брату, и мне предложили зарплату в 6 тысяч рублей. Я взяла под мышку дочь и сумочку, которая, кстати, со мной проехала много городов и стран!

Здесь я получила в полное свое распоряжение световую и звуковую студию, пошивочный цех... Конечно, это счастье, которое крайне редко выпадает, но это и большая ответственность. Помню свое собеседование с директором «Норда», тогда им была Светлана Устинова. Я должна была подойти в 9 утра, а поезд был на 11 часов. Думаю, ладно схожу. Пришла, вижу, идет такая дама из Амстердама и спрашивает: «Ну и что вы мне хотите предложить?». Отвечаю: «Я хорошо умею делать спектакли и хочу, чтобы мне за это хорошо платили». Она говорит: «Вы приняты». Вот и все. Таким образом, я здесь появилась. Приехала к брату погостить — «погостила» (смеется).

- Талант тщеславен?

- Есть внутренняя самодостаточность, но при всем при этом — это бесконечное беспокойство, потому что нормальные люди пришли в 18 часов вечера домой, поели вермишели с котлетами и легли спать. А этот «рюкзак», который я носила, это бесконечное перемалывание внутри собственных жил, костей… «жилы гудом», как у Цветаевой. Причем я работала с непрофессиональными актерами. Да и спектакль ставился на один сезон и потом выкидывался в корзину. Хотя ты делаешь целый сезон спектакль, который тебе бесконечно важен, и сжимаешь его до 1,5 часов. Ты выходишь «голышом»: все, что у тебя есть, все потайные мысли — они в спектакле! И либо ты будешь освистан, либо будет фурор, либо ничего не будет — тогда ты просто напрасно затратился. Хотя ничего не бывает напрасно.

- Что хотели донести до зрителя?

Таня Клецова на «квартирнике». 2018 год. Фото: Vasiliy Alekseev

- Я очень долго ни с кем не разговаривала. И мои последние интервью будут сильно отличаться от тех, которые были. Потому что на самом деле мне вообще плевать, что, чего и зачем. Потому что те вещи, которые я брала, они касались лично меня. Многие люди, которые ко мне приходили на спектакль, кардинально меняли свою жизнь! Я меняла судьбы людей! Театр — это работа на разрыв аорты, это не для слабаков. Хотя в жизни, особенно очень талантливые люди, они тихушники.

- Самые знаковые ваши спектакли?

- Рей Брэдбери «Лимонное мороженое с ванилью». Там двух мальчиков у меня играли 18 девочек. Весь 10-й класс (смеется). Они как-то скопом все пришли, и у меня родилась такая идея: каждую мысль будет играть разная пара. Дальше — спектакль «Когда облетает листва», повествующий о 10 годах жизни Мэрилин Монро и Артура Миллера. Еще мне бесконечно дорог спектакль «Билокси блюз». Сейчас давно не ставлю спектаклей, но начала работать над пьесой, по которой Фрейндлих играла моноспектакль.

- Где брали актеров для своих спектаклей?

- Где бы в Югорске я нашла профессиональных актеров? Да и у меня изначально был самодеятельный театр. Хотя не люблю это слово и называю театр студией. Мне нужно было завлечь людей. Первый выпуск — это были школьники. Я попросила принести их ненужные штаны, футболки и ножницы. И первое, что мы сделали — прорези на одежде. Потом они в этих лохмотьях работали целый сезон. Когда они приходили с учебы, работы, то снимали одежду, надевали эти лохмотья и переставали быть Машей, Ваней, Петей... Они становились единицей пространства, пластилином, из которого можно было лепить. Они становились никем. А когда ты становишься никем, из тебя так и прет! Мы такие чудеснейшие этюды делали!

2013 год. Фото: Центр Культуры «Сибирь», vk.com

- Мы занимались по Михаилу Чехову, а не по Станиславскому. Это две совершенно разные системы. У Станиславского надо все проживать: если у тебя роль палача, надо пойти на мясобойню и смотреть, как рубят скот. А у Чехова надо впрыгнуть в мощь происходящего. Ты не обязан быть уляпан этой кровью, но ты ее можешь ощутить. Вообще, по большому счету, спектакль собирается за пару недель, а все остальное время мы занимаемся тренировкой мышц души. Потому что у актерской души должны быть мышцы. Она должна быть натренирована, иначе она не впрыгнет, иначе — сопли в сахаре. Последний мой спектакль — «Забыть Герострата». Чудесная работа.

- Работа за деньги или деньги за работу?

- Мне в жизни повезло. За то, что мне нравилось делать, мне еще и платили.

- В каком году ушли из театра?

- В 2014 году. Я хлопнула дверью, а меня назад не позвали...

- Ждали, что позовут?

- Конечно. Я этот театр выстроила. Но меня хотели поставить на педагогическую работу, которая меня вот так уже достала! Свой театр создавать? Нет денег. У меня сейчас нет денег даже на хлеб…

- Хотели бы снова работать?

- Да.

- Что мешает?

- Возврат в профессию сложен, но если предложат, то рассмотрю все варианты.

- Чем сейчас занимаетесь?

- Религией. Я была в Греции, Тибете, Перу… сделала четыре фильма о православии, один — о католичестве.

Фото: Татьяна Клецова (Лобова), vk.com

Мне сейчас бесконечно любопытно качественно умереть. Мы сейчас разговариваем о суете и мелочах, но нужно говорить о другом. Особенно, когда ты понимаешь, что смертен.

В данный момент я умираю... у меня тромбоцитопеническая пурпура. Врачи ввели такое количество парацетамола, что у меня пошла кровь из ушей и глаз. Спасли меня в Екатеринбурге. Правда, сказали, что я буду «овощем».

- На волне успеха… Задумывались, почему?

- Все не случайно. Психосоматика. Я просто бесконечно наивна и все еще верю в людей. Но сейчас я научилась не так больно вываливаться из этой ситуации. Раньше я прямо физически заболевала после предательства. Когда именно эти люди, которых ты выбирал, как единственных звездочек на небе, тебя предают, степень боли острая! Но за это время я очень сильно повзрослела и… постарела.

- Что для вас смысл жизни?

- Я об этом много думала и пришла к понимаю того, что смысл жизни — качественно умереть. Что это значит? Это научиться очень искренне любить в этом мире и осознать, что Бог — это и есть ты!

 

Воспоминания о Татьяне ее коллег и друзей

Лев Иванов, режиссер Югорского Художественного Театра (г. Югорск):

Фото: Лев Иванов, vk.com

— Да, Танин уход — это потеря. Одно несомненно — она сыграла в моей жизни немаловажную роль и многому научила. Мы не очень пересекались в последние годы, но она один из очень важных для меня людей, благодаря которому я продолжаю заниматься театром.

 

Лила Боровинская, подруга (г. Ревда):

Фото предоставлено респондентом

— Пусть все утверждают, что ангелы живут на небесах, но я знаю одного прекрасного человека, который внутри, — настоящий ангел: талантливый, красивый и чудесный. Этот человек — Татьяна Клецова. У нее самая манящая улыбка, завораживающий взгляд и чуткое сердце. И главное — невероятно богатый внутренний мир. Она была потрясающим человеком! И это я говорю без какой-либо лести. Таня удивительная, разносторонняя, талантливая личность. Она была способна поддержать в трудную минуту, и, конечно, прийти на помощь. С ней было комфортно, хорошо, уютно. А общение с ней доставляло сплошное удовольствие. И я благодарю судьбу за то, что она мне когда-то послала такого неординарного, великодушного человека. В ее душе пылал огонь, способный обогреть каждого, кто в нем нуждался. Татьяна не переставала впечатлять своей душой и любовью к жизни. Таких людей, как она, очень мало, а может, и нет...

 

Татьяна Борисова, коллега (г. Югорск):

Фото: Татьяна Борисова, vk.com

— С Танюшей Клецовой я познакомилась на фестивале «Северное сияние» в ТРК «Норд», где в то время я работала фотографом. Татьяна показалась мне неординарной и талантливой, способной работать до тех пор, пока результат на сцене не приблизится к задуманному. А задумок было много, и они были очень оригинальными. С ее приходом фестиваль стал намного современнее и ярче. Я наблюдала за ее работой больше со стороны, ловила эмоции. Потом я много лет не работала на фестивале, затем здание «Норда» закрыли на реконструкцию, поэтому мы больше не встречались. Увиделись только в прошлом году. Танюша пожаловалась на здоровье и невостребованность. Так жаль, что ее с нами больше нет. Город реально потерял одну из самых ярких звезд.

 

Вячеслав Казанцев, худрук Центра культуры «СИБИРЬ» (г. Советский):

Фото: Вячеслав Казанцев, vk.com

— Мы с Татьяной встречались редко, но я видел, как она работала, каким она была профессионалом. По моему мнению, она была профессионалом высочайшего уровня. Как получилось так, что ее талант ушел в никуда? Вот это для меня, конечно, непонятно.

Помню, в начале нулевых Татьяна приехала в Советский со спектаклем «Билокси Блюз» по пьесе Нила Саймона. На тот момент на сцене нашего ДК света почти не было. Были только 13 галогеновых ламп и одна световая пушка. Как нам сказал наш педагог, такой вот аскетичный свет. Я как раз работал художником по свету в этом спектакле и с интересом наблюдал за репетициями. После окончания спектакля, который был поставлен и сыгран, на мой взгляд, гениально, Татьяна подошла ко мне и сказала, что это был самый лучший свет на ее представлениях. Это для меня было большой честью и похвалой.

В 2007 году мы с ней работали на открытии фестиваля «Северное Сияние». Было сплошным удовольствием наблюдать за ее работой: как она на ходу выстраивает из обычной стандартной картинки интересное, яркое, наполненное фишками зрелище. Это было нечто. И очень жаль, что она ушла, и то, что ее жизнь развернулась под таким углом. Для меня очень непонятно и страшно, когда такие замечательные люди уходят, не оставив после себя чего-то большего.

 

Ольга Созыкина, Школа вкуса «Пряности & сладости» (г. Югорск):

Фото: Ольга Созыкина, vk.com

— В свое время мы работали с Татьяной в одной структуре. К тому же у меня ребенок учился в театральной школе при ИКТЦ «Норд». И она была режиссером некоторых постановок. Мы встретились с ней, так скажем, как мама и наставник. Татьяна была талантливым и неординарным человеком. Глыба-человек. Она отдавалась своему делу вся! Она жила и горела тем, чем занималась. Это было видно по ее постановкам. Не только театральным. Таня ставила номера для выступлений коллективов «Норда». Все постановки были с глубоким смыслом и посылом. Она была интересным собеседником. Из беседы с ней можно было понять, куда тебе двигаться. Она не поучала человека, она просто говорила, а ты все постфактум понимал.

Мой сын вспоминает Татьяну с большой теплотой. Он говорил о ней так: она жесткая, строгая, но офигенно глубокая. С ней было так интересно: ты туда вроде как проваливаешься, черпаешь-черпаешь, а вычерпать не можешь. Это было так интересно слышать от 17-летнего подростка. Для меня это было знаковым.

 

Игорь Милосердов, режиссер Русского драматического театра (г. Чебоксары):

Фото: Игорь Милосердов, vk.com

— Я не стану описывать наши личные встречи и случаи, характерные события... они все таковы. Мне даже довелось с ее легкой руки побывать в Югорске. У нас с Татьяной одна театральная мама, а для Тани еще и буквальная.

Всему, что нас учили, пусть и в разное время, в этом Человеке (в Танюше) проявилось, думаю, больше, чем в ком бы то ни было из студентов Дорины Ефимовны Меркулович. Непокой, преодоление косности, собственных границ возможностей, воля, нескончаемая воля и в то же время искренность до обнажения себя перед собой самим же. Таня — художник, уникальная «творческая единица» — от слова «единственная», и второй такой нет! И еще одним редким талантом она выделяется из «нашего брата» — это способность видеть, удивляться и по-настоящему ценить талант в других... Таня для меня жива. Все.

 

Наталья Герловская, пресс-секретарь Департамента физической культуры и спорта Югры (г. Ханты-Мансийск):

— Татьяна говорила: «Настоящее искусство бесповоротно меняет. Мы должны выйти из театра не такими, как раньше». Признаюсь, после встречи с ней я не такая, как раньше. Каждая ее мысль, фраза или действие имели невероятную глубину. Ей достаточно было одного взгляда и пары минут диалога, чтобы увидеть, принять и подчеркнуть в собеседнике все ценное и настоящее. И в то же время испепелить напускное. Однажды она на зубочистках объяснила мне, что такое небанальность. «Вот смотри, все идут так», — сказала она и положила на стол вертикально две зубочистки. «А ты иди так», — и приставила горизонтально третью зубочистку.

 

Екатерина Чеховская

1
9192

Комментарии

Аватар пользователя 123
123
193.238.132.64

Очень, очень жаль. Была, правда, всего на одном спектакле, но он меня впечатлил. До сих пор помню свои эмоции после постановки, а прошло уже лет 17 наверное. 

 

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки