Тема дня

13.09.2018 - 09:09

ГРАЖДАНСКАЯ ТРИБУНА. Людмила Ковалева: «Может, именно такая работа заставила меня подняться»

Мы продолжаем цикл интервью с людьми, для которых общественная работа стала смыслом жизни. Сегодня мы беседуем с Людмилой Михайловной Ковалевой, председателем Советской районной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и членом Общественного совета по делам инвалидов при губернаторе ХМАО-Югры.

 - Людмила Михайловна, как давно вы занимаетесь этой работой, и как много людей объединяет ваша организация?

 - С 2006 года. На сегодняшний день в наше общество входит почти 800 человек. Сейчас к нам приходят в основном молодые ребята, те, кто по возрасту уже вышли из центра «Солнышко». Чаще всего это люди, ищущие работу.

 - Вы работаете только с членами вашей организации, или вами охвачены все инвалиды нашего района?

 - Мы стараемся помочь всем, кто к нам обращается. У нас много ребят, которых я называю своими волонтерами, они оказывают помощь нашим инвалидам на безвозмездной основе. Кому-то нужно что-то отремонтировать, кому-то помыть полы, передвинуть мебель, сделать косметический ремонт. В декаду инвалидов мы стараемся членов нашей общественной организации, инвалидов первой группы, то есть тех, кто вообще не выходит из дома, обрадовать какими-то небольшими подарками. С ними мы постоянно созваниваемся, справляемся о здоровье.

 - Вы сказали, что в вашей организации состоит порядка 800 человек, а каково общее количество инвалидов в районе?

 - Более 2000 человек.

 - А остальные не вступают из-за того, что вас не знают, или по какой-то другой причине?

 - Я думаю, что у каждого свой взгляд на наше общество: кто-то не знает, а кто-то просто не хочет, чтобы знали о его «статусе». В городе у нас работа налажена хорошо, а в поселениях с этим есть проблемы. Когда я приезжаю и беседую с инвалидами, то первый вопрос от них следующий: «Что мы от этого будем иметь?». Я обещаю, что они будут иметь как минимум общение. Мы собираемся, у нас проходят круглые столы и другие мероприятия. В городе это ведется лучше благодаря нашему большому, новому старому-престарому помещению, где мы находимся — на Ленина, 6. В этом помещении 416 квадратов, и там мы создаем творческие условия для инвалидов. Благодаря грантам у нас имеется аудио- и видеоаппаратура. Сейчас на президентский грант будем приобретать компьютеры и организовывать компьютерный класс. То есть в городе работа идет активнее.

 - Это понятно, здесь больше возможностей.

 - На большие мероприятия  приезжают люди из поселений, только не у всех получается. Причина — отсутствие транспорта. Мне очень приятно и комфортно работать с Пионерским кустом, где все наши начинания подхватывают не только председатели, но и главы поселений. Венера Сагитовна Зубчик всегда выделяет транспорт. С пионерцами мы неоднократно ездили и на КВН и на слет молодежного актива УрФО в Челябинск. В Алябьевском доме культуры второй год оказывается  помощь в лице Вшивковой Галины Владимировны в подготовке семьи на фестиваль в г. Екатеринбург. Да и вообще все председатели активно работают на протяжении десяти лет, принимают участие во всех мероприятиях, проводимых организацией. 

 - Что нужно, чтобы стать членом вашей организации?

 - Написать заявление и внести членский взнос — 100 рублей. Причем внести взнос можно не сразу, а в течение года. Многие не хотят афишировать, объявлять публично себя инвалидами, стесняются своего «статуса». Помню, когда пришла в 2006 году, я столкнулась с проблемой — люди не могли избавиться от этого комплекса. Сейчас многие из них принимают активное участие в жизни организации, хотя в ту пору я их не могла даже просто вытащить из дома.

 - Давайте поподробнее поговорим о вашей работе. Чем вы занимаетесь еще, кроме того что уже упомянули: помощь по быту, КВНы, круглые столы.

 - Мы прямо у себя в организации создали рабочие места. К нам приходят наши же инвалиды, пользуются услугами со скидками. В нашей фотостудии есть свой фотограф, уже давно функционирует мастерская по ремонту обуви. Сейчас создано рабочее место для специалиста, который занимается ремонтом ключей. Есть швейная мастерская, в которой с 50%-ной скидкой члены общества могут что-то отремонтировать или сшить. Есть у нас и парикмахерская, которая очень востребована. Мы создали творческую мастерскую, куда каждый может прийти и найти занятие по душе: изготовить какие-то сувенирчики. К нам приходят вообще все желающие, не только члены общества, и мы никому не отказываем. Наши двери открыты для всех.

 - Вы работаете с такой категорией населения, в которой есть не только маломобильные, а вообще почти немобильные люди. Они тоже каким-то образом охвачены вашей работой?

 - Конечно. Если они к нам обращаются, мы к ним приходим. Мы закрепили таких людей за нашими волонтерами. Девочки ходят к ним, занимаются уборкой, беседуют. Они по 2-3 человека каждый день обходят.

 - А волонтеры, о которых вы говорите, тоже из числа инвалидов?

 - Да, из числа инвалидов. Сейчас идет год Волонтеров. Мы понимаем, что молодежь не всегда может общаться с лежачими людьми. А мы, инвалиды, знаем наши проблемы, и у нас несколько другой подход к этому, другое восприятие. Наши волонтеры трудоустроены.

 - А как так? Волонтеры и трудоустроены?

 - Волонтерами я называю членов нашей общественной организации, и они на самом деле трудоустроены. С 2011 года я тесно работаю с Центом занятости, и в год мы человек 60 трудоустраиваем. От Центра занятости я принимаю людей на работу, мы им платим небольшие зарплаты. Это хоть и маленькая, но помощь. Инвалиды 3 группы идут к лежачим и помогают с душой.

 - Людмила Михайловна, а какова динамика по численности инвалидов в последнее время?

 - Численность снижается. Потому что очень часто людям стали снимать инвалидность. Это плохо. Многие по этой причине приходят в расстроенных чувствах: инвалидность сняли, а на работу никуда не берут. Больница дает им справку, что противопоказан тяжелый труд, переохлаждение, длительная ходьба и т.д.  

 - То есть снижение числа инвалидов происходит путем бюрократических манипуляций, а не путем реального оздоровления?

 - Может быть и так. Я задавала вопросы больнице, МСЭ — медико-санитарной экспертизе, которая устанавливает инвалидность. На сегодняшний день инвалидов самой легкой — третьей группы — у нас практически нет. Каким образом это происходит? Если бы третью группу инвалидности чаще давали людям, которые в этом нуждаются, то они получали бы хоть какое-то пособие, бесплатные препараты. Не у всех есть возможность самостоятельно покупать лекарства. На третьей группе пособие составляет всего семь тысяч. Что на него купишь? Но все равно хоть какая-то поддержка.

 - А по характеру инвалидности каким образом идет подразделение? Можно предположить, что сейчас стало меньше инвалидов-производственников по понятным причинам — производства практически нет…

 - Очень большая и частая причина сейчас — онкология. Также заболевания крови и детские церебральные параличи. Но на первом месте онкология. Сложность в том, что и по ней не всем дают инвалидность. Даже после операции дают третью группу.

 - Наверняка вашей функцией является в том числе и контроль над тем, как устроена безбарьерная среда на нашей территории. Как вы это оцениваете?

 - Никак не оцениваю. В нашем районе на безбарьерную среду денег нет. Каждый раз, когда я начинаю обо всем этом говорить, всегда слышу в ответ: «Нет денег». Есть копеечный бюджет, который закладывается на безбарьерку, он уходит на пандусы к социальным учреждениям, например, к Дому культуры или к местам, где будет проходить голосование. Обычно перед выборами начинают делать временные деревянные пандусы. Сейчас есть перекидные. Мне очень нравится ул. Макаренко после реконструкции.

 - В некоторых местах, даже на центральных улицах, инвалиду-колясочнику явно не проехать, зато в других местах, например, в СовПК, бросается в глаза, кажется, даже избыточная оснащенность для инвалидов. Это ошибочное суждение? 

 - Недавно все учреждения делали паспорта доступности, и мы общались с замом из нашего профессионального колледжа. Он сказал, что у них обучаются 10 инвалидов, но колясочников нет вообще, хотя на безбарьерную среду были потрачены огромные деньги. Оборудование стоит. Они ждут, что, может, когда-нибудь к ним придет колясочник. Я считаю, что любой вопрос нужно решать по мере его возникновения. А мы туда такие деньги вложили, оно красиво и качественно, но не востребовано, и при этом на элементарное средств нет. Что толку от удобных классов для колясочников, если колясочник просто добраться по улице до этого учреждения не может? Я об этом в какие только колокола уже не била.

 - Самое время перейти к вопросу взаимодействия с властью. Как оно происходит? Вы чувствуете поддержку?

 -  Да, мы чувствуем поддержку от властей регионального и федерального уровня. За последние года три мы каждый год выигрываем гранты. Все наши созданные рабочие места — это грант от Департамента труда и занятости ХМАО. Также недавно мы выиграли президентский грант — 448 тысяч рублей на компьютерный класс. Что же касается нашей районной администрации, лет пять назад она нам выделила 30 тысяч рублей на инструменты, и все.

На уровне муниципальном, к сожалению, поддержки нет. Элементарно: сначала мы находились на ул. Ленина, 10, там у нас было три кабинета, и негде было разместить людей. Я каждый раз об этом говорила, и нам Л.И. Носкова предложила помещение на Ленина, 6, где раньше размещались кадеты. Когда мы туда зашли, я даже не смотрела на потолки и стены, а увидела груду мусора, грязи, и мне стало плохо. Там нужен был ремонт, все было в ужасном состоянии. Но мои ребята вздыбились и сказали, что если мы это не возьмем, то нам больше ничего не дадут. И мы это помещение взяли. Но лучше бы не брали, потому что оно находится в очень плачевном состоянии. Когда мы все начали разгребать, вывезли три огромные машины мусора. Батарей в трех кабинетах вообще не было. Двери входные ногой пни — выпадут. Стекол не было. На потолке до сих пор у нас «Новый год» — девчонки заделали его дождиком, и мы не убираем, потому что смотреть на него без украшения страшно. Крыша вся течет. Ю.М. Сухицкий нашел бригаду, которая разобрала крышу детского сада на ул. Титова и перекрыла этим железом крышу у нас. Половину мы уже сделали, а когда ребята ее доделают, может быть, течь не будет. Когда дожди идут, у нас все ведра и тазики в ход идут. Администрация района к нам не заходит. Поначалу, как только это помещение нам выделили, Людмила Ивановна раза два у нас была. Сейчас хоть бы ради приличия к нам кто-нибудь зашел. На все мои письма один ответ: «Деньги не заложены, денег нет. Ждите». А чего ждать?

 - Наверное, администрация к вам не заходит, потому что вы ну очень далеко от нее находитесь.

 - Да, наверное, мы далеко находимся. Пока до нас доедешь, сколько бензину надо сжечь.

- Но наверняка есть и те, кого вы можете и поблагодарить?

- Да, конечно. С администрацией города нам работать полегче. Лариса Валерьевна Богданова всегда идет нам навстречу. Петр Михайлович Созонов («Газпром трансгаз Югорск») нам всегда оказывает содействие и в транспорте и в чем-то еще. Хочу выразить большую благодарность депутату Сергей Владимировичу Яковкину, который помог нам с ремонтом фойе. Сергей Владмирович Таньшин помогает. Есть предприниматели, к которым мы обращаемся во время декады инвалидов. Тамара Павловна Гардашова делает нам выпечку. Вера Михайловна Сажинова («Жемчужина Югры») и Ольга Ивановна Сдобникова — они всегда нам помогают деньгами на призы.

- Тем не менее, проблем у вас предостаточно. Людмила Михайловна, а зачем вам все эти хлопоты? В чем ваша мотивация?

 - В ту пору, когда я стала инвалидом и нечаянно попала в это общество, я лежала, не вставая, год. Потом я начала потихоньку вставать, двигаться. Когда я пришла в это общество, многие меня знали, начали рекомендовать на заместителя председателя. Потом в 2006 году я стала председателем. И, может, именно такая работа заставила меня подняться. Иногда я переходила дорогу, меня так сковывало, и я не могла даже шагнуть. А потом потихоньку заставляла себя. Эта работа заставляет держать себя в форме.

Я все хочу уйти: в марте у нас будет конференция, и я уже предлагаю своим, чтобы кто-нибудь встал на мое место. Они мне в ответ говорят, что я без этого жить не смогу. Но я постараюсь смочь, потому что морально тяжело работать. Приходят люди, и с каждым надо найти язык. Иногда люди приходят «убитые», расстроенные. Я даже говорю многим, что если завтра с улыбкой ко мне не придешь, то разговаривать не буду. Но плохо мне самой или хорошо, я обязана общаться. Если человек пришел ко мне со своей болячкой, я не могу его выгнать. У меня был сложный психологический период, когда я похоронила мужа. Люди приходили со своими проблемами, а я сидела и думала: «Вам плохо, а мне прям так хорошо». Я чувствовала, что на меня наваливается и наваливается, заставляла себя успокоиться. Я научилась тому, что, уходя с работы, не иду домой сразу, а хожу по улице, отключаюсь от дел. Было такое, что я дома на своих срывалась. Мне не нравилось, что тарелка не так стоит, что обувь не на месте. И все равно просыпаюсь ночью и строю планы, думаю, что же еще не сделано.

 - Сколько времени нужно походить по улицам, чтобы отключиться?

 - Я минут 30-40 хожу.

 - И зимой?                            

- И зимой в мороз. Обязательно нужно проветриться, чтобы прийти домой спокойной, с улыбочкой.

- Кстати, как близкие относятся к вашей работе?

 - Вроде как, положительно. Не ругаются.

 - Вы можете назвать какое-то самое большое достижение на вашей работе?

 - На днях мне был звонок из окружной организации, и ее председатель начала меня поздравлять. Я думала, она поздравляет с выходом из отпуска, а оказалось, мне пришла медаль «Почетный член Всероссийского Общества Инвалидов».

 - А на что-то еще у вас времени хватает?

 - Домой я прихожу и ничего не делаю. У меня семья, и благо в том, что мы живем с сыном. Он помогает мне и морально и материально, по дому что-то делает. Я могу позволить себе прийти домой и просто лечь. Раньше я любила в лес ездить — там рыбалка, грибы, ягоды.

 - То есть общественная деятельность — это ваша и работа и хобби — все в вашей организации?

 - Да, все в ней.

 - И вы еще считаете, что когда уйдете, то сможете без нее жить?

 - Не знаю. Но когда-то все равно надо уходить.

 - Ну что же, время покажет, а на этом пора закруглять нашу беседу. Спасибо! Всегда рады вас видеть.

 

В. Турин

ИА "2 ГОРОДА"

 

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

1
2576

Комментарии

Аватар пользователя Елена Александровна
Елена Александровна
185.200.123.18

200-300 тыс в месяц каждому на зарплаты у администрации всегда заложено а на инвалидов денег нет.

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки