Тема дня

27.06.2005 - 06:00

НЕПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ: ЮГОРСК

Этот материал о Югорске мы нашли на одном из интернетовских форумов. Его автор   москвич, побывавший в Югорске в командировке нынешней зимой. Возможно, в его впечатлениях много спорного и субъективного (ведь первые впечатления редко отражают истинную суть вещей), но всегда интересно взглянуть на свою жизнь чужими глазами… К тому же написан материал так здорово и юмористично, что мы просто не могли его не опубликовать. Читайте и наслаждайтесь… 

Приехал я на побывку из славного города Югорска, который расположен на «диком западе» ХМАО. В среду убываю снова, а пока тороплюсь доложить вам свои первые впечатления. Но обо всем по порядку…
Песнь 1
Туда летел газпромовским Як-42. Впечатления весьма неплохие. Вот никогда не принадлежал к числу зажравшихся буржуа, которые обращают внимание на самолётную кормёжку, но тут… Кормят и поят — чтоб я так жил.
Песнь 2
Если считать аэропорт лицом города, то я даже боюсь себе представить, какова же тогда его другая часть… Посреди территории возвышаются некие руины а-ля сталинградский Дом Павлова. Знающий народ говорит, что они (руины) символизируют строящееся 15 лет здание терминала. Поодаль расположены несколько домиков, также окружённые перманентным строительством. Самый нарядный домик символизирует вышку. Народ везут на автобусе к подозрительному металлическому ангару на опушке леса с навесом сбоку. Ангар символизирует зал отлёта, а навес — зал выдачи багажа. Поодаль стоит большое и вполне цивильное кирпичное здание, в котором располагаются технические службы. Немногочисленные таксёры ведут себя миролюбиво, сомнамбулически ожидая пассажиров внутри своих авто. Ибо понимают, что 2/3 прилетевших втиснутся нахаляву в чей-нибудь корпоративный ПАЗик. А оставшаяся треть — рассядется по персональным «коням». Видимо, ожидая клиентов, таксисты просто блюдут традиции своего цеха.
Песнь 3
На выезде из аэропор... — нет, не поворачивается язык — ...с аэродрома стоит памятник тому, который и теперь живее всех живых — самолёту Ан-2. Бедную самолётку взгромоздили колёсами на 3 высоченных бетонных столба. Как она оттудова не свалилась — малопонятно. Но пока стоит — в совершенно неестественном для данного типа взлётном положении.
Песнь 4
От аэродрома (г. Советский) до города — 20 минут езды. Окрестный пейзаж вне городов и крупных посёлков особенного внимания не заслуживает. Тайга вперемежку с болотцами, редкие, барачного типа домишки. В общем, типичные окрестности Петрозаводска, на широте которого Югорск и находится (даже немного южнее). Кстати, с недавних пор Югорск связан с Большой землёй помимо «чугунки», аж двумя автодорогами (раньше был только зимник до Ханты-Мансийска). Немалое, кстати, событие! К слову — основные дороги в районе очень даже неплохи. Правда, наблюдается отсутствие всякого присутствия второстепенных. Все АЗС на трассах принадлежат одному деятелю, баллотирующемуся сейчас в местные «бабаи». Портретами уклеены все дома, столбы и машины. Даже ёлки. Забыл, блин, фамилию. Да и фиг с ним.
Песнь 5
На въезде в Югорск стоит МиГ-25. Ощетинился полным комплектом ракет. Не в пример многим своим собратьям — аккуратно покрашен и ухожен. Старожилы бают, что во времена исторического материализма тут стояла часть ВВС.
Песнь 6
Югорск может быть описан одним словом — микроМосква. Всё очень миниатюрное, но такое родное и понятное сердцу коренного москвича. Возраст — 30 лет. 30 тысяч народонаселения. Пантов — на 30 миллионов. Вотчина Тюментрансгаза (в просторечии — ТТГ). Город-корпорация. Центром вселенной считается площадь, ограниченная старым 3-этажным зданием ТТГ, новеньким нарядным теремком Югорсктелекома, несколько «распальцованной» православной церковью, гостиницей «Югорская» и традиционно — почтой-телеграфом-телефоном. Поодаль активно строится монстр: уменьшенно-приплюснутая кирпичная копия Газпромовского небоскрёба в Москве, на улице Намёткина. Хотя, не особенно и уменьшенная: этажей 20 там будет. Вместе с двором, который по площади не меньше своего московского собрата, комплекс занимает добрую четверть центра города.
Песнь 7
Увеселительно-гламурные заведения центральной части города целиком представлены на пятачке диаметром 1 км: кинотеатром, торговым центром, парком, фонтанным комплексом и улицей Ленина с набором недорогих (по их понятиям) кафе и торговых точек. В день моего первого приезда в городе случилась Масленица. В связи с чем, движение по улочке Ленина было перекрыто, и там пили пиво все 100 коренных жителей города.
Песнь 8
Жилой фонд города представляет большей частью типовые, но весьма благопристойного вида пятиэтажки. Вообще, если у вас сложилось мнение, что Югорск похож на типичный среднерусский райцентр, застроенный разваленными халупами, с разбитыми дорогами и некрашеным домом культуры в центре, — знайте, что это не так. Городок исключительно чистый, ухоженный, все сколько-нибудь существенные здания раскрашены, чистота дорог — при всяком отсутствии реагентов — просто необычайна. Хотя, конечно, ухоженность эта несколько искусственна и напоминает что-то среднее между преуспевающим заводом и дачей нового русского. Среди благопристойных зданий там и сям понатыканы дощатые бараки первой волны первопоселенцев. Поодаль от центра (т.е. в 2-3 км) этот вид строений становится основным, перемежаясь с небедной коттеджной застройкой и несколькими довольно красивыми жилыми многоэтажками.
Песнь 9
Общественный транспорт, как таковой, в Югорске отсутствует. Конечно, по дорогам бегает несколько ПАЗиков и Газелей. Как символ национального автобусостроения. Но основным средством передвижения считается личное авто или, на крайний случай, — такси. По городу оно стоит 60 руб. До Советского — 250. Для Югорска это не деньги.
Песнь 10
Частный автопарк исключительно обилен. На 30 тыс. населения (включая младенцев и древних старух) — 15 тыс. легковушек. Тем не менее, интенсивность уличного движения напоминает северокорейскую. Существует только 2 места образования пробок. Да и те — на железнодорожном переезде. Правила дорожного движения в части проезда перекрёстков и пропускания пешеходов соблюдаются НЕУКОСНИТЕЛЬНО! Связано ли это с особой вредностью местного ГАИ, или с менталитетом поголовно автомобилизированного общества — могу только предполагать. За каждое серьёзное нарушение людям (по крайней мере, сотрудникам «ТТГшных» структур) присылают на работу письмо. И руководство на это письмо реагирует. Северная Корея — форевер! Как уже говорилось, чистота центральных улиц невообразима. Коммунальщики шустрят на небольших снегоуборочных «зверушках» и улиц песком не чистеют.
В районе полностью представлен японский, европейский и американский автопром, разбавленный ВАЗами моделей от «девятки» и выше и немного сдобренный 31-ми «Волгами». На классике ездят отдельные таксисты, безработные домохозяйки и полные лузеры. При этом за неделю я видел только одну откровенную «помойку». Человек, сидящий в ней, был подозрительно горбонос, черноволос и небрит.
Песнь 11
Цены. Описываются словом «трындец». Даже на искушённый «москальский» взгляд. Основные продукты питания стоят на 20-30% выше. Явные деликатесы — на 50-100%. Своего нет ничего —  говорят, даже водка привозная. Тем не менее, народ на этот счёт особо не заморачивается. Зарплаты имеют коэффициент 1.8. В условиях почти полного отсутствия «непристроенных» товарищей — средний житель представляет собой исполненное достоинства, полностью удовлетворённое жизнью, самодостаточное существо, спокойное как танк, чуть ленивое и наивное. Преобладающие хобби типичного газовика —  машина, работа, ружо (охота), домострой. Приоритет может быть различен.
Песнь 12
Жильё. Отстой. Гостиниц много. Но командировочных ещё больше. Гостиницы в большинстве дешёвые и мелкие. Сравнительно хороших «отелей» — 2 штуки. На всех не хватает. Одноместных номеров почти нет. Видимо, сказывается общажная психология вахтовика: кто ж будет в одноместных жить? Там же скучно: выпить, похрапеть ночью на троих не с кем. В те гостиницы, что есть, поселиться без брони невозможно в принципе. Даже если поселился в частной гостинице и оплатил весь срок — нет никакой гарантии, что посреди ночи, по звонку из ТТГ тебя не выкинут на улицу, чтобы освободить место для какой-нибудь важной делегации.
Песнь 13
Питаться надо в буфете администрации города. Там вкусно и крайне дёшево. Главное — сделать «морду кирпичом» и идти мимо вахтёрши строевым шагом. В прочих местах можно отдать 200 р. за 1 эскалоп.
Песнь 14
Описывая коренных жителей, ограничусь тем, что они, по слухам, бегают по тайге несколько севернее, пасут оленей (но это уже ближе к Надыму), живут в юртах, промышляют белок и курят мох. Сам видел только одну юрту и то — издали.
Песнь 15
Детское изобразительное творчество, как и везде, отражает суть бытия. Для Югорска и выше по карте объектом такого творчества являются: трубы, аборигены с ружьями, трактора-трубоукладчики, олени, ещё раз трубы и самая разнообразная авиатехника. Уже 7-летний пацан изображает Ми-8 вплоть до автомата перекоса  с фотографической точностью.
Песнь 16
Трубы и газокомпрессорные станции. Это наше (их) всё. Труб много. Они толстые и длинные. Тянутся от Надыма и Полярного через болота до Урала и дальше —  в Екатеринбург, Тулу, Рязань, Европу. Давление в них — 70 атмосфер. Если провертеть дырку и поднести спичку — «бахнет» так, что мало не покажется. Чтобы «бахнуло» ещё сильнее — через каждые 100-150 км расположены компрессорные станции. На каждой — куча газоперекачивающих агрегатов. На станциях находится толпа народу, которому по вечерам абсолютно нечего делать. В условиях сухого закона, народ изнуряет себя гирями-гантелями в шикарных спортзалах от щедрот Газпрома и с нетерпением ждёт очередного вертолёта. Я бы так не смог. А они ничего так, живут. Герои.
Песнь 17
Пьяные драки. Их почти нет. Большинство маленьких югорчан воспитывается в преклонении перед ТТГ, Газпромом и наместником бога на земле — «солнцеликим» Миллером. Культивирование у ребёнка любви к газодобыче напоминает воспитание маленького скрипача в семье бердичевских евреев образца 19-го века. Стопроцентного успеха в этом деле, конечно, нет. Как-то ночью я наблюдал под окном гостиницы бой «быков». Правда, приглядевшись, я понял, что это были не быки, а даже очень наоборот. Бились насмерть 2 юные девчушки. Парни, из-за которых и шла, надо полагать, баталия, наблюдали происходящее с неподдельным интересом. Впрочем, никаких тяжёлых увечий, за вычетом пары килограммов волос, нанесено не было.
Песнь 18
Погода. Оценивать январские холода в этом регионе я могу только по Нефтеюганску и Сургуту. И доложу я вам, что это не Гагры. Но, в целом, сухость воздуха делает существование в таких условиях достаточно терпимым – 200 там выглядят как – 50 в Москве. Одно плохо — непостоянство небесной канцелярии. В течение одного дня температура может быть утром около –100, скакнуть до плюса, затем упасть до –150, и так  — каждый день. Делать в таких местах и при таком климате покатые крыши надо запретить под угрозой расстрела! Проходя мимо дворца югорских связистов я был приятно удивлён съехавшими в 20 метрах от меня несколькими сотнями кг снега вперемежку с глыбами льда. С высоты около 20 м. Настроение моё от факта чудесного спасения поднялось необычайно! Зато нескучно!

Чем закончились приключения смелого москвича в Югорске, осталось для нас загадкой. Но, надо полагать, он благополучно вернулся в родную Москву и поделился впечатлениями о Югорске с москвичами. И может быть, — кто знает — вынашивает сейчас планы переезда на постоянное место жительства в Югорск. Ведь жить в микроМоскве, наверное, хочется всем…

2015

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки