Тема дня

30.03.2011 - 06:00

КОРОТКИЙ РАЗГОВОР О ДОЛГОЙ ЖИЗНИ

7 января Дмитрий Григорьевич Демин, житель п. Пионерского Советского района, отметил свой 100-летний юбилей. «Праздновать почетную дату односельчанина руководители поселка решили с размахом — в красном уголке здания администрации, с поздравлениями, песнями, подарками и цветами. Количество гвоздик в букете не пересчитал, казалось бы, только ленивый. 101 штука» — так начинался сюжет местной телекомпании о долгожителе Советского района.

В тот день одним из самых главных подарков, который подарили ему власти, стала однокомнатная квартира. Всенародно было заявлено о том, что долгожитель сможет переехать в нее уже через несколько дней.Однако со дня празднования прошло уже больше двух месяцев, а Дмитрий Григорьевич до сих пор живет в своей старенькой времянке.

 

 

РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Маленький деревянный домик в центре поселка Пионерского. Одна комната, на кухне в 2-х квадратных метрах — печка, электрическая плита, холодильник и обеденный стол. Здесь-то и встречает Дмитрий Григорьевич Демин гостей, одет в теплую рубашку, носки и штаны. «Дома-то холодно, особенно по полу дует», — признается долгожитель. Мне строго-настрогонаказывает не разуваться: «Не дай Бог еще заболеешь, дочка». Приглашает в комнату. Она небольшая, маленькое окошко освещает все пространство жилища.

Начинаю готовиться к интервью. Достаю диктофон, фотоаппарат, а хозяин тем временем делится наболевшим. Сразу спрашивает, положены ли ему газеты, а то уже несколько месяцев не получает периодики. «Раньше приходили бесплатно, а сейчас покупать приходится. Дорого, а что поделаешь? Люблю читать, для меня это чуть ли не единственное развлечение», — сетует старик. Замечаю на краю стола аккуратно сложенную стопку газет (видно, что ее бережно хранят). Обещаю разузнать, почему перестали приносить газеты и журналы. На мой вопрос о здоровье он отвечает: «Хорошо, только вот боюсь, не поживу в новой квартире. Дом-то еще не сдали. А вот мне ее подарили, так она моя? Не заберут, если что (видимо, под «если что» имеет ввиду «последний путь»)?» Ответить не решилась, промолчала, но поставила для себя галочку, надо будет и про это узнать. Дмитрий Григорьевич еще несколько минут рассуждал на эту тему, что квартира ему нравится, там тепло и уютно, а главное — туалет дома и ванна есть, да и печь топить два раза в день не надо, а сейчас приходится все самому делать. В доме он замерзает, зимой даже в валенках ходит. Ждет не дождется, когда сдадут дом, чтобы можно было переехать в новую квартиру и отметить новоселье. «Обидно. Подарок сделали, квартиру показали, а жить я там не могу», — жалуется старик.

Он — ровесник века, однако фору даст любому молодому, лет так семидесяти-восьмидесяти.«Зрение нормальное, сердце работает, как часы», — делится он. «Только вот слышу плохо, ноги стали подводить да память. Бывает, варю себе суп, луковку надо, иду к холодильнику, пока шел — забыл, зачем шел. Сейчас таблетки для головы пью, так лучше стало, а с ногами ничего не сделаешь — возраст. До магазина дойду, а обратно уже болеть начинают. Раньше давлением мучился, лечили-лечили — все бесполезно, пока сам за себя не взялся. Теперь все нормально», — смеется дед.

 

ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ

Родился Дмитрий Григорьевич 7 января 1911 года в крестьянской семье в Курганской области. Братьев и сестер у него было много, жили бедно. «Ничего в своей деревне и не видели. Вот сейчас Николая IIпричислили к лику святых, а зря. Не за что его хвалить. Плохо при нем простой народ жил. Он богатых-то любил, а бедных — нет. Пенсионерам пенсию не платил, многие умирали дорогой иль в бане от голода. Вот так жили! Не люблю я Николашу, не такой он был, как сейчас люди думают. А вот Ленину спасибо. Если бы не он — не жили бы мы сейчас так. Он сменил власть, и это хорошо!» — вспоминает он. 

В армию Дмитрий пошел в 32-м году, служил в пограничных войсках. А как война началась, направили в другие войска НКВД, и все пять лет, вплоть до победы, охранял военнопленных и заключенных. «Есть что вспомнить о тех временах, только не особохочется», — тихо признается он, нервно теребя в руках свой военный билет и пожелтевшую от времени какую-то бумажку. На глазах блеснула слеза и на старческие морщины предательски скатилась капелька. Старик смахнул ее быстрым движением руки — мужчины не плачут!

Дальше разговор пошел по душам…

— Дмитрий Григорьевич, а с кем-нибудь известным во время войны встречались?

— А как же… Сталина видел, только я его тоже не люблю. Не зря про него говорили, что тиран. Задушил людей налогами. Вот как было: коровы у тебя нет, а молоко и масло будь добр сдай, хоть наизнанку выкрутись, но сдай, также и с шерстью. Зерно, все, что вырастили — все государству, а сами траву ели. Летом все в округе съедали. Плохо было. А видел я его, когда он к нам вСоликамскприезжал, во время войны на трибуне выступал. О чем говорил, правда, не помню, да и не слушал его никто особо. Поговорил-поговорил, да и разошлись по своим делам. Вот и весь Сталин. Не хочу про это говорить, давай я тебе, дочка, лучше о чем-нибудь другом расскажу… 

— «Давайте!» – охотно соглашаюсь я.

Тогда разговор перешелсовершенно в другое русло. Женился дед Демин (многие называют его именно так) еще до армии. Венчались в церкви, со своей женой он прожил душа в душу 71 год, родили, воспитали и поставили на ноги 5-х детей. В 1947 году он вместе с семьей решил перебраться на Север. Поехали в Салехард, но доехали только до Самарово (ныне г. Ханты-Мансийск).Первая работа на новом месте была тяжелой. По объявлению устроился грузчиком в райпотреб,разгружал баржи с сахаром. После 2-х месяцев такого труда пришлось искать другое место (с непривычки ноги болели). Так он стал пекарем на хлебозаводе, позже работал заведующим продуктовым складом. В то время снабжал 13 буфетов, 3 столовые и 1 ресторан в Самарово. Проработал 9 лет. В это время как раз начало развиваться лесное хозяйство, поэтому Дмитрий Григорьевич решил сменить работу на более прибыльную и перебраться западнее нынешнего Ханты-Мансийска. Устроился лесорубом в лесхоз (30 км от Урая).Там заработал себе хорошую пенсию и решил вернуться на родную землю. Правда, к тому времени его деревни уже не было, и семья поселилась в Свердловской области. Но судьба решила иначе — вернулись Демины в далекий таежный край. Купили домик в поселке Пионерском и с тех пор так на этом месте и живет.

 — Дмитрий Григорьевич, а что Вы можете сказать о распаде Советского Союза?

—  Когда были Горбачев с Рыжковым, в магазинах ничего не было — хоть шаром покати. А пришли Ельцин с Черномырдиным — появилось все: колбаса, сыр, в общем, все! Сейчас вообще: живи — не хочу!  

У местного мафусаила есть свой секрет долголетия — это работа. Именно ее он считает своим вечным двигателем. Дмитрий Григорьевич никогда не сидел на месте, все время был чем-то занят. Даже будучи на пенсии, в 73 года он работал сразу в двух местах. «На самом деле я очень люблю жизнь и хочу жить достойно. Нет никакой закономерности в долголетии, и даже от здорового образа жизни не зависит количество отмеренных тебе лет.  Я живу, потому что я нужен, мне ведь надо еще правнучке помочь, Катеньке… она у меня молодец, ухаживает за мной», — поделился дед.   

P.S.:Попрощавшись с Дмитрием Григорьевичем, я решила посмотреть подаренную ему на юбилей квартиру. Дочь долгожителя охотно согласилась показать ее. Деревянный двухэтажный дом — один из многих, строительство которых в последнее время ведется в Советском районе. Первое впечатление — симпатично и уютно, особенно для пожилого человека. Что еще надо старику? В квартире есть все: сейф-дверь, мягкая мебель, кухня обставлена полностью (даже микроволновка есть), стиральная машина-автомат — все это подарок местных предпринимателей. Жил бы здесь Дмитрий Демин и горя не знал, как говорится: тепло и сухо. Только вот  когда переедет старожил в новую квартиру, не ясно, пока приходится все так же, как и прожитые 100 лет, топить печь, носить воду и «наслаждаться» всеми прелестями деревенской жизни.

Е. Апрятина

399

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки