27-29 января в ТРЦ «Лайнер» состоялась первая в Югре выставка Алены Азерной, всемирно известной художницы.
Родилась и выросла Алена в городе Екатеринбурге (Свердловск). Уже в 1996 году девушка оставила архитектуру и дизайн, которыми занималась ранее, полностью посвятив себя живописи. Прошлый год стал юбилейным — художница отметила 25 лет творческой деятельности.
Алена Азерная работает в стиле наивного искусства. Для обывателя эта форма может показаться детским рисунком в духе «я тоже так могу». Но здесь важно помнить, что в основе наива лежит в первую очередь этика, а не эстетика. Под последней понимается правильность линий и композиции, академизм. Наивных художников от, например, представителей современного искусства, где выражается протест, часто в грубой форме, отличает искренность и теплота творчества. На своих полотнах они отражают любовь к миру.
«Чтобы отнестись непредвзято, я специально не стала ничего читать про художницу», — поделилась впечатлением одна из посетительниц выставки Галина Белькова, — «У нее интересная, своеобразная манера письма, которая оставляет жизнерадостный настрой. Настроения и краски, которыми она передает свой мир, уникальны. Глядя на ее картину, заглядываешь в мир художницы, и в этом мире мне хорошо».
Картины Алены больше похожи на сны, где перемешаны славянская мифология, русские народные сказки и библейские мотивы. На ее полотнах часто отражается тема матери и дитя, а про ученого кота, русалку и прочих сказочных существ, встречающихся в работах наивистки, мы помним с детства. Возможно, поэтому ее творчество вызывает положительный отклик в сердцах людей.
Подробнее о своем творчестве мы попросили рассказать саму художницу.
Как вы пришли к формату наива?
Можно сказать, что это было мое волевое решение. Я искала себя в разных направлениях, начинала, как и все, с академизма, портретов, пейзажей. В конце концов, пришла к наиву и славянской мифологии, в то время эта ниша еще не была занята. Я продумывала этот путь. Выбрав его, не пожалела еще ни разу.
- На выставке представлены далеко не все ваши работы. Есть ли среди них любимые?
- Нет, я их практически не выставляю. Они хранятся в моей семье.
- В последнее время художников, выражающих себя в наиве, становится все больше. Как вы считаете, с чем это связано?
- Не думаю, что их становится больше. О них больше стали говорить. Вообще, настоящий наивный художник — это художник не профессионал. Это человек, который хочет рисовать. Просто сейчас у людей, у начинающих художников стало больше возможностей творчески раскрыться, информация стала доступней, появилось больше материалов. Я — коллекционер, у меня в том числе есть и работы наивных художников. На чем только они не рисуют! На досках, холщевых мешках, совершенно не соблюдая никакой технологии. Сейчас все проще. Пошел в магазин, купил холст, краски, нашел в интернете, как правильно все делается и вперед. Ничего страшного в этом нет. Я считаю, что человек должен творчески самовыражаться.
- Да, есть такое. Нина Горланова, популярный пермский художник-наивист, славится как раз тем, что рисует на всем, что попадается под руки.
- Моя старшая дочь делает так же. Она очень творческий человек, рисовать — ее потребность. Рисует на любых поверхностях, включая стены и потолок собственной квартиры. Но наив — не ее стиль, она ближе к символу и абстракционизму. Думаю, что она далеко пойдет.
- Любая форма искусства ставит перед собой определенную цель. Какую вы, как художник, пытаетесь достичь?
- Для меня эта цель сформулирована уже давно. Много лет назад я услышала цитату авторства группы «Битлз», с тех пор пытаюсь жить по принципу: «Сделать сказку, подарить ее людям и остаться в истории». Пока не знаю, что с последним пунктом, но остальное, безусловно, у меня получается. Я не преследую открыто коммерческих целей. Выбрав путь коммерции, я бы работала в другом стиле.
- Где вы черпаете вдохновение?
- Мой источник вдохновения находится везде. Своим ученикам я говорю: «Посмотрите на дерево и попробуйте увидеть его целиком, включая пространство между листьями». Красота — она вокруг нас.
- Да, вы ведь обучаете искусству живописи и других людей. Может ли научиться рисовать уже сформировавшаяся личность в зрелом возрасте?
- Среди моих учеников есть даже пенсионеры, которые учатся, и у них получается. А самое главное, они получают от процесса удовольствие. Эти люди не преследуют амбициозных целей стать великими художниками мирового масштаба, но они становятся творцами, что очень важно.
- Долгое время вы жили за рубежом…
- Я и сейчас периодически там живу. Франция, Америка.
- Нет ли парадокса в том, что, занимаясь славянской мифологией, черпая из нее темы для своих работ, вы пишете в чужой стране?
- Если честно, я не могу там работать. Все творческие процессы происходят здесь. За границей я могу придумать цикл, сделать наброски, эскизы, но рисовать мне нужно на Родине.
- Говорят, что художник должен быть голодным. Нуждаясь в заработке больше своего сытого коллеги, он способен на больший креатив. Согласны ли вы с этим?
- Еще говорят, что все художники — алкоголики. Я считаю, что художник должен, по крайней мере, иметь возможность спокойно жить, ни в чем не нуждаясь, покупать нормальные материалы для работы, которые сейчас достаточно дорого стоят, делать выставки там, где он хочет. Это минимум. К сожалению, не все мои коллеги могут это себе позволить.
Ксения Мальцева
ФОТО: Катя Чехова
Добрый вечер! Читайте внимательнее: с 1996 года Алена полностью посвятила себя живописи. Начала рисовать с 1990. А в прошлом году состаялась ее масштабная юбилейная выставка в Екатеринбурге :)