Инфолента

09.01.2019 - 00:43

Валерий Салахов: «Родители сами не знают, что делать с ребенком, и свое неумение перекладывают на других»

Заслуженный учитель России, депутат думы Югры — о пятидневке, детских садах и профильном образовании

В интервью порталу siapress.ru заслуженный учитель России, депутат думы Югры Валерий Салахов рассказал о проблемах и путях решения крупных проблем в сфере образования. Основные идеи беседы в подборке нашего портала:

 

Нужна ли пятидневка в школах?

Сейчас предпрофильную подготовку многие школы начинают с пятого класса, а профильными стали уже восьмые. Еще несколько лет назад профильными были десятые, а готовили к ним только в девятом. То есть сегодня ребенок уже к восьмому классу выбирает определенное направление. Из-за профильного обучения, конечно, растет и нагрузка.

Детям необходим шестой день учебы, чтобы не было перегрузки в умственной части. В школах для этого увеличивают часы подвижных уроков, некоторые вводят дополнительные занятия по физкультуре и хореографии.

Детей нужно беречь, жалеть, но и дать возможность почувствовать радость в своем труде, учеба для них — труд.

А тем школьникам, которые не ощущают внутренней потребности в изучении глубинных наук, достаточно пяти дней.

 

Как помочь ребенку определиться с профилем?

Начальная школа сегодня активно меняется. Дети с младшего возраста занимаются проектно-исследовательской деятельностью, где каждый может себя проявить. Задача специалистов определить, каковы способности и склонности ребенка после четвертого класса.

Кроме того, у ребенка в средней школе есть возможность попробовать себя в разных областях, понять какие науки ему ближе — естественные, гуманитарные — и к восьмому классу определиться с более узким профилем — химико-биологический, экономический. И даже в старших классах школьник может менять профиль обучения.

Главное, чтобы родители трезво оценивали желания ребенка, его возможности и заинтересованность.

Не секрет, когда в семье родители — технари, они видят чадо только в техническом направлении, а самому ребенку ближе, к примеру, гуманитарное. В моей практике был именно такой случай: ребенок вынужденно сменил профиль в одиннадцатом классе, потому что мама и папа не понимали, как склад ума ребенка может отличаться от их предрасположенностей. Возможно, внутренний конфликт родителей заключался в том, что они не могли ответить на вопросы школьника в процессе учебы, посоветовать ему литературу.

Отмечу, что выбор профиля и выбор профессии — не одно и то же. Профиль определяет только направление будущей профессии.

 

Для чего школе становиться государственной?

Разделятся потоки финансирования — часть обязательств на себя возьмет государство в лице регионов, а часть останется у муниципалитетов. Основной учебный план в связи с этим не изменится.

Дополнительное образование — те же кружки, осуществление присмотра и ухода. Например, группы продленного дня, количество смен в школе, использование сертификатов ПФДО ляжет на плечи муниципалитетов, потому что они могут определять муниципальное задание.

Справка: сейчас школы являются муниципальными и содержатся за средства бюджета муниципалитета.

 

Как учителям решать конфликты с родителями?

В Тамбовской и Липецкой областях мы изучали эту проблему. Выпускникам и студентам первого курса мы задавали вопрос: почему родители защищали вас в школьное время, даже когда знали, что вы неправы. Почти 80 процентов опрошенных сказали, что зачастую родители сами не знают, что делать с ребенком, и свое неумение перекладывают на других.

Кроме этого, я считаю, что при обучении педагогов в вузах слабо развита психологическая подготовка.

Мы живем в то время, когда учитель не является первоначальным источником информации — он должен не отстать от той информации, которая поступает. Иногда воспитанники опережают в этом плане учителя. Поэтому задача педагога — правильно составлять проект движения ребенка к развитию. Я очень часто подчеркиваю, общаясь со старшим ребятам, особенно с победителями олимпиад, что они умнее меня. Я немножечко больше знаю, может быть в той профессии, в которой я сегодня работаю, но в обширном плане они умнее. Еще я объясняю ребятам: ваша задача не отставать в выбранной профессии и двигаться вперед.

Если три коллектива: ребенок, родитель и учитель работают в одном направлении, школьник получит знания без ущерба для здоровья и взаимоотношений.

 

Можно ли назвать детские сады дошкольным образованием?

Проблема переполненности существует, но чтобы ее решить на окружном уровне, например, строится большое количество детских садов.

А если говорить о кадрах — мы должны пройти определенный этап и изменить подход к их подготовке. Я не говорю, что воспитатели плохо работают, но современным детям даже на дошкольном уровне недостаточно только присмотра и ухода.

 

Анастасия Якупова

 

1
1551

Комментарии

Аватар пользователя Будущий пенсионер
Будущий пенсионер
85.140.23.15

Ответ данного учителя-депутата о пятидневке раскрывает, почему у нас так плохо все в образовании. Вот такие учат наших детей. Такие пишут законы. Такие пишут учебники. А нагрузочку уменьшить в целом не пробовали, господин "заслуженный" учитель?

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки