Тема дня

14.11.2005 - 05:00

ОТКРОЙТЕ, МИЛИЦИЯ! ИЛИ О ЧЕМ НЕ СНИМАЮТ КИНО

Головокружительные погони, перестрелки, арест киллеров…  О специфике милицейской работы знает каждый  из многочисленных телевизионных сериалов про ментов. Но есть и другая сторона их работы — малоинтересная, рутинная, скрытая от посторонних глаз. «Но это кому как!», — подумал я. И вооружившись диктофоном и трогательной детской непосвященностью, я отправился в Советское ГРОВД для того, чтобы поприставать с глупыми вопросами к серьезным дяденькам в погонах. Все ж праздник у людей — пусть позабавятся.  

АЛЛО, МИЛИЦИЯ…?

Мое сознательное детство пришлось примерно на восьмидесятые годы. Одно из самых ярких впечатлений того периода — захватывающие, по тем меркам,  художественные фильмы о работе милиционеров (термин «менты» тогда еще использовали только в определенных кругах). Как правило, незатейливость детективной фабулы в тех фильмах компенсировалась лихо закрученной сюжетной линией. Главные герои — советские опера —  комсомольцы, все в одинаковых пиджаках и… морально устойчивые.  Не то, что нынешнее киношное ментовское племя — курят, матерятся, разливают по стаканам из оружейных сейфов… Я уже не говорю про постоянно порочащие их связи и дорогие иномарки.

А тогда, в восьмидесятые, мы, мальчишки, глотая сопли и дрожа от избытка адреналина, елозили на стульях перед голубыми экранами, где милицейская погоня, вой сирен, визг тормозов и психоделическая музыка, сопровождающая все это напряженное действо. Сколько пищи для маленьких наших мозгов! А по сюжету начиналось все обычно с очень важного (чертовски важного) звонка в дежурную часть. Молодой лейтенант поднимал трубку — опять психоделическая музыка, крупный план его невозмутимого юного, но такого мужественного лица — и… понеслось: оперативная  группа, как бы оправдывая свое название, заскакивала в «рафики», «уазики» и с воем уносилась вершить возмездие.

Несколько лет тому назад я познакомился с работой дежурной части, так сказать, изнутри. Мне пришлось столкнуться с местными «отморозками». В отделении милиции  п. Пионерского я пришел сам. Дежурный старшина — мужчина зрелого возраста и добродушного вида — начал не спеша записывать мои сбивчивые показания в большую амбарную книгу. Поймите правильно, я жаждал немедленного возмездия, срочных мер, а меня утомляли мелкими детальными вопросами. Потом зашел милиционер в штатском, посмотрел на мое разбитое лицо и изрек предположение: «Че, отпи… парня, что ли?»  Старшина подтвердил: «Отпи…».

Потом меня отвели в служебный гараж к бочке с водой, дали умыться, затем с двумя оперативными сержантами мы неторопливо выехали, так сказать, на место совершения, в смутной надежде, что эта шпана нас там дожидается.

Может это покажется странным, но я отнюдь не обвиняю славных пионерских милиционеров. В конце концов,  ругать милицию в наше время это банально и, более того, — пошло. Просто поймите меня правильно, товарищи майоры, сержанты и старшины, насколько шокирующей оказалась для меня разница между детскими киношными представлениями о милиции и жизнью.

ЗА КАДРОМ…

Дежурная часть отдела внутренних дел — самое заметное и мобильное подразделение. По сути  дежурная часть Советского отдела внутренних дел состоит из двух подразделений: дежурной части Советского ГРОВД и Пионерского поселкового отделения милиции, в которых постоянно работают более сорока сотрудников. Это оперативные дежурные, их помощники, дежурные по разбору с доставленными, милиционеры группы немедленного реагирования, водители.

Однако, повторюсь, для большинства правопослушных граждан существует только одна возможность познакомиться с работой милиции изнутри — угодить в неприятность и позвонить «02». Кстати, телефон в помещении дежурной части звонит постоянно. Дежурный, выслушав сообщение, в случае необходимости  вызывает оперативно-следственную группу в составе дежурного следователя, оперуполномоченного, эксперта-криминалиста, участкового уполномоченного и затем пересказывает им фабулу преступления. В этот момент на телефон и рацию может поступить сообщение от наряда дорожно-патрульной службы об угоне. В этом случае он, получив такое сообщение, срочно вводит план «Перехват», в котором задействованы все силы и средства, находящиеся на суточном дежурстве: сотрудники ДПС, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, наряд дежурной части. Итог трудового дня дежурной части зафиксирован в специальной сводке происшествий, где все записано буквально по минутам.      

Вот один из рабочих понедельников дежурной части Советского ГРОВД:

8.45 — поступило заявление от гр. М., проживающего в Советском — угнана его «шестерка».

14.10 — гр. Н. сообщил в дежурную часть о том, что 24.10.05 г. около 04 ч. утра в п. Малиновский гражданка С. причинила механические повреждения его двенадцатым «Жигулям». Каким образом и с какой целью, мне узнать не удалось, — а было бы интересно.

Через пять минут поступило сообщение о разбое — нимного, ни мало!  Гражданин К. из Пионерского заявил о том, что некая гражданка И., жительница того же поселка, путем демонстрации ножа, открыто похитила сотовый телефон, принадлежащий заявителю. Да, есть женщины в русских селеньях, прав был классик.         
В 16.00 поступило сообщение о том, что в Коммунистическом украли мешок муки из сарая. Злодей коварно проник в помещение методом свободного доступа.

Еще из происшествий того дня можно выделить парочку ДТП. В десять утра в Советском  был пойман молодой наркоман, и несовершеннолетняя Н. не ночевала дома, о чем заявили в милицию обеспокоенные родственники.

Ну, что ж, как говорится: «Кина не будет…» — худой сценарий даже для самого посредственного детектива.

ДА! А ПОЖЕЛАЙ ТЫ ИМ НИ ПУХА, НИ ПЕРА…

Не скрою, больше всего мне хотелось встретиться с пресловутыми и такими «народными» операми. «Уж эти-то ребята точно расскажут мне что-нибудь этакое, что никаким нашим сериальным сценаристам и не снилось», — предполагал я.  «Правда жизни — думалось мне — проста и гениальна, вот  что позволит написать первоклассный материал, который мог бы стать неплохим сценарием для очередного милицейского «экшена».

И вот, наконец, удовлетворить мое нескромное любопытство согласились сразу два профессионала-сыщика — и.о. начальника уголовного розыска Эдуард Потемкин и заместитель отдела уголовного розыска Александр Гребенкин. Однако, их невозмутимый, абсолютно непроницаемый внешний вид наталкивал меня на мысль о том, что откровенного разговора может не получиться. Но я все же рискнул забросить «живца» и задал безобидный вопрос о том, что они думают о милицейских сериалах. Сериалы, по мнению сыщиков, отражают только незначительную часть милицейской работы. А вот «пену жизни» — многодневную бумажную рутину, раскрытие преступлений на почве бытового пьянства, мелких краж — все эти преобладающие элементы оперативной работы в кино не показывают. Оно и понятно! Такой материал не принесет коммерческого успеха.

Как выяснилось уже в начале нашей беседы, самым распространенным видом преступлений на территории Советского района являются кражи сотовых телефонов. Их крадут где угодно, у кого угодно и как угодно. На краже попадаются даже те, кто раньше вообще никогда не попадал в милицейские картотеки. Видимо, действительно, велик соблазн. Самый распространенный способ — это просто взять телефон со стола в ночном  клубе, найти его в туалете, стянуть со школьной парты, попросить позвонить и убежать. В поисковой базе уголовного розыска находится около 200 телефонных аппаратов. «Наплыв такой — признаются оперативники, — что пришлось нам даже в свое время создавать специальную группу в отделе, которая занималась бы только сотовыми телефонами». И тут же продолжают: «В отношении телефонов у нас страна «непуганных идиотов». Чего стоят мамочки, которые покупают своим горе-школьникам дорогие трубки, которые потом пропадают. Потеряет такой школьник телефон, приходит домой и рассказывает родителям душераздирающую историю чуть ли не о разбойном нападении. Перепуганная мама бежит к нам. В ходе проверки выясняется, что этот телефон нашла в классе уборщица, передала сторожу, и вот мы вынуждены работать с этим сторожем по полной программе, как с преступником».

Термин «преступник», прозвучавший в монологе сыщика, показался мне знаковым и я решил, что настало время поговорить о более серьезных преступлениях — об убийствах. И я, уже окончательно осмелев в предвкушении хороших сенсаций, попросил рассказать мне пару-тройку интересных милицейских историй на эту тему. «А что тут рассказывать, — последовал ответ, —  совершается убийство, выезжает оперативно-следственная группа, выясняются обстоятельства убийства, причина смерти, собирается первичная доказательная база. Потом опера и следователь садятся вместе и начинают «отрабатывать» потерпевшего. «Отработать» — это значит определить круг его знакомых, проверить алиби, установить предполагаемый мотив убийства, найти возможных свидетелей. Такие преступления на территории Советского района обычно раскрываются за день-два, потому что в основе их  лежит, как правило, один мотив — убийство, совершенное на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения. Другими словами, такие преступления носят стихийный, импульсивный, непродуманный характер, а совершают их обычно близкие родственники, знакомые, собутыльники потерпевшего».     

 «Но все же, — не унимался я, — хотелось бы составить себе более полное представление о том, как вы работаете. Ну, например…». Тут я вспомнил о нашумевшем некогда убийстве в Пионерском сторожа и ее ребенка. «Совершивший это преступление, как выяснилось в ходе следствия, проиграл изрядную сумму денег в игровые автоматы. Он был изобличен нами в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий», — последовал ответ. «А вот об игровых автоматах хотелось бы поговорить отдельно, — тут же продолжил милиционер, — все эти круглосуточно работающие заведения создают повышенную криминальную обстановку на территории района…».

И я понял, что интересных историй для своего сценария я больше не услышу.

КОГДА ДЕЛО — ГЕРОИН!

Героин, кокаин, лимузин — звенья логической цепи в мышлении рядового обывателя. Я в этом смысле мало чем отличаюсь, поэтому рассказать о деятельности югорских наркобаронов я попросил начальника отделения городского НОНа — Александра Козлова, который по долгу службы должен бороться с всякими там наркотрафиками, синдикатами, картелями и прочей колумбийской лабудой, о которой обычно повествуют гангстерские боевики.

«Нет у нас в Югорске ни наркоборонов, ни цыганских поселков. Все наши, так называемые, наркоторговцы и курьеры — обычно сами из местных наркоманов, которые живут и колются  за счет разницы в цене продаваемого наркотика. Закупает такой курьер героин где-нибудь в Серове по 300 рублей за грамм, привозит сюда, чтобы продать за 1500 рублей, а мы его здесь уже ждем. Естественно, этому предшествует получение нами оперативной информации. Так что к моменту задержания, мы уже знаем, кто везет, когда и сколько и, самое главное, — где спрятал. Обычно курьеры в этом смысле не отличаются большой оригинальностью — прячут наркотики в одежде, либо где-нибудь в вагоне поезда. Хотя была в мае этого года попытка перевоза 42–х грамм марихуаны в системном блоке компьютера. Молодой человек спрятал товар непосредственно за жестким диском и был удивлен тому, как это мы догадались?!

Вот еще случай: как-то в прошлом году к нам поступила информация, что по «зимнику» со стороны Свердловской области в автомобиле должны провести большую партию наркотика. Встала задача — задержать автомобиль без лишнего шума и возни. Тогда на дороге было имитировано дорожно-транспортное происшествие с привлечением грейдозера. Курьеры подъехали, остановились, а потом увидели наши машины в стороне и попытались удрать задним ходом, но были задержаны. В автомобиле оказалось четыре человека и 78 грамм героина.

Вообще если говорить о цифрах, то сначала этого года нами было задержано 16 человек, причастных к незаконному обороту наркотиков, семь из них привлечены к уголовной ответственности, 600 грамм героина было извлечено из незаконного оборота. Много это или мало?  Вообще, наркотика никогда не бывает слишком много. Придет сюда килограмм — килограмм съедят, придет вагон — вагон съедят, не будет ничего — станут просто сидеть «кумарить» или начнут химичить (в прямом смысле этого слова) с лекарственными препаратами, находящимися в свободной продаже»…

Тут я  спросил майора Козлова о том, как часто приходится югорским наркополицейским рисковать жизнью по долгу службы.

«В нашей работе много рутины и монотонности, — начал отвечать он, — в таких условиях  не остается времени на подвиги и геройства, хотя, например, совсем недавно при задержании наркосбытчика из Азербайджана одного нашего сотрудника проволокли на дверце машины 20 метров. Ну, ничего, задержали преступника, а с ним 20 грамм героина. Вообще, мы, конечно, стараемся себя по возможности обезопасить различными способами. В качестве примера расскажу следующий случай: у нас в городе был  наркоман и один из наших сотрудников был здорово на него похож — ну просто один в один, их даже сами наркоманы путали. Так вот, мы его чуть-чуть подгримировали, сменили одежду и отправили на контрольную закупку. Дальше ему оставалось просто использовать свои актерские способности (это нетрудно при ежедневном общении с определенными лицами) — и чем не  наркоман?»

«Наверняка, есть целый перечень обстоятельств, которые усложняют вашу и без того нелегкую работу», — предположил я в ходе разговора.  «Конечно, — согласился майор Козлов, — прежде всего, это несовершенство нашего законодательства в сфере наркооборота. Например, в 2003 году вышел закон, согласно которому разрешалось носить при себе до грамма героина. Теперь такие лица — потребители, подлежат только административному преследованию. Между тем, грамм героина стоит полторы тысячи рублей. Где деньги взять неработающему наркоману? Правильно — пойти на преступление. Про кулинарный мак слышали? Согласно УК зерна мака не являются наркотическими веществами, а значит, продажа его разрешена в любых количествах без ограничений. Вот и торгуют на рынке мешками. А кому он нужен в таких количествах? Ясное дело — наркоманам, которые уже давно научились путем нехитрых химических манипуляций извлекать из него то, что нужно». Тут Александр Козлов встал из-за стола и показал мне пластиковые бутылки с белым веществом. «К слову говоря, — продолжил он, — в этом году кулинарный мак мы изымали на рынке у одной тетеньки за торговлю без лицензии. На прилавке, значит, лежала всякая ерунда типа «бич–пакетов», а под прилавком основной товар — мешки кулинарного мака. Спрос рождает предложение. В подтверждение этой мысли могу сказать следующее: если вы сейчас проедете по аптекам нашего города, то нигде не найдете обычного медицинского йода. Думаете, почему? А потому что йод является одним из составных ингредиентов наркотического состава, изготовляемого в домашних условиях. И стоит йод сейчас не три рубля, как раньше, а уже пятнадцать». Тут майор Козлов опять встал из–за стола, пошел  в угол кабинета и продемонстрировал мне целлофановые пакеты с изъятыми у наркоманов бутылочками такого безобидного, с детства знакомого всем нам йода. «Я уже не говорю про «Терпинкод» и другие кодеиносодержащие препараты, находящиеся в свободной продаже, — продолжил он.— Насколько я знаю, сейчас коммерческим аптекам рекомендовано выдавать по одной пачке препаратов в руки, но это не выход. Наркоманы несколько раз встают в очередь и, таким образом, добирают необходимое им количество препарата».

«Значит, для того, чтобы самостоятельно изготовить наркосодержащее вещество, совсем  не обязательно обладать специальными знаниями в области химии?», — спросил я. «Конечно, — ответил майор Козлов, — достаточно, например, заглянуть на какой-нибудь сайт в интернете».

Когда дело касается наркотиков, то, пожалуй, это единственный случай, когда потребитель не прав.

А если серьезно — все эти многочисленные милицейские сериалы и детективы для чтения в поездах не имеют никакого отношения к реальности. Реальность намного проще и страшней, чем любое кино. Жестокое, ужасное в силу своей бессмысленности убийство, совершенные в пьяной злобе с одной стороны, и кража мешка муки из сарая в Коммунистическом, — с другой.

P.S: Пользуясь случаем, майор Козлов попросил передать поздравления с профессиональным праздником сотрудникам своего отделения и всем работникам милиции. Мы присоединяемся к поздравлениям. Удачи вам и спокойных рабочих будней! 

Виктор Соболев 

604

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки