Инфолента

03.12.2018 - 01:12

Югорчанам дают советы, как выбраться из долговой ямы

Бережёт ли копейка рубль? В социальных сетях всё чаще появляются истории о том, как югорчане добровольно надевают долговые оковы, буквально живут в кредит. И дело тут не в экономической ситуации, а в собственной невнимательности и доверчивости. 

Алексей живёт в Ханты-Мансийске. В прошлом году он взял кредит, полмиллиона рублей, на машину, о которой давно мечтал. Платежи вносил вовремя. А через несколько месяцев попал под сокращение. Алексей стал искать новую работу, вместе с этим начались просрочки по кредиту. Чтобы хоть как-то расплачиваться с банком, ему пришлось взять новые кредиты в других, в том числе и микрофинансовых организациях.

К тому времени как Алексей снова устроился на работу, первый банк подал в суд. Он постановил ежемесячно возвращать сумму, которая почти равнозначна зарплате должника. При этом на других кредитах уже стали накапливаться свои проценты.

Пришлось срочно продать машину. Денег покрыть долг не хватило. Начались звонки с угрозами от коллекторов, они даже приходили домой. Пришлось переехать к друзьям.

На данный момент общий долг Алексея превышает один миллион рублей и с каждым днём эта сумма растёт. Сейчас должник собирает документы на то, чтобы объявить себя банкротом.

«Никогда не думал, что окажусь в долговой яме. Страшно, конечно. Надеялся, что справлюсь, но не получилось. Виноватых не ищу, сам во всём виноват. Надо было внимательнее читать договоры и трезво оценивать все риски», - рассказывает Алексей.

Такие истории не редкость в нашем округе. В целом, финансовая грамотность югорчан оставляет желать лучшего.

Банальный пример: по статистике 99% жителей округа не пользуются правом «пяти дней», то есть, не берут дополнительное время на изучение условий кредитного договора. Часто документы даже не читают. Кроме того, сами финансовые организации зачастую включают в договор несправедливые условия, которые ущемляют права заёмщика.

 

Дружинина.jpg
Елена Дружинина, начальник отдела противодействия нелегальной деятельности Уральского ГУ Банка России: «Так называемый мисселинг - когда под видом банковского продукта человеку предлагается совершенно другой продукт. Например, вместо вклада предлагается купить облигации. Человек, подписывает не глядя договор. В итоге происходит что, при банкротстве, каких-то финансовых проблемах, у эмитента облигаций человек не может вернуть свои деньги».

С мисселингом столкнулся и Руслан Красюк из Лангепаса. При оформлении кредита ему навязали страховку, которая была вовсе необязательна. По его словам, менеджер даже не ознакомил его с точными условиями договора, то есть ввёл в заблуждение. Руслан написал жалобу в Роспотребнадзор и сейчас дело решают в досудебном порядке.

 

Красюк.jpg
Руслан Красюк, потерпевший: «Основная страховка, которая нужна была мне по трудоспособности и жизни стоила 1 400. А 28 200 от выезда заграницу, то есть, банк включил меня в эту страховку».

С начала года из всех обращений, поступивших в Роспотребнадзор округа 14% - жалобы на финансистов. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Всего с финансовыми претензиями обратились 140 человек. Больше всего жалоб на банки – 68, страховщиками недовольны 40 югорчан, а микрофинансовыми и другими организациями – 33 жителя округа.

 

Возникает закономерный вопрос: как повысить свою финансовую грамотность и не попасть в неприятную историю? Есть несколько способов.

Министерство финансов запустило портал, где можно не только весело провести время, но и узнать, что такое кредитование и как не попасться на удочку мошенникам. Но этот портал рассчитан в основном на молодёжь, а финансовую грамотность нужно повышать и старшим поколениям.

В Югре такой работой занимаются департамент финансов и сам Роспотребнадзор. Специалисты проводят лекции, семинары, распространяют печатную продукцию. Но бабушек и дедушек важно не просто научить, но и защитить от мошенников, которые пользуются их доверчивостью.

В Ханты-Мансийске этим занимается Виктор Абрамчук. Преподаватель работает по государственной программе «Электронный гражданин». Она включает в себя курс занятий, которые должны помочь пожилым людям сориентироваться в современном мире, в том числе знать, как защититься от аферистов в сети.

 

Абрамчук.jpg
Виктор Абрамчук, тренер по компьютерной грамотности: «Когда мы доходим до раздела «Что такое интернет», я им объясняю, что есть личная информация, которую нельзя нигде оставлять, чтобы не попасть в неприятные ситуации».

Как показывает практика, чаще всего югорчане виноваты в своих финансовых бедах сами. Банальная невнимательность, незнание законов и собственных прав порой играет злую шутку. 

Единственный способ не попасть впросак – быть умнее. Перед тем, как взять кредит, 100 раз подумать, взвесить все риски, узнать условия и только тогда принимать решение.

 

Василий Сысуев, Дмитрий Макаров, Григорий Апанасюк

787

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки