С ней легко мечтать. Она выше всего: превратностей судьбы, кривотолков и звенящей пустоты, от которой по ночам не знаешь, куда себя деть. Одиночество — ее кредо. Лишь погружаясь в тишину она слышит музыку души. Ее песни исполняет весь цвет российской поп-культуры. Но она стремится к большему — покорить своим голосом весь мир. Наше двухчасовое интервью было похоже на исповедь, которая несколько раз прерывалась на слезы от нелегких воспоминаний. Знакомьтесь, в прошлом — мечтательная провинциальная девочка Лиза, в настоящем — состоявшаяся певица и композитор Лизабэт.
Через розовые очки о «школе жизни»
- Все непросто у тебя было в детстве. Расскажи про маму.
- Мама была с нами в самом раннем детстве (мне было тогда 2-3 года). В тот период ее было достаточно много. Помню, мы часто ходили к ее друзьям. Один раз она забыла меня в парке (ушла к подругам). Ее долго не было, пришлось идти греться к соседям. Мама легко относилась к жизни, это касалось и моего воспитания.
С папой и мамой
По папиным рассказам, я очень часто оставалась с бабушкой, которая во мне души не чаяла. Мама уехала от нас, когда мне было 5 лет…
- Не хватало ее?
- Внимание мне все уделяли. Не хватало заботы. Я помню, что была очень дерзкой. Пацанкой. Если было бы больше мамы в моей жизни, возможно, была бы сдержанней. Но это качество характера сейчас проявляется благодаря папе. Он был очень строг в свое время, но воспитал во мне множество достойных качеств.
- Как тебе объяснили отъезд мамы?
- Я помню слова соседских детей: «Твоя мама умерла».
- Жестко. А разве папа ничего не говорил?
- Скорее всего, он меня оберегал. Вообще я была очень позитивным ребенком, несмотря на то, что все так сложилось. Да, я искала маму первый год. Помню, как гуляла в парке и оборачивалась на женщин в похожих куртках и думала: «Это моя мама!». Но поняв, что ошиблась, возвращалась с грустью домой. Позже (мне было 6 лет) у папы снова появились отношения. Его женщина была достаточно своенравной, но ко мне вроде хорошо относилась.
- Ты говоришь «вроде»...
- Были моменты, когда меня обижали, но она не задержалась в нашей семье. На ее смену пришла новая папина женщина, которую я позже все-таки полюбила. А вообще я отношусь к этому как к большой «школе жизни». То, что я прошла, не дано пройти каждому. Я иногда похожа на маму: она всегда легко относилась и относится к жизни. Хотя у нее и были сложные ситуации. Кстати, мне иногда мой муж тоже советует снять розовые очки.
В свое время моя мама была очень успешной бизнес-леди, она могла легко подарить мне машину. Потом, как это часто происходит, бизнес прогорел. Многие пытаются найти выход и спастись алкоголем или наркотиками, но это не ее история. Она сильная. Но я о маме говорю не много, все больше о папе. Потому что он ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, который сделал меня той, какая я есть сейчас. Благодаря его строгой любви: он воспитывал меня кнутом и пряником, но кнута было в ранней молодости больше. Когда я повзрослела, между нами осталась только безусловная любовь.
- Ты сказала о строгости папы. В чем она проявлялась?
- В школьные годы была строгая дисциплина. Она помогла меня направить в нужное русло в учебе и спорте. Если дома я недостаточно чисто прибралась, он мог поругать. Сейчас мне это не на руку — муж «стреляется» из-за моей фанатичной любви к чистоте (смеется). В юношестве на кухонных посиделках в разговорах о первых влюбленностях и мальчиках папа был лучшим слушателем (нередко мог и пошутить и посоветовать).
С папой
Вообще мой папа любил, чтобы все было красиво и идеально. Мало кто знает, что он сам делал конфеты и шил (у него было свое ателье). Помимо этого он изготавливал мебель для детских садиков. Все, что находится в моей музыкальной студии, это его рук дело. У меня есть столик невероятной красоты: снаружи он из стекла, а внутри — бабочки. Есть огромный кожаный сундук с гравировкой «Лизабэт». Все из области фантастики!
- В одном из видео ты сказала, что веришь только своему папе. Это так?
- Это правда. Еще есть из сферы музыки мой близкий друг, рыжий из «Иванушек» — Андрей Аполлонов. Кстати, с ним мы до сих пор близки. С папой мы тоже жили музыкой. Он был «серым кардиналом» (всегда держался в тени). Но что бы я ни делала, все контролировал папа.
- Можешь сказать, что он заменил маму?
- Он заменил мне весь мир.
- Но обычно, особенно девочкам, не хватает мамы. Как-никак, все мы связаны пуповиной…
- Эта связь есть. На уровне переживаний. Сейчас такой период, когда я просто за нее переживаю.
Переезд мамы в Сочи сыграл большую роль в моей жизни. Спустя какое-то время она мне позвонила, мы возобновили с ней общение. Хотя мне и запрещали это делать. Однажды мама пригласила меня с папой к себе в гости. Я поехала и осталась у нее, даже второй класс там отучилась. Она от меня натерпелась, бедная. Тогда я проявляла папин характер. Ведь я даже маму по-детски била, приговаривая «ты такая-сякая».
- Мама как-то оправдывалась, почему уехала, бросив вас?
- Нет. Она молчала и плакала. Думаю, она не знала, что сказать. Помню, как сбегала от нее. Могла просто выйти из маршрутки не на своей остановке. В общем, маме было очень тяжело со мной. Но я все равно благодарю папу за эту возможность — жить с мамой в Сочи.
С мамой
- Ты осталась такой же открытой, как в детстве?
- Не совсем. Были люди, которые меня обижали. Эмоциональна, но внутри холодна.
Через неверие к своей цели
- В твоей биографии есть один факт: учителя музыки не верили в твой талант, поэтому ты училась пению самостоятельно. А близкие верили, что «роман» с музыкой у тебя надолго?
- Поначалу папа отнеся скептически, когда я ему сказала, что стану певицей. Мне было 8 лет, когда он попросил меня спеть. Тогда я жутко застеснялась и закрылась в комнате. Позже стала приходить на радио в лицее: брала микрофон и пела в унисон с Натальей Орейро. Я просто копировала, пытаясь перенять манеры артистов на себя. Заслушивалась Бейонсе и Мадонной.
- Когда ты поняла, что хочешь стать певицей?
- В 2001 году, когда на волне популярности был проект «Фабрика звезд». У меня была идея фикс попасть туда. Папа говорил, что это нереально, так как я была очень маленькой для проекта. К тому же у него были свои планы — сделать из меня архитектора-дизайнера. Но этому не суждено было сбыться.
В 2001 году я попала на концерт «Фабрики звезд» в Сочи. Позже я стала бывать на всех их выступлениях. Благо мама могла купить мне билеты в первых рядах, где я настолько бурно реагировала на песни девчонок, что на одном из концертов меня заметила Саша Савельева. После выступления она пригласила меня в гримерку. Там меня очень тепло встретили: и Сати Казанова и Ира Тонева. Я поняла, что мне комфортна эта среда. Когда приехала в Югорск, никто не верил, что у меня появились звездные подруги: ни семья, ни школа. А я «летала»!
С участницами группы "Фабрика"
Когда я начала заниматься вокалом, педагоги были настроены скептически. Они думали, что это все эмоции. Да, меня любили за мою открытость, но из меня не растили девочку, которая подает надежды. Я не выступала на том же фестивале «Северное сияние». Поэтому мне оставалось лишь одно: приходить домой и в прямом смысле мучить соседей громким пением.
- Неужели кроме твоих «фанатов» соседей в тебя никто не верил?
- Никто не придавал значения моим амбициям. Только мои звездные девчонки из «Фабрики». Они поддерживали SMS-ками такого содержания: «Пой, занимайся...». Папа мне говорил не создавать себе кумира, но в тот момент, если бы не мои звезды…
- Ты говорила где-то, что еще хотела сняться в кино. У Звягинцева?
- Нууу, это мощь!
- Тебе же главное глубина, или...
- Конечно! Кстати, позже, после университета, благодаря папе, я отучилась в школе драмы Германа Сидакова в Москве. Это серьезный режиссер, который дал нам просто сверх всего возможного!
Через игру к контракту мечты
- Как вообще ты попала в Москву?
- Все началось с Питера, куда я поехала учиться. Папа сказал, что должна быть профессия для подстраховки. Я поступила в вуз, стала учиться на госдеятеля и продолжала петь. Когда я узнала, что группа «Фабрика» распадается, поехала на кастинг. Не прошла его, но передала свой диск с песнями Игорю Матвиенко и Сати Казановой. Позже они мне позвонили. Это было началом нашей совместной деятельности.
- В 2011 году тебя пригласили в проект «В Москву за счастьем», где ведущим был Андрей Аполлонов. Расскажи всю телевизионную «кухню».
- Проект про провинциальную девчонку, которая приехала покорять столицу. Продюсеры пытались выдавить из меня эмоции, но я была непробиваема. Сами съемки больше напоминали постановочную игру. Зато проект показал, что я спокойно отношусь к камерам. После него мне предложили контракт с Игорем Матвиенко в качестве артистки его продюсерского центра. В итоге мне сняли первый профессиональный клип в моей жизни. Но изначально я сделала ошибку, что играла, а не была собой, и они не увидели, какая я на самом деле. Все подумали, что я девочка-одуванчик, хотя это была маска. Благодаря тому, что я вернулась в Югорск и «перезагрузилась», могу смело показать, какая я есть в музыке.
С Андреем Аполлоновым
- А как же интриги, зависть и конкуренция в шоу-бизнесе?
- Я сейчас дерзко скажу, что я выше всего этого. Потому что мне дали огромную веру и продолжают это делать! Игорь Матвиенко продолжает со мной работать, покупая мои песни.
С Игорем Матвиенко
Я в себе как личности уверена. Хотя в шоу-бизнесе, как и в жизни, есть сплетни: кто в чем пришел, с кем встречается… Это есть везде. Чем отличается жизнь от шоу-бизнеса? Тем, что там все сплетни афишируются публично.
Через пустоту к востребованности
- Приятно то, что в некоторых передачах ты с теплотой отзываешься о Югорске.
- Многие стесняются маленьких городов. Это комплексы. Я наоборот, всегда подчеркиваю в интервью, что я из маленького города и из простой, но самой лучшей семьи на свете. Я верю, что та непростая ситуация, которая произошла со мной в 6 лет, приведет меня к успеху. Но сейчас я не люблю Югорск, потому что недавно не стало моего папы, а значит, и дома... Ничто и никогда не заменит его. Пустота внутри... хочется ее заполнить.
- С чем было связано твое возвращение в Югорск?
В 2014 году мы с Игорем Матвиенко расторгли контракт. Причин я сама не знаю до конца. В тот момент он был погружен в другой проект, и я развивалась сама по себе, параллельно работая в караоке (куда, кстати, и устроил меня Игорь Игоревич, думаю, для опыта). Я же в любой ситуации вижу только плюсы. Перед переездом в Югорск я уехала в Сочи для съемок клипа. Папа, в свою очередь, вложил в него большие деньги. Это была огромная ошибка, которая многое изменила в моей жизни. До сих пор не понимаю, зачем я это сделала! Мы с папой залезли в большие долги, что его очень волновало до последнего.
- Для чего тебе нужен был этот клип?
- Пошла на поводу своих амбиций. Сделала все импульсивно, как в казино: бух, поставила на все! Да и на тот момент у меня не было команды. Ведь можно было сделать так, чтобы получать прибыль, а мы ушли в кризис. После этих съемок я вернулась в Югорск.
- Как тебя встретило твое окружение?
- Оно поменялось. Я стала закрытой, чтобы не распыляться. Со всеми доброжелательна, но на расстоянии.
- А может быть, ты боялась, что с тобой будут общаться из-за того, что ты такая крутая звезда из столицы.
- Мне все равно. Я к этому проще отношусь.
- Чем ты здесь занялась?
- Стала писать песни для успешных артистов и для продюсерского центра Игоря Матвиенко и Максима Фадеева. Сейчас сотрудничаем с продюсером Ольги Бузовой — Арамом Арчером. Параллельно продолжаю снимать клипы при поддержке моих ребят. Кстати, как-то ехала в машине и думала, что несмотря на то, что нахожусь в небольшом городе, я востребована в Москве. Но пока, конечно, больше как автор и композитор.
- Тебе этого мало?
- Это вообще не моя роль. Когда мне Игорь Игоревич говорил, что я классный автор, меня это жутко обижало. Я даже плакала из-за этого. Мне хотелось, чтобы меня воспринимали не только с этой стороны.
- У тебя не было мысли сотрудничества с градообразующим предприятием?
- Конечно, мысли были! Я даже написала гимн в честь 50-летия организации. Но он не был услышан. Хотя, на мой взгляд, это очень сильная песня. Я хотела рассказать про труд людей, которые жертвуют своим здоровьем ради благополучия своей семьи (таким примером для меня являются дедушка и муж).
С супругом
С большим уважением отношусь к тем, кто в свое время строил наш город и не боялся работать на трассе в тяжелых условиях (в том числе и мой отец). Эта песня посвящается именно им!
Через одиночество к материнству и творчеству
- Есть мнение, что когда ты популярен, то ты одинок... Этакое публичное одиночество.
- Одиночество ведь свойственно любому человеку. А мне оно просто необходимо для творчества. Несмотря на то, что у меня есть семья, я одинока.
- У тебя в соцсетях выставлено довольно откровенное фото, где ты кормишь грудью свою дочь. Я увидела в этом два смысла: материнство и секс. А что ты хотела этим сказать?
- Я хотела показать, что, несмотря на то, что есть малыш, я продолжаю думать о себе и быть красивой. Мне хотелось показать и красоту грудного вскармливания. Как раз на тот момент у меня все знакомые девчонки поголовно переходили на смеси. Мне хотелось всем сказать, что это неправильно!
С дочкой Майей
Вообще моя беременность была не по плану. Когда папа узнал, что я скоро стану мамой, он сказал: «Дочь, ты поторопилась. Мы же должны были поехать в Америку». Я до последнего втягивала живот, пока это было максимально возможным. Стеснялась.
- Какая ты мама?
- Сейчас достаточно строгая, хотя Майю очень сильно люблю! Буду ей всегда помогать в ее жизненных ориентирах.
Через страх к себе настоящей… и «Грэмми»
- Ты уделяешь много внимания благотворительным концертам. Почему?
- Я всегда была такой, но мне больно от того, что не могу пока больше сделать. А вообще с детства мечтала, что буду помогать животным. Когда стану популярной, хочу быть филантропом и связать свою жизнь с заботой о животных. Хотя и не исключаю создание фондов помощи нуждающимся детям.
- В течение всего нашего интервью ты позиционируешь себя как мегапозитивный человек.
- Для меня все кажется простым. Даже подписать контракт с Бейонсе! Просто надо выучить язык. Должен огонь гореть в глазах. И не бойтесь борьбы, именно она закаляет характер. В свое время я была на кастинге у Пугачевой на проект «Фактор А». Там было все жестко. Но я рада этому опыту! Мой любимый девиз: «Чтобы достичь успеха, перестаньте гнаться за деньгами, гонитесь за мечтой».
- Ближайшие планы?
- Переезд в Сочи. Там будет работа, связанная с музыкой. Выход клипа на мою новую песню. Он будет откровенным: такой я никогда не была перед зрителем.
Фрагмент из клипа
- Это будет новая Лизабэт?
- Да, ведь до конца люди не знают меня. Сейчас мне предстоит очень серьезная работа — раскрыться. Хотя «раздеться» в творчестве непросто. Есть страх.
- Но между тем ты смело оголяешься в новом клипе. Обычно это делают, когда нет смысловой нагрузки в песне...
- На практике так всегда: когда нечем крыть, женщина раздевается. В моем случае я хочу более ярко раскрыть то, что несу в песне. Там есть строчка «плавимся в стоне». Для меня, как для правильной девочки, это смело, но я решилась на это! Я всегда подстраивалась, но этого больше не будет!
- У тебя не было внутреннего посыла доказать своей маме, что ты чего-то стоишь в этой жизни?
Нет. Скорее всего мне хотелось доказать папе. Он у меня был человеком приземленным, хоть и умел мечтать. И когда все закрутилось... Когда папа услышал первую песню в записи, то очень гордился мной! Он всех заражал моей музыкой, говорил: «Это моя дочь поет, послушай!».
- Последние разговоры с папой. О чем они были?
- Он всегда говорил мне меньше спать и больше работать. Недавно поняла, в чем смысл: только тогда живешь, когда встаешь с рассветом. Еще говорил, что нужно все делать с душой и старательно. Он и сам все делал с невероятным трудолюбием и большой любовью! Папа верил и верит (я это знаю), что следуя эти правилам, я добьюсь большого успеха в жизни.
Я сильно постарела после его ухода. На лицо. Я вижу это в зеркале... но я приду к успеху в своей жизни. Я не имею права останавливаться и знаю, что найду силы донести свою музыку в этот мир! Мечты о «Грэмми»... я до сих пор в это верю.
КАТЯ ЧЕХОВА
ИА «2 ГОРОДА»
Фото из архива Елизаветы Хайковой
Открыла интересного человека! И песня: "Делай что-нибудь" понравилась, даже больше чем песни "Фабрики")))))))))
Повезло, срослось как говорится. Не зазвездила и не спилась. А то Иванушки у Матвиенко уже двоих похоронили солистов.
Иванушки Матвиенко, это болгарский эстрадный исполнитель, незаслуженно обделённый вниманием. Поёт не под "фанеру".