Тема дня

03.11.2005 - 05:00

ПОШЛЮ ЕГО НА…

— Ты куда идешь, страна?

— Я иду тихонько на...

— На работу? На ученье?

— Просто на… без уточненья.

Мы живем в эпоху тотального распространения сквернословия. Языковеды пока еще не изучили в должной мере этот отрезок словаря. Но мы и без специалистов знаем, что мат — неотъемлемая часть великого и могучего, а для некоторых из нас — чего скрывать — и вовсе основной лексикон.

Сегодня матерные слова перестали быть табу. Современные писатели не стесняются в выражениях (В. Пелевин, В. Сорокин,  Э. Лимонов и др.). Издатели «гонят волну» словарей жаргона, блатного, матерного языка («Толковый словарь русского мата», «Карманный матерный разговорник  и т. п.)Панк- и рок-группы целиком выстраивают свои песни на матерщине («Ленинград», «Сектор газа» и др.). Даже недалекая попса и та пытается  «быть в теме» (из недавнего: «Пошлю его на…», «Йогурты-йогурты»).

И все это как бы негласно оправдывается нашим прошлым, мол, и Пушкин, и Лермонтов, и Тургенев с Чеховым не гнушались матом, кто в стихах, кто в частных письмах. А вы, мол, поглядите на наш фольклор. «Заветные» сказки эротическо-непристойного содержания, матерные пословицы, поговорки, частушки составляют нехилый пласт устного народного творчества. Да что пословицы! Участники фольклорных экспедиций XIX века не могли публиковать в печати древние свадебные песни: не позволяла цензура, такие они были «похабные». И уж если на новгородских берестяных грамотах нашли нецензурные слова, то мы, матерясь, выступаем чуть ли в благородной роли исполнителей дедовских заветов. 

Основы матанализа

Ядро русской матерщины, как отмечают все исследователи, составляет «сексуальная» триада, три самых ругательных слова, которые обозначают орган женский, орган мужской и оба органа во взаимодействии. Число производных от данных слов — «три контейнера и санки», ибо они постоянно генерируются народом. Современные исследователи опровергают бытующее в народе представление о том, что мат был заимствован русскими во время татаро-монгольского ига. Сегодня на вопрос «откуда ругаться пошла русская земля?» предлагаются варианты, которые восходят к индоевропейским или праславянским основам.

Научный подход

Мат привлекал людей науки давно и, как только ослабла цензура, они дружно кинулись его изучать. Открытия посыпались одно интереснее другого. Например, одни исследователи опытным путем доказали, что бывшие сакральные слова, теперь ставшие нецензурной бранью, способны нанести человеку непоправимый ущерб – вплоть до разрывов ДНК! Еще одно интересное наблюдение: в тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП.

Голоса с другой стороны баррикад: эксперименты на стрессоустойчивость среди космонавтов в 60-70-х годах показали, что «крепко выражающаяся» группа легче переносила стресс, чем их товарищи, которые «ни-ни». А недавно в одной из телепередач врач травматологического отделения Института Склифосовского рассказывал, что в палатах, где с утра до ночи матерятся, быстрее рубцуются раны и срастаются кости.

Единодушны ученые в одном: мат — не языковое явление. По всем законам лингвистики он должен был давно устареть и исчезнуть. Отчего же не исчез? Последние исследования говорят, что наш мат — это часть древнейшего сакрального языка. Матерные слова заменяли в этом праязыке слова еще более запретные, отсюда их «живучесть» и мощная агрессивная энергетика.

Вельможный мат

Академик Д. Лихачев писал, что в России мат всегда был языком начальства. Ну да, ну да. Мат частенько слышится на планерках наших предприятий. «Легкий матерок» нет-нет да и пробежит по коридорам районной администрации. Вновь избранный глава одного из поселков района, по слухам, весьма крут в выражениях. А моя знакомая из Советского, старожил «Белого дома», утверждает, что практически все наши первые руководители при случае могли злоупотребить (разумеется, ТОЛЬКО в лингвистическом плане). 

Вообще же первым настоящим царственным матерщинником был Петр Первый. Петр, по утверждению А. Толстого, автора книги о царе, знал большой матерный загиб, составлявший 331 слово. Сегодня секрет загиба безнадежно утерян.

Мы на нем разговариваем…

Народ, кстати, от начальства не отстает ни капельки. Нецензурные слова он зачастую использует как артикль, беззлобно и между делом, для «придания речи природной плавности».

А ведь мат — это допинг, психический тоник. Он выполняет функцию релаксанта — позволяет человеку в пограничной ситуации (колоссального психического напряжения, войны, болезни) снять напряжение. У тех же, кто постоянно «разговаривает матом», — это способ компенсации гипопотенции. Они, как ни смешно, практически не умеют ругаться: их ругань, с точки зрения языка, бедна и примитивна. Психологи говорят, что это люди слабые, закомплексованые и неуверенные в себе, любой жизненный миг они воспринимают как стрессовую ситуацию, которую надо облегчить матом.

Нецензурным «допингом» не стоит пользоваться постоянно, в ситуациях повседневных, не стрессовых. Это междометное употребление мата может сыграть с нами злую шутку. В Америке, например, в результате движения 60-х произошел следующий феномен: мат утратил свое запретное значение, стал достоянием всех и накал матерных ругательств потерял силу. В результате матерщина звучит в кинозале, в школе, на улице, но воспринимается большинством как «черт побери» или что-то в этом роде.

В русской культуре мат пока еще сохранил запретно-сакральный, табуированный характер. Но лингвисты бьют тревогу: мат уже не является основным лозунгом заборов и дверей школьных туалетов, а это говорит об ослаблении его сакральной функции. Где вы последний раз видели заветное слово (в первоначальном значении этого термина), которое в пору нашей юности было написано на всех заборах, стенах школ, вырезано на стволах деревьев? Юные советчане и югорчане «матерный триколор» на заборах уже не малюют. И это плохо, товарищи: теперь они матом разговаривают.

А куда смотрит милиция? Милиция бдит. О. Н. Брянчиков, начальник отделения участковых инспекторов, сообщил нам, что в Советском за употребление мата штрафуют практически ежедневно. По словам капитана милиции И. Л. Ласовского, в Югорске штрафы за мат тоже довольно частое явление.

А, может, нам стоит перенять опыт Белгородской области? Там власти объявили войну молодежному мату. Чтобы милиционеры не ленились собирать штрафы, администрация решила отдавать им 30% от собранного. Первые результаты эксперимента: сумма штрафов за пару месяцев превысила миллион рублей. Это не нефтяное месторождение, но, согласитесь, довольно-таки солидная прибавка бюджету.  И главное – стабильная, ведь мир так устроен, что на одного человека, употребляющего в речи слово «отнюдь», приходится десять, употребляющих «ни хера», мягко выражаясь.

Мир, конечно, не переделать. Но давайте, по крайней мере, ограничим употреблением нецензурных слов, браниться будем лишь в серьезных стрессовых ситуациях, в меру и по назначению. Ведь если матом разговаривать, то чем тогда мы будем ругаться?

Мария Светлова

653

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки