Тема дня

22.11.2018 - 08:50

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ. Тамара Ревенко о правдивых и не очень стереотипах восприятия белорусов

Что первым делом приходит на ум, когда мы слышим слово «Беларусь»? Большинство, наверняка, ответят: картошка и Лукашенко. А что останется, если отбросить в сторону стереотипы про президента и народную кухню? Даже несмотря на то, что современная Республика долгое время находилась под влиянием советской культуры, ее народ не утратил черты национального характера. Именно о них мы поговорили с белорусской югорчанкой Тамарой Ревенко.

Тамара Алексеевна Ревенко родилась и выросла в Гомельской области Республики Беларусь. Семья — образцово-показательная: отец работал директором школы, мать занималась воспитанием четверых детей. После окончания 11 классов школы Тамара  получила образование медсестры-воспитательницы детских садов-яслей. С работой в родных краях было туго, и  тогда, еще совсем молоденькой, девушка уехала в Алма-Ату к родной тете. Там вышла замуж, родила сына и дочь. А когда в Казахстане начались студенческие волнения, семья решила перебраться в поселок Комсомольский. Все сложилось удачно: муж сразу нашел здесь работу и перевез семью. Так Тамара Алексеевна и оказалась в Югре.

Так Беларусь или Белоруссия: как правильно?

Ответ на этот вопрос зависит от исторического контекста. Если говорить про страну до 1991 года, то правильно Белоруссия, а позже — Беларусь.

При въезде на территорию Республики первое, что бросается в глаза — тотальный порядок. Правда ли, что белорусы — очень чистоплотная нация? И с чем это связано?

Да, это так, и так было всегда. Не знаю, то ли исторически сложилось так, то ли власти однажды поднажали в этом направлении, но донести мусор до урны — естественная потребность белоруса. Видимо, сказывается близость к Западу. Ни в детстве, ни сейчас не помню такого, чтобы кто-то оставлял беспорядок около дома по осени, не покосил траву, не убрал жухлые листья. Чисто в деревнях, чисто и в городах, никаких тебе покосившихся заборов и мусора вдоль дорог. Вот проезжаешь Смоленск, кажется, вроде бы и Беларусь совсем рядом, но нет: куда ни посмотришь из окна поезда — везде бурьян. А как только пересечешь границу — поля аккуратно вспаханы, стада чистеньких коров ходят.

Идея чистоты и порядка поддерживается на государственном уровне. Вот, например, национальный праздник Дожинки. Это обычай, известный еще с давних времен, он означает конец жатвы и горячей уборочной поры. С 1996 года его празднуют официально. К празднику выбирают один район, председатель райисполкома прилагает все усилия, чтобы привести подчиненную ему территорию в порядок. Дороги, остановки, скверы — все нужно достроить и отремонтировать. Деньги на благоустройство выделяются правительством. И так выходит, что каждый год приукрашается один район.

А какие еще национальные праздники существуют у белорусов?

Молодежь до сих пор активно празднует летом Купалле, день Ивана Купалы.  Девушки наряжаются и надевают венки, а вечером молодые жгут костры и через них прыгают. Девушки обязательно купаются в реке, так как верят, что вода в этот день обладает особой силой, которая дарит женское здоровье. Самые смелые идут ночью в лес искать папараць-кветку — цветок папоротника. Нашедшему, по преданию, будет светить большая удача. Правда, найти настоящий цветок папоротника — это фантастика. Поэтому сейчас это выглядит так: делают украшение своими руками и прячут его в лесу. Кто нашел, получает заранее подготовленный подарок.

Свадебная церемония всегда связана с огромным количеством традиций и суеверий в любой народности.  Какие особенности отличают белорусские свадьбы?

Нынешняя свадьба сильно отличается от традиционной, но многие обычаи остались. Сватовство теперь называется помолвкой, но суть осталась та же. Это раньше было: присмотрел парень девушку, к ее родителям идут сваты с подарками, а она замуж за него не хочет. Ну, разворачиваются сваты, идут к следующей девушке, не пропадать ведь добру. Сейчас все обговаривается заранее.

По традиции, свадьба идет в двух домах: родные жениха и невесты гуляют отдельно. Обязательный атрибут — каравай, пекут и там и там. Печь его должна замужняя женщина, у которой есть дети. Вдовы и бездетные делать этого не могут. Вроде как у них жизнь не состоялось, и та же участь может постигнуть молодых.

Остался и выкуп, самая шумная и веселая часть праздника, где одни пытаются продать подороже, а другие купить подешевле. После выкупа раньше отправлялись в храм, а теперь — в ЗАГС.

Была и еще одна важная традиция: после венчания молодые должны были зайти на кладбище, чтобы помянуть своих предков. Теперь, конечно, на кладбище никто не ходит, но подъезжают к мемориалам и памятникам. Эта традиция есть не только в Беларуси, но и в России. У нас, в Югорске, молодожены куда подъезжают фотографироваться? К самолету и мемориалу павшим воинам Великой Отечественной.

После того как торжество подошло к концу, и молодые поделили каравай между гостями (Тамара Алексеевна до сих пор помнит, каким счастьем для нее был кусочек каравая, который родители приносили им, еще детям, с чьей-нибудь свадьбы), начиналось самое таинственное. На молодую жену свекровь надевала кожух (верхняя одежда вроде нашей дубленки) мехом наружу. Этот ритуал отпугивал от новой семьи злых духов и олицетворял тепло семейного очага. Затем свекровь же снимала с девушки фату и повязывала красивый платок и фартук. С этого момента девушка переставала быть невестой и становилась хозяйкой, хранительницей очага.

По данным ВОЗ, в среднем на душу белоруса приходится аж 27 литров чистого спирта в год, поэтому Беларусь из года в год возглавляет рейтинг самых пьющих стран мира. Правда ли, что Белорусы любят выпить?

Я бы так не сказала. В нашей семье пьющих алкоголь нет вообще. Кто хочет пить,  тот пьет, а кто не хочет — не заставляют. Даже в деревнях и селах беспробудного пьянства как такового нет. Хозяйство в порядке, дети чистые, ухоженные.

Еще говорят, что белорусы — мультикультурный народ, а понятие о  памяркоунасцi, то есть терпимости, покладистости, умеренности как характерной черте нации вкладывают еще со школьной скамьи. Так ли это?

В Беларуси примерно половина населения — православные, а другая половина — католики. В Гродно на одной площади можно увидеть костел, синаногу и церковь, никто не придирается к вопросам веры. Рождество празднуют два раза: 25 декабря по католическому календарю и 7 января по православному — два официальных выходных. Так же с Пасхой, родительским днем, Радоницей. 

Когда случилась страшная трагедия, землетрясение в Спитаке, многие армяне приехали к нам искать пристанище. И они его нашли. Ни во времена моего детства, ни сейчас не акцентируют внимание на национальности человека. Такого, чтобы назвать кого-то «черным», нет. В моей деревне было много цыган, играли все вместе, и никто никогда не сказал: «Нет, ты не белорус, играть мы с тобой не будем».  Разговаривают все по-русски, белорусскую мову проходят факультативно.

Кроме того, белорусы очень добрые, отзывчивые и приветливые. Зайдешь в калитку, а тебя сразу зовут в дом: «Проходьте, калi ласка» (проходите, пожалуйста). И только потом узнают, кто ты и зачем пришел.

Есть у белорусов еще одна черта, про которую даже ходят шутки. Вот одна из них: «У бульбаша три стадии бедности. Первая — денег нет. Вторая — денег нет совсем. Третья — ну вообще нет денег! Придется идти менять доллары». Белорусы никогда не выставляют напоказ свое благосостояние, от них никогда не услышишь, что, мол, зарплата хорошая, а денег валом.

А еще белорусы — щедрые! Вот и я, наевшись от пуза, уходила из дома Ревенко не с пустыми руками, а с подарками. Теперь на моей полке красуется очаровательная шкатулка, сделанная заботливыми руками Тамары Алексеевны, а к чаю ждет вкуснейший шоколад.

 

Сытные рецепты от Тамары Алексеевны

Похлебка Кулеш

«Это у нас и первое и второе», — смеется хозяйка дома. Традиционно кулеш готовится с салом, но можно заменить его колбасой или любым мясом. Например, куриной грудкой. Сварить до полуготовности пшено, добавить в кипящую воду порезанную кубиками картошку, посолить. Пока кипит вода, порезать небольшими кусочками курицу, обжарить. Отдельно обжарить морковку и лук, добавить с мясом в кастрюлю, дать покипеть всем ингредиентам вместе. Подавать обязательно с зеленью и черным хлебом.

Факт: белый хлеб в Беларуси подают только к чаю

 

Белорусские колдуны

Картофель потереть на терке, подсушить. Добавить к нему яйцо, муку, соль и перец, раскатать в тесто. Слепить из картофельного теста шарики, раскатать в лепешки, положить в середину каждого фарш и залепить. Сформированные колдуны обжарить на сковородке до золотистой корочки, затем выложить в форму для запекания и отправить в духовку до готовности. Подавать в горячем виде со сметаной и зеленью.

 

Ксения Мальцева

ИА "2 ГОРОДА" 

Фото автора

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

1
3710

Комментарии

Аватар пользователя Белый
Белый
185.220.101.45
Бабуля не промах))) Жжет не по детски!

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки