Инфолента

19.02.2021 - 02:54

Не всегда везет

От чего зависит стоимость поездки на такси. Взаимоотношения между водителями и пассажирами в такси – одна из наиболее горячих тем, подогреваемая многочисленными фактами злоупотреблений со стороны первых и жалобами вторых. Не сходит с повестки последние несколько недель она и в Югорске. Люди сетуют, что с наступлением холодов цены на услуги таксомоторных служб взлетели.

 

А  ЦЕНЫ  РАСТУТ…
   Погода нынче этой зимой нам не благоволит: с конца прошлого года ударили сильные морозы, которые лишь с непродолжительными перерывами держатся до сих пор. А две недели назад на Югорск обрушилась снежная буря. В ненастье таксомоторные услуги востребованы как никогда: оставив личные авто замерзшими и под толщей снега на парковках, горожане стали вызывать такси и были неприятно удивлены. «Просто вопиющее безобразие! В 2,5 раза было поднятие цен!» – написала горожанка 11 февраля на страничке нашей газеты в соцсети «ВКонтакте». Днем ранее в редакцию позвонила наша читательница и с негодованием в голосе рассказала: «Чтобы съездить в магазин за хлебом и молоком, которые стоят 100 рублей, я на такси более 300 прокатала...» Задавали вопросы югорчане по поводу увеличения ценника на поездки во время прямого эфира главы города в «Инстаграме», посвященного разгулу снежной стихии. «Цены в такси растут, как сугробы... Кто контролирует этот беспредел?!» – такой комментарий оставила одна из жительниц, подключившись к эфиру.
   Наблюдения горожан соответствуют общероссийскому тренду: еще в минувшем декабре цены на услуги таксистов в среднем по стране выросли на 35 % в сопоставлении с тем же месяцем 2019 года и на 62 % в сравнении с маем-июнем 2020-го. Такие данные недавно привела газета «Коммерсант» со ссылкой на исследование агентства Bank of America.

ЖУРНАЛИСТСКИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ
   Чтобы выяснить, действительно ли влияют погодные условия на стоимость поездки в такси, мы с коллегами пытались при разной температуре воздуха воспользоваться услугами таксомоторных служб. 11 февраля в 7:45, когда столбик термометра показывал -34 градуса по Цельсию, вызвать автомобиль в такси «Десяточка» через приложение в телефоне нам не удалось. Мобильный сервис долго искал подходящий нам экипаж и указывал лишь примерную стоимость поездки – 100 рублей. Узнать цену по телефону оказалось и удобнее, и быстрее: вежливая девушка сообщила, что от здания редакции по улице Лесозаготовителей до микрорайона «Авалон» мы сможем доехать за 150 рублей, а до больницы, расположенной в центральной части города, – за 130. Не менялась стоимость предполагаемых поездок в этот холодный день ни в 14:30, ни в 18:30, ни в 23:00. И только в субботу 13 февраля, когда температура воздуха поднялась до -21, цена понизилась соответственно до 130 и 100 рублей.

По информации федеральных СМИ, в России в сфере такси занято около 2 млн водителей, периодически используют этот вид транспорта примерно 60 млн человек

   В мобильном приложении такси «Maxim» стоимость поездок обозначалась еще до момента вызова экипажа: 11 февраля в 7:45, если ехать до улицы Чкалова, она равнялась 150 рублям, до больницы – 105. В другое время суток, когда температура воздуха варьировалась от -26 до -33 градусов, до тех же самых пунктов назначения цена составляла в пределах 125-130 и 85-90 рублей. Некоторое понижение ее мы заметили в субботу, когда на улице потеплело: до микрорайона «Авалон» стало возможным добраться за 120 рублей, а до больницы – за 80.
   Более всего разнились цены в течение суток у агрегатора такси «Яндекс Go». Утром 11 февраля с улицы Лесозаготовителей до Чкалова мобильный таксометр предложил довезти за 400 рублей, но спустя несколько минут, когда нашелся водитель поближе, снизил цену до 155. В другое время дня стоимость поездки колебалась от 144 до 153 рублей. Так же на 10 рублей менялась в разные часы цена пути до больницы: сервис заказа показывал сумму то 90, то 100 рублей. На все те же 146 и 90 рублей облегчила бы наш кошелек дорога из пункта А в пункты Б при небольшом потеплении и в субботу.

СПРОС  ПРЕВЫСИЛ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ
   «В связи с морозами иль со снегопадом мы тариф не повышали, он остался неизменным», – подчеркнул генеральный партнер «Яндекс Go» в Югре Александр Яблонских. Правда, в нюансы тарифообразования посвящать нас он не стал, назвав запрашиваемую информацию «секретом фирмы». На условиях анонимности дать нам комментарий согласился представитель компании в Югорске. Он отметил, что ключевым фактором при формировании стоимости поездки является количество свободных машин, имеющихся в конкретное время в том районе, где находится пассажир. «В те дни, когда город буквально утопал в снегу, многие водители отказались выходить на линию: одни – потому что испугались за свои авто, другие – по причине отсутствия в компании какой-либо надбавки за работу в непогоду. Образовался дефицит доступных для заказа машин, и чек на услуги такси вырос, – сказал он. – Заплатить 400 и более рублей за поездку житель Югорска мог лишь в том случае, если за неимением других вариантов он ждал машину, к примеру, из Советского. Тогда действует опция «платная подача», означающая, что пассажир платит не только за дорогу до нужного ему адреса, но и за путь водителя до его местонахождения тоже». По словам нашего собеседника, сейчас, с возвращением водителей на линию, цены, несмотря на морозы, выровнялись.
   Более предусмотрительным с точки зрения тех, кто за рулем, оказалось руководство сервиса заказа такси «Maxim». При низких температурах воздуха и обильных снегопадах тариф здесь формируется с учетом повышенного коэффициента, что сказывается на увеличении стоимости поездки на 10-20%. «Цели нажиться на людях нет. Добавочные 30-40 рублей – это своего рода компенсация водителям затрат на бензин и текущее обслуживание автомобиля. Ни для кого не секрет: в морозы расход топлива больше, а уровень износа авто выше», – прокомментировала руководитель службы в Югорске Марина Смирнова. По ее словам, онлайн-сервис основывается на соотношении числа заказов и свободных машин. Чем выше спрос, тем дороже поездка, потому цены на услуги такси растут и в часы пик. В Югорске они приходятся на утро – с 7:00 до 9:00, количество заказов в этот временной интервал, особенно зимой, увеличивается в 3-4 раза.
   Свой повышенный коэффициент действует в период работы водителей в ненастье в такси «Десяточка». Он применяется при температуре воздуха ниже -25 градусов и увеличивает стоимость поездки на 20-30 рублей. «Определяющим цену фактором служит расстояние между пунктом А и пунктом Б. Если они находятся в одной части города, при обычных погодных условиях пассажир платит 100 рублей. Если водителю нужно пересечь переезд, то 130 – цену на такие поездки я был вынужден поднять недавно. Восемь лет назад при установлении стандартного тарифа бензин стоил 23 рубля за литр, сегодня – 49, – отметил руководитель таксомоторной службы Александр Мазияров. – Когда-то с владельцами такси мы договорились о фиксированной цене поездки по городу – 100 рублей. Сейчас, с появлением на рынке агрегаторов, в тарифах царит неразбериха, и ценник устанавливается, что называется, кто во что горазд».

НУЖЕН  НОВЫЙ  ЗАКОН
   Идея предоставить регионам полномочия по установлению тарифов на таксомоторные услуги была включена в новую версию законопроекта о такси, подготовленную ко второму чтению в Государственной думе. Однако большое сопротивление эта инициатива встретила как в профессиональной среде, так и среди самих законотворцев. Не нашедший поддержки, в декабре прошлого года проект закона был отклонен, и, как продвигается работа над ним сейчас, неизвестно. Пока же сферу такси регулируют некоторые положения федерального закона №69. Согласно им, таксомоторные службы, будь то юрлицо или ИП, могут осуществлять свою деятельность только на основании разрешения. Свои требования закон устанавливает к оформлению транспортных средств: по бокам машины должны быть размещены «шашечки», а на крыше – оранжевый фонарь. Фирмам предписывается проверять техническое состояние авто перед рейсом и проводить медосмотры водителей. Кстати, сесть за руль машины такси, в соответствии с законом, может только гражданин, имеющий водительский стаж не менее трех лет. Контроль за соблюдением таксопарками норм закона возложен на территориальные отделы Ространснадзора, ближайший из которых находится в Ханты-Мансийске.
   «По своей линии работы таксистов могут проверить ГИБДД и налоговая инспекция. У органов местного самоуправления полномочий контролировать деятельность служб такси нет. Мы можем переговорить с ними относительно тех же цен на поездки, надеясь на их понимание, что и было сделано по поручению главы города, но не более того, – пояснил заместитель начальника отдела по ГО и ЧС, транспорту и связи администрации Югорска Андрей Абросимов. – Необходимость принятия нового закона, учитывающего современные реалии, назрела давно. К примеру, сейчас статус и ответственность столь популярных агрегаторов вообще никак не определены».
   До того момента, пока правовые основы перевозок в такси не будут четко урегулированы, конфликты между пассажирами и водителями рискуют перейти в разряд вечных. Один из споров разгорелся прямо в сообществе газеты во «ВКонтакте». Опасаясь того, что временное повышение стоимости поездок станет постоянным, жительница написала: «С такими-то ценами пора вновь пересаживаться на общественный транспорт». На что, по всей видимости, таксист, обозвав пассажиров довольно нелицеприятным словом, заявил: «Ходите пешком!»

Автор: Татьяна БЕБЫХ

 

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА, ПРОВЕДЕННОГО ФОНДОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В НОЯБРЕ 2020 ГОДА,

29% россиян пользуются услугами таксомоторных служб несколько раз в год, 22% – несколько раз в месяц, 10% – несколько раз в неделю, 4% – почти каждый день. 
48% опрошенных удовлетворены ценами на такси, 15% считают их завышенными.

 

Опрос «ЮВ» в соцсетях

 

КАК ЧАСТО ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ УСЛУГАМИ ТАКСИ?

32% – несколько раз в неделю
26% – несколько раз в месяц
14% – 1-2 раза в месяц
14% – раз в несколько месяцев
14% – не пользуюсь вообще

ЗАМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА УСЛУГИ ТАКСИ В НЕПОГОДУ (В ПЕРИОД СНЕГОПАДОВ, СИЛЬНЫХ МОРОЗОВ)?

89% – наблюдаю существенное повышение цены
6% – отмечаю незначительный рост цен
5% – не замечаю

КАКИМИ КРИТЕРИЯМИ В ОСНОВНОМ РУКОВОДСТВУЕТЕСЬ ПРИ ВЫБОРЕ СЛУЖБЫ ТАКСИ?

59% – цена услуги
43% – скорость подачи автомобиля
34% – удобство заказа
29% – безопасность в пути (соблюдение водителем ПДД, техническая исправность автомобиля, наличие в салоне детского сидения)
11% – вежливость водителя
4% – выбор таксистом оптимального маршрута

 

553

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки