Тема дня

11.01.2012 - 06:00

ОТЕЦ ВЯЧЕСЛАВ: «ВАЖНО, ЧТОБЫ СЕРДЦЕ ВСТРЕТИЛОСЬ С БОГОМ»

Не так давно в приходе Советского появился новый священник. В преддверии Рождества Христова мы решили познакомиться с отцом Вячеславом. Иерей Вячеслав Атаманенко рассказал нам о том, зачем он приехал в Советский, что нового ждет прихожан в этом году, и о главном в Рождество.

Корр.: Здравствуйте, отец Вячеслав. В первую очередь хотелось бы узнать что-то о Вас. Откуда Вы приехали, с семьей или один?

В.: Конечно же, с семьей — с женой и двумя детьми, у меня две дочери. Священник не семейный, то есть монах, живет только в монастыре. До этого я служил в Урае, а до Урая — в Тобольске. Собственно говоря, практически все священнослужители закончили Тобольскую духовную семинарию и уже оттуда направляются правящим архиереем по приходам.  

Корр.: Вас сразу после семинарии направили в Урай?

В.: Нет, я еще в Тобольске был инспектором мужской гимназии, после этого меня направили в Урай. Около 2 лет я прослужил там. Когда разделили епархию (наверное, вы знаете, что в конце мая было принято решение о разделении Тобольско-Тюменской епархии по автономным округам), и владыка Павел посетил Урай, Советский, то он принял решение дать в помощь отцу Сергию священнослужителя. В Советском уже давно назрел храм, в том числе и поэтому меня направили сюда. Одному священнику тяжело даже в одном храме, а ведь здесь есть еще и поселки.

Корр.: Сколько Вам лет?

В.: 37.

Корр.: Как Вы пришли в священники, у Вас в семье кто-то служил в церкви?

В.: Может быть, когда-то давно кто-то и был священником, но я об этом не знаю. Когда нам было уже за 18 лет, мы со старшим братом стали интересоваться всем, что не касается материального, что нельзя пощупать и осязать. Нас интересовало, кто такой человек, зачем я живу и как мне жить. Это были 90-е годы, мы, как и большинство в то время, искали смысл жизни не в православии, а где-то на Востоке и Западе. Но, слава богу, господь привел нас туда, где моя душа и мое сердце нашли упокоение — в православие.

Корр.: Брат Ваш тоже священнослужитель?

В.: Нет, он служил в церкви, но не больше этого. Сейчас он переехал на родину, в Ставрополье, потому что надоело мерзнуть. Я тоже с юга, кубанский казак.

Корр.: А как Вас сюда занесло?

В.: Я же говорю — чудо. Поехал на Север зарабатывать деньги, захотелось экономической свободы, а нашел свободу духовную, и слава богу. Вообще, оглядываясь назад, видишь, что именно промысел божий вел меня к этому. Кстати, отец Алексей из Югорска настоял на том, чтобы я пошел в семинарию. Тогда он еще был благочинным в Новом Уренгое.

Корр.: Что Вы можете сказать о религиозном воспитании населения? На каком оно уровне?

В.: В религиозном воспитании большой пробел. Мы начинаем сейчас все с начала, можно сказать с нуля. Потому что та система религиозного образования, которая была  до революции, дала трещину. В начале 19 века большинство людей отступились от бога, в умах образованной части населения вырос сорняк нигилизма. Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых» очень хорошо описал дух того времени, дух сомнения и скепсиса. Это то, о чем говорил господь: «кто пытается построить свою жизнь вне заповедей божьих, тот подобен человеку, строящему свой дом на песке». Мы с отцом Сергием хотим ввести воскресную школу для взрослых или беседу-лекторий «Основы православной веры». Все желающие смогут получить не только ответы на вопросы, мы будем стараться показывать и рассказывать, что такое быть христианином, настоящим, не по названию и не по ношению креста, а по сути своей. Такие встречи будут проходить каждое воскресенье, ориентировочно в 4 часа вечера.

Корр.: Сейчас остро стоит вопрос строительства нового храма, а вообще нужен ли он? Разве суть веры в большом здании и внутреннем шикарном убранстве?

В.: Ну, если храм не строить, то и жить не надо. Если мы рассматриваем храм, как место работы священника или место, где можно справить свои религиозные потребности (это понятие появилось в советское время), то, конечно, не нужно. В конце концов, можно поставить вагончик, столы с подсвечниками и иконы повесить — пусть люди ходят. Но ведь от количества поставленных свечей не зависит близость к богу. Если мы свои дома строим и украшаем, то почему бы не построить и не украсить дом божий. Храм — это источник энергии, где пребывает сам господь. Храм нужен. Когда приезжал владыка, было принято решение — тот проект, который изначально рассматривали, а он дорогостоящий для Советского, заменить на более приемлемый по финансовым возможностям.

Корр.: Недавно все отметили Новый год, а в Вашей семье как-то отмечают этот праздник?

В.: Для меня новогодняя ночь — это ночь, когда очень много шума. Не хочу обидеть людей, но я не вижу смысла в праздновании Нового года. С каким событием связано празднование? Что-то слишком много Новых годов у нас. Когда-то его отмечали и в марте, и в сентябре, сейчас — 1 января. Сегодня его празднование — это коммерческий проект.

Корр.: Неужели Ваши дети не знают, кто такой Мороз, Снегурочка?

В.: Как не знают? Знают. Прототипом Деда Мороза является Николай Чудотворец, кто такая Снегурочка — они тоже знают. Эти персонажи есть в нашей жизни, только приходят они к детям на Рождество и после него. Тогда и подарки дарятся, и елка стоит — все это есть. Дети в христианских семьях не лишены радости, это не забитые болванчики, которые могут только поститься, кланяться и креститься. Это живые дети, которые свободны от компьютера, от того, что лишает ребенка живого восприятия жизни. Важно, чтобы ребенку не включали мультик, а папа почитал книжку на ночь — живой контакт, вот это и есть настоящая семейная жизнь. Не просто проживание на одной квартирной площади, а именно живая связь.

Корр.: Как Вы относитесь к вере людей в гороскопы?

В.: Как сказал Бомарше: «я спешу засмеяться, чтобы не заплакать». Я смеюсь, но этот смех на грани слез. Мне жалко людей, которые в своем легкомыслии полагают, что за этой псевдонаукой что-то кроется. Это перекладывание ответственности за свои поступки на звезды. Это лишает самого главного — свободы. Апостол Павел говорил: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос». Господь даровал нам свободу от греха и свободу от условностей, привязанностей. А все предсказания и гороскопы этой свободы лишают.

Корр.: А как же предсказатели и ясновидящие? Например, та же Ванга, многие ее предсказания свершились.

В.: Я сталкивался с предсказательницей, это случилось на Байкале. Она мне очень хорошо рассказала прошлое, предсказала будущее, но будущее не произошло. Мне интересно, люди, которые называют себя ясновидящими, медиумами  и предсказателями, из какой сферы черпают свои знания? Я считаю, что этот дар не от бога. Некоторые святые, обладающие даром предвидения, молились, чтобы господь у них отнял возможность видеть будущее. Самое главное для человека — это знать, в каком состоянии находится его душа сейчас, что движет ей — злоба, алчность или она наполнена любовью. Не надо знать, что будет через пять лет, будущего еще нет, прошлого уже нет, жизнь — это миг, которым мы живем сейчас.

Корр.: Скоро Рождество Христово. Для верующих это один из главных православных праздников, как к нему следует готовиться и как отмечать?

В.: Мы готовимся к нему уже несколько недель и душой, и телом. Рождественский пост подготавливает нас, он имеет своей целью очищение и души, и тела. С 4 декабря в богослужения включаются рождественские песнопения.

Мы можем сказать, что праздновать Рождество — это попоститься, прийти в церковь на службу, после службы разговеться, то есть выйти из поста, но ведь радость не только в том, чтобы поесть чего-то мясного в день Рождества. Не в мясе смысл, важно, чтобы сердце встретилось с богом. Мы думаем, что обязательными атрибутами должна быть елка, бутылка вина или еще что-то, в чем мы себя ограничивали. Нет, обязательным атрибутом Рождества должен быть Христос, духовная наполняющая.

Корр.: А как отмечать Рождество правильно? Как Вы это делаете, расскажите на собственном примере.

В.: Если дети еще не спят, нужно посидеть, хотя бы полчаса, со своей семьей после службы. Ощущение единения, общности зарождает теплые чувства в сердце. Дети должны запомнить, что родители собираются в Рождество, что это семейный праздник. Нельзя детей лишать этого доброго восприятия мира, веры в чудо. Это лишний повод сеять доброе и вечное в маленьких сердцах.

Корр.: Сразу после Рождества начинаются святки, в это время обычно гадают, вообще откуда пошла такая традиция?

В.: Скорее всего, это пережитки язычества. Только некоторые языческие праздники и действа удалось христианизировать, например, масленицу, а некоторые — нет. Церковь категорически против святочных гаданий. К ним у меня такое же отношение как к астрологии, только еще более осудительное. Астрология ничего общего ни с церковью, ни с верой не имеет. Что касается святочных гаданий, здесь примешиваются и притягиваются церковные традиции — вот вроде бы можно гадать в это время. Да никогда гадать нельзя было. Само понятие гадания — не христианское, оно неправильное и нездоровое. Гадать, чтобы узнать будущее, не стоит, церковь против этого.

Корр.: Следом за Рождеством идет Крещение, а купание в проруби — это церковная традиция?

В.: Это народная традиция. Нигде в церковных правилах не говорится, что нужно окунаться в прорубь. Погружение в крещенскую купель в России — это экстрим из-за суровых климатических условий. Никакого религиозного значения оно не несет. И, более того, многие люди приходят туда несовсем в нормальном состоянии, а это опасно, если воду освятили, должно быть благоговейное отношение. Многие думают, что погрузившись в прорубь, бог прощает грехи, но это не так. Через внешние действия бог грехи человеку не прощает, а вот через внутренние — да. Человек должен в первую очередь покаяться. И, кстати, соблюдение Великого поста тоже не прощает грехи, это делается только через таинство исповеди.

Корр.: Кстати, насчет Великого поста. Это самый долгий пост, как его правильно соблюдать? И что делать людям, которые в силу определенных причин не могут его соблюдать полностью?

В.: Меру поста каждый человек для себя избирает сам, но желательно посоветоваться со священником перед его началом. Все приходит с опытом, вспомните Пушкина: «Опыт — сын ошибок трудных». Много ошибок мы совершаем в своей жизни, в том числе и в религиозной. Кто-то перебирает в плане поста, что называется до потери сознания, а кто-то наоборот может недопоститься. Хотя, по-моему, лучше не полностью придерживаться, чем перебрать в этом плане. Потому что в первом случае у меня еще есть возможность в следующий пост восполнить все, а если я причиню вред своему здоровью, то потом у меня такой возможности вообще может не быть. Здесь главное — разумный подход. Безрассудство не одобряется церковью. У человека с опытом появляется и мера поста, и радость от него, и желание соблюдать его.

Корр.: Наш разговор подходит к концу. Что Вы можете пожелать верующим?

В.: В преддверии Рождества хотелось бы пожелать, чтобы все люди просветились светом Христовой истины. Чтобы для нас Рождество было не очередным днем в череде новогодних праздников, поводом собраться и выпить, а чтобы в этот день для нас зажглась Вифлеемская звезда, которая привела мудрецов ко Христу. Чтобы душа наша почувствовала радость от общения с богом и желание не только называться христианином, но и быть им. Если человек приобщается к богу, он обретает полноту, и к этому добавить больше ничего нельзя.

Беседовала Е. Апрятина

1265

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки