Инфолента

01.05.2019 - 02:28

Чиновники ХМАО намерены лично заработать на дороге в никуда. Проект по строительству трассы Саранпауль – Игрим получил статус «экономического безумия»

Общественники заявили о бесперспективности финансовых вложений

Один из этапов реализации проект освоения Приполярного Урала на территории ХМАО-Югры, строительство автодороги Саранпауль – Игрим, ждет оглушительный провал. К таким выводам пришли представители экспертного сообщества и депутаты региональной думы. Старт работ по возведению дорожного полотна, скорее всего, будет отложен на неопределенную перспективу. Причина – отсутствие инвестора, готового вложить десятки миллионов в объект, который не получит доступ к общей транспортной системе региона. Между тем появление столь масштабного по финансированию проекта участники рынка связывают с очередной попыткой отдельных чиновников региона провернуть схему «строительства объекта за счет бюджетных средств под эгидой привлечения частного бизнеса». Пока власти ХМАО вновь приступили к активному поиску инвесторов, наблюдатели высказывают свои версии, почему управленцы не готовы отказаться от экономически невыгодных вложений. Главная из озвученных вероятностей – попытка личного обогащения.

Мегапроект по комплексному освоению Приполярного Урала на территории ХМАО подвергся критике со стороны экспертного сообщества и депутатов думы Югры. Повод – бесперспективность строительства дороги Саранпауль – Игрим в Березовском районе. По словам аналитиков, на возведение дорожного полотна планируется потратить десятки миллиардов рублей, однако новая магистраль не позволит приступить к работам на Северном Урале.

Игрим

Игрим

Фото: admigrim.ru

Выясняется, что планируемый региональными властями проект останется без выхода на дорожно-транспортную сеть региона.

«Эта дорога просто в никуда. Игрим – конечная точка, которая не соединена с дорогами округа. Смысл вкладывать сегодня такие огромные деньги, если объект не позволит решить главную задачу – освоение Приполярного Урала? Нецелесообразен он и с точки зрения обеспечения транспортной доступности Березовского района. По сути, дорога будет проходить через деревни с населением по 2 тыс. человек, которые уже изживают себя. Например, в Игриме практически ничего не осталось: градообразующее предприятие трест «Приобьтрубопроводстрой» обанкрочено. Вложение этих средств – не что иное, как безумие», – озвучивает проблему модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Ломакин.

Напомним, на реализацию всего проекта, по оценкам аналитиков Фонда развития Югры, потребуется 103,4 млрд рублей. Из них 57,2 млрд будет направлено на создание самих производств, а 46,2 млрд рублей – на формирование инфраструктуры. Старт проекта, в том числе и строительства дороги, запланирован на 2019 год, окончание – 2024 год.

«Сегодня этот проект является одной из визитных карточек региона. Его презентуют как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Более того, он один из составляющих инвестиционного рейтинга Югры, однако чиновники до сих пор не могут озвучить информацию ни о том, кто будет строить эту дорогу, ни за счет каких средств. На дворе уже 2019 год, а информации ноль. Со слов представителей регионального правительства, есть некая «дорожная карта», но по каким-то причинам ее не раскрывают», – рассказывают участники круглого стола на площадке ОНФ.

Пробуксовку проекта региональные власти объясняют уходом инвестора. Так, по словам заместителя директора Департамента промышленности ХМАО Андрея Шиповалова, на старте все мероприятия прорабатывались под ООО «Югорская промышленная корпорация» (ЮПК), близкое известному в регионе бизнесмену Андрею Копайгоре, однако на сегодня остается неизвестной судьба даже самого общества.

«Сейчас мы понимаем, что нам нужны другие партнеры. Трассировку Саранпауль – Игрим делали под ЮПК. В настоящее время у «Югорской промышленной корпорации» нет такого проекта, потому что непонятно, что будет с ней. На начальном этапе трассировка устраивала и инвестора, и округ. Чтобы реализовать намеченные планы, идет поиск нового инвестора», – добавил чиновник.

Впрочем, появление столь финансовоемкого проекта по строительству 263 километров дороги участники рынка связывают с попыткой частного бизнеса построить объект за счет бюджетных средств. «Как показывает практика, если кто-то в нашем регионе начинает строить в рамках ГЧП, государство потом выкупает объект по цене 1,5-2 раза выше от сметной стоимости», – высказывают мнение участники строительного рынка.

В качестве примера представители общественности напоминают историю со строительством дороги Коммунистический – Унъюган. Еще в 2019 году теперь уже бывший заместитель губернатора ХМАО Павел Сидоров презентовал ее как проект частного инвестора, однако через несколько месяцев финансирование объекта оказалось в программе «Сотрудничество». «Как результат – на эту дорогу ушло 5 млрд бюджетных средств. Какова ее экономическая целесообразность, когда в Коммунистическом живет 2 тыс. человек, и в Унъюгане – 4 тысячи? Обоснование, что сокращается дорога до Нягани на 100 км, не очень понятно. Где у нас дороги строятся напрямую?» – делятся позицией эксперты ОНФ.

Не видят логики в действиях правительства и представители профессионального сообщества. Со слов собеседников издания, еще на старте проекта по освоению Приполярного Урала планировалось строительство трассы Тюмень – Урай – Агириш – Салехард, где больше половины дороги уже возведено.

Алексей Савинцев

Депутат Думы ХМАО Алексей Савинцев

Фото: Znak.com, Вероника Завьялова

С большой долей недоверия к проекту региональных властей отнесся и депутат Думы ХМАО Алексей Савинцев. В частности, парламентарий уверен, что средства необходимо вкладывать в понятную перспективу.

«Меня эта тема как депутата пугает. Например, необходимость дороги в рамках Северного широтного хода мне понятна. Впрочем, как и презентованный ранее проект, который предполагал дорогу через Агириш. Зачем нам Саранпауль – Игрим – этого объяснить никто не может. При этом проект есть, инвестора нет, а планы по строительству обозначены уже в этом году», – добавляет парламентарий.

Сегодня в целесообразности строительства дороги Саранпауль – Игрим до сих пор не определился куратор проекта – Департамент промышленности ХМАО. В то время как чиновники заявляют об активном поиске инвестора, проект с конкретными датами реализации висит на инвестиционном портале Югры.

«По всей видимости, его никто и не собирается корректировать. Остается лишь задаться вопросом – почему? Очевидно, что на строительство дороги почти за 50 млрд рублей найти частного инвестора нереально. Как бизнес будет отбивать свои вложения? Единственный вариант – под эгидой привлечения частных инвестиций будут осваиваться бюджетные средства. Не исключено, что делается это в интересах конкретного бизнеса и известных высокопоставленных чиновников в окружении Комаровой», – резюмируют собеседники издания.

 

Ирина Неплюева

Фото превью: ugra-news.ru

 

 
1388

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки