О жене-«декабристке» и веселых частушках
Наши герои давно живут на Севере.
- После свадьбы в Башкирии поехала в 1984 году за мужем в Советский, — рассказывает Софья Бадамшина. — Сначала жили несколько лет в общежитии, потом появился свой угол. Окончив медицинское училище, стала работать в хирургическом отделении местной больницы. До сих пор там работаю, уже 35 лет. Здесь у нас родилось двое детей, появился внук.
Собравшиеся за столом — главный костяк марийской организации «Ужара» — «Рассвет». Она была организована в 2012 году. Состав участников менялся не раз, сейчас он состоит из 10 человек. Это коренные марийцы со всего Советского района.
- Танцуем, поем... Все объединены одной целью — сохранить нашу культуру, обычаи и язык, — рассказывает Роксана. — Мы были в Ханты-Мансийске на фестивале «Югра многоликая», выезжали на различные конференции и форумы. Были в гостях у других марийцев в Нягани, объездили весь Советский район.
О чем спрашивают чаще? Отвечают, что о нарядах. Например, вы знали, что нагрудная повязка (мониста), а также блестящие головные ленты (нашмак), украшенные вышивкой, бисером и монетками, оберегают от сглаза? Их так много, что все внимание они перетягивают на себя.
- Хотя нас мало в Югре, но мы есть! — гордо говорят наши герои. — Мы ведь сюда приглашали даже марийских артистов из Йошкар-Олы!
Награды с окружных и городских мероприятий
Члены национального клуба часто собираются вместе: пьют чай, поют частушки и записывают свои песни.
О женской эмансипации и монетке от сглаза
Сватовство у марийцев проходит так же, как и у многих. Родственники со стороны жениха приходят к родителям невесты и за чаем ведут неспешные разговоры о предстоящей свадьбе.
- Раньше было так: если родители выбрали девушке жениха, то она не могла отказать. Сейчас такого нет, — отмечает Роксана.
Самой главной заботой было у невесты — собрать приданое. А оно состояло из 23 мужских рубашек, 25 женских платьев, 30 полотенец и платков, постельного белья и прочего. Свадебное платье тоже шилось вручную.
- Я должна была сама все это вышивать…. пришлось учиться рукоделию. Потом все вещи обычно складывали в сундук, и на свадьбе часть их раздавалась гостям, — рассказывает Софья Ташбулатовна. — Еще невеста должна была приехать к жениху с ведрами и коромыслом. Такой обычай. После свадьбы девушка шла на родник за водой и пекла на завтрак блины.
Свадьба шла по 2-3 дня. Сначала невеста должна была переночевать у посаженных родителей, утром второго дня жених забирал девушку в ЗАГС. Гуляли всей деревней. Даже с соседних приходили: кто на лошади, кто на мотоцикле. На торжестве были девичьи игры, песни под гармонь… рекой лилась медовуха.
Марийцы очень любят петь
В семье главным был мужчина. Женщина занималась домашним хозяйством. Но так было раньше, потом права уравнялись.
- Мы сюда приехали, мне муж помогал по хозяйству: стирал, посуду мыл... Мы все вместе делали, — вспоминает Софья Бадамшина. — Мне кажется, сейчас женщины играют большую роль в семье. Они лидеры.
Да и раньше все было по-другому: много детей (если было 1-2 ребенка, то семья не считалась полной), мало разводов (терпели, уступали и поддерживали). «Сейчас такого нет», — с горечью делятся наши герои.
При рождении ребенка у марийцев есть свои обряды. Перед первым купанием младенца в бане родители тщательно выбирают, кто это будет делать. В первую очередь смотрят на характер, потому как считается, что в этот момент ребенок приобретает те качества, которые есть у данного человека.
- А еще новорожденному вешают на руку монетку или лоб помечают углем, чтобы не сглазили, — рассказывает Софья Ташбулатовна. — Для отпугивания злых духов под подушку ребенку клали ножницы и кусочек хлеба.
Последние из язычников и первые по веникам
В чем отличие марийцев от других наций? Софья и Роксана отвечают:
Мы язычники. Некрещеные. У нас нет храмов. Есть Бог леса, солнца, земли... Самый главный Бог — Ош Юмо (Белый Бог). Можно сказать, что мы последние в Европе из язычников.
Мы работящие. Все умеем: плетем корзины и лапти, занимаемся пчеловодством, строим дома, держим скот и огород.
Мы добродушные и гостеприимные. Кто с улицы к нам зайдет, всегда за стол посадим и угостим. Есть такая у нас традиция: без чая никого не отпускать.
Мы рукодельницы. Все, что есть в доме, вышито нашими руками.
Мы любим танцевать. Наш особый и любимый танец — «Веревочка». Мечтаем потанцевать с марийцами со всего нашего округа.
Мы любим баню (да-да, ее любят не только русские). Собираем травы для запаривания и отваров. Веники вяжем сами.
На фото: подруга семьи Лариса Айдимирова, Софья Бадамшина и племянница Роксана Аймурзина.
А еще нас три группы марийцев: луговые, восточные и горные. Отличаемся друг от друга акцентом, нарядами…
О задабривании вкусностями и запрете на работу
Самобытных праздников несколько. Они считаются у марийцев одними из главных.
1 января — У Ий Пайрем (Новый год). В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом.
Годовой праздничный цикл у марийцев начинается с праздника Шорыкйол — «овечья нога». В это время, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок. В этот день задабривали вкусностями не только гостей, но и кормами животных.
- Марийцы совершали магические действия — дергали овец за ноги. Ритуал совершали в первый день праздника. Он должен был обеспечить и плодородие и благополучие в доме, — говорит Софья Бадамшина. — В этот праздник люди наряжались, закрывали лицо и ходили по домам.
Были и запреты: во время праздника нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ. А еще шорыкйол — самое время гадать! В старину заниматься гаданием особенно любили молодые девушки, которых интересовало, когда они выйдут замуж, за кого и будут ли счастливы в браке.
Отмечали этот праздник неделю за домашними представлениями и играми.
Нельзя не сказать и о празднике Кусото — «Священная Роща». Его проводят летом. В честь праздника марийцы надевают национальные костюмы. Женщинам обязательно нужно быть в юбке и с покрытой головой. В священной роще нельзя ломать и рвать растения, а также ругаться.
- Марийцы ходят на освещенную рощу, специально выбирают самое большое и старое дерево. Под ним устраивается стол из еловых веток и лап, куда каждый молящийся в дар складывает принесенные с собой угощения: кашу, квас, яйца, хлеб, свечи и марийские блины, — объясняет Роксана. — Есть и жертвоприношение: от птицы до коров. Кости жгут, из мяса варят кашу и всех угощают.
Сразу после молений идет другой марийский праздник — Пеледыш пайрем или праздник цветов. Он проходит после завершения весенне-полевых работ.
Самый почитаемый праздник — Семык (Семик). Он отмечался спустя 7 недель после Пасхи. В отличие от Пасхи основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.
А еще у марийцев есть праздник печки, пашни, урожая и даже новой каши!
О «трехэтажных» блинах и марийском «колобке»
В гостях у марийцев точно не похудеешь, весь стол заставлен мучным: пирогами, блинами, варениками. Есть особое блюдо — команмелна — трехслойные или «трехэтажные» блины. Оно готовится из разной крупы.
Рецепт команмелны:
Приготовляют для первого слоя пресное крутое тесто, обычно из ржаной муки, сырых яиц и соли. Это тесто раскатывают в тонкую лепешку по размеру сковородки, толщиной 1,5–2 мм, помещают в духовку на подмазанной маслом сковороде. Когда появится заметная румяная корочка, наносят второй слой, который состоит из овсяной муки, разведенной на несвернувшемся молоке (можно на простокваше или кефире) и сметане. Второй слой должен быть густым, как сметана, разведенная мукой. Со вторым слоем снова колеруют. Потом наносят третий слой.
Для третьего слоя берется овсяная крупа, которая в течение 8-10 часов вымачивается в сметане или в вытопках сливочного масла. Приготовленную в виде кашицы смесь третьего слоя наносят на второй слой, и затем выпекают до румяного цвета. После выпечки готовый команмелна перекладывают на тарелку и смазывают поверхность топленым или сливочным маслом.
Горячие блины подают как в целом виде, так и нарезанные. Блин состоит из трех слоев весом 100 г. Толщина всего «трехэтажного» блина должна быть не более 6–7 мм, желто-румяного цвета.
Примечание: В целях улучшения качества в современных условиях первый слой можно готовить и из пшеничной муки. На второй слой вместо овсяной муки применить манную крупу или овсяные хлопья.
На Рождество здесь пекут марийские «колобки»: из муки, яиц и сахара. Любят сладкие и соленые вареники. Популярная начинка — творог.
Мясные блюда тоже оригинальные.
- Делала на конкурс шырдан — «мясные сардельки», — рассказывает Софья Бадамшина, делясь рецептом, — В свиной фарш добавляем тертый картофель (10 штук), лук, яйцо и соль по вкусу. Лепим форму сарделек и отвариваем 15-20 минут. Также сами любим делать кровяную колбасу. Кстати, она повышает гемоглобин.
А еще наши герои вспоминают, как раньше запекали в печи ведро свежих карпов с гусиным жиром.
- Там костей даже не заметишь. Вкуснятина! Хлеб в них макаешь и кушаешь», — вспоминает Софья Ташбулатовна.
А еще они за натуральные продукты. Стараются все делать сами: сметану, масло, сыр, катык (кефир), медовуху и квас. Говорят, в магазинах — не то! Привыкли к настоящей деревенской еде.
Об отпуске со слезами и особенной луне
Чем привлекает наших марийцев Югра? Они отвечают так:
Софья Бадамшина: Сначала я, приехав сюда на поезде, вышла со слезами. Мужу говорю: «Куда ты меня привез?». Лес, лес, лес... Со временем привыкла. А сейчас уезжаю в отпуск на неделю, и уже сюда тянет. Здесь все: дом, дети, работа... свой уголочек. Это наша малая Родина.
Роксана Аймурзина: Мне нравится здесь природа, она отличается от нашей. Особенно нравится луна — она какая-то сказочная, большая. Видела северное сияние. Очень красиво! А какие белые ночи!
КАТЯ ЧЕХОВА
ИА «2 ГОРОДА»
Фото- и видеоматериалы автора
Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.
Комментарии