Тема дня

02.02.2006 - 05:00

131-Й СКОРЫЙ ИДЕТ НЕ СПЕША

Начался 2006 год. Приступили к работе главы вновь образованных муниципальных образований Советского района. Из 30 первоначально запланированных полномочий (с учётом Федерального закона № 199 от 31.12.05)им были переданы 11. Неслучайно этот период, до 2009 года, назван переходным — время, чтобы думать, обсуждать, что-то пробовать и принимать верные решения. Каковы же первые впечатления, выводы?

Т.Ю. Поминова, глава го­родского поселения Агириш: «Говорить о полной реализации всех переданных полномочий пока рановато. Сейчас идёт орга­низационная работа по форми­рованию администрации посёл­ка, обсуждение генерального плана, который в феврале будет приниматься на совете депута­тов. Фактически мы также реша­ем вопросы совместно с ЖКХ, культурой, спортом. К весне нач­нётся работа по благоустрой­ству. В общем, теперь нам надо учиться самостоятельности. И поэтому я бы пока поостереглась говорить о полной передаче пол­номочий. Впереди ещё целый год, время покажет, с чем мы сами можем справиться, а где по объективным причинам без помощи района нам не обой­тись».

Г.П. Наумов, глава город­ского поселения Пионерский: «Законодатели в округе подошли к вопросам разграничения пол­номочий с большой осторожно­стью, на мой взгляд, даже пере­страховались. Организацией досуга населения, вопросами спорта, ЖКХ мы могли бы сами заниматься, поднимая и под­держивая частное предприни­мательство. Давайте посмотрим на самую сложную сферу сегод­ня — жилищно-коммунальное хо­зяйство. Юридически это полно­мочия района, но фактически многие вопросы решаются на местах — ремонт теп­лотрасс, вывозка му­сора... Хотя не буду отрицать, что про­блемы с нашими убыточными дере­вянными котельными помог решить имен­но район. Также ду­маю, что в администрации рай­она не нужен целый аппарат уп­равления ЖКХ — происходит дублирование полномочий. Мы готовы отвечать, например, за своё коммунальное хозяйство перед куратором ЖКХ от райо­на.

Что касается вопросов стро­ительства дорог, обеспечения населения жильём, я, как глава поселения, не взял бы на себя ответственность за их решение. У нас для этого нет ни помеще­ний, ни подрядчиков, ни дорог, ни газовых сетей... Даже когда закончится переходный период, мы, скорее всего, попытаемся заключить соглашение с райо­ном, передав ему выделенные на это средства и полномочия.

Вообще в данных вопросах я уповаю на глубокий анализ си­туации, мудрость руководителей района, округа. Здесь не должно быть спешки. Уважая интересы друг друга, мы найдём верное решение».

Н.К. Михеичев, глава сель­ского поселения Алябьевс-кий: «Экономическая ситуация в стране не та, чтобы можно было работать по 131 закону. Самосто­ятельности на местах нет, пото­му что нет всех полномочий. Брать их дополнительно к суще­ствующим я не могу — нет денег, специалистов... Сейчас наша ад­министрация старается спра­виться с тем, что мы уже имеем. Однако и здесь есть свои труд­ности. Нам необходимо создать условия для обеспечения насе­ления услугами бытового обслу­живания — к примеру, наладить работу бани. Как это сделать са­мим, если она нерентабельна: билет стоит 8 рублей, а по фак­тическим затратам цена должна повыситься до 150? Разве семья пенсионеров сможет отдавать 300 рублей в неделю или 1200 в месяц?! Выход один — просить средства у района.

Думаю, окружные програм­мы по жилью будут работать сла­бо — у населения нет денег, люди не смогут найти средства даже на первый взнос. А социального жилья ждать долго.

Заработать человеку негде. У нас основная деятельность — всё, что связано с лесом. Здесь тяжёлая ситуация с «Советсклеспромом». На сегодня 121 чело­век — это безработные. Малый бизнес в лесной отрасли встаёт на ноги очень медленно — в на­шем посёлке этим намерены за­няться всего 2 человека, пока оформляют документы.

Сейчас мы также решаем вопросы по культуре, спорту, социальные проблемы населения, думаем о реконструкции осве­щения улиц... То есть чем мы за­нимались до 2006 года, то и ос­талось. Больше полномочий пока не готовы выполнять. Надежда только на то, что богатый округ не даст пропасть. В общем, эй­фории по поводу закона нет: са­мим себя нам не прокормить».

Л.Ф. Котикова, председа­тель совета депутатов г. п. Советский: «На мой взгляд, для реализации 131-ФЗ не до конца отработаны вопросы норматив­ного и финансового плана. По­этому сейчас возникает много вопросов. Например, ранее в ок­руге действовал закон о статусе депутатов, его отменили в про­шлом году. Сегодня мы живём в неведении. А население это мало волнует: избрали тебя депутатом — будь добр, помогай людям, исполняй свои предвыборные обещания. Для этого нужны ещё и чёткие понятия о полномочиях, прописанные в законе ХМАО-Югры.

Институт общественного са­моуправления был разрушен, сейчас создаётся вновь. Работы предстоит очень много, немало мы уже сделали: подготовили ус­тав городского поселения, кото­рый 12 декабря 2005 года был зарегистрирован, разработали временный регламент работы совета депутатов... Начиная с ок­тября, городской совет депута­тов провёл уже 5 заседаний.

Будем ли брать на себя до­полнительные полномочия? По закону, если городское поселе­ние имеет возможность, они ему могут быть переданы. Возьмём, к примеру, ЖКХ. Населению не интересно, что и кому принадле­жит, что придумала Государ­ственная Дума и чего хотели её депутаты. Людям важно, что про­исходит здесь и сей­час. А кто лучше город­ской власти знает все беды города?! Почему городскими проблема­ми должен заниматься район? На мой взгляд, передача полномочий по ЖКХ необходима. Что касает­ся «Коммунальщика», то здесь нельзя спешить. Это большая структура, она требует немалых затрат и вложений. Да ещё зи­мой затевать её передачу — необдуманный, безответственный шаг. Со временем, возможно, «Коммунальщик» будет подчи­няться городской власти, пото­му что эта служба работает для города.

Много сейчас говорят о си­туации с бюджетом: формирует его район,  а утверждает город, кото­рый имеет возможность распределять только то, что получил свыше. Всё вполне объяснимо. Ког­да утверждался бюджет района? До начала этого года. А закон вступил в силу с 1 января. Что район получил, то и распределил. Как это будет на следующий год, не знаю.

Что касается жилья, то, по-моему, его строительство долж­но быть в одних руках. В районе уже есть всё необходимое для этого — управление, люди, день­ги, специалисты... Зачем нам изобретать велосипед? Однако какое-то участие города в строительстве возможно, потому что с жилищными проблема­ми люди идут к городс­кой власти.

В общем, к каждому вопросу надо подходить обдуманно. Сегодня передача полномочий в полном объёме не­реальна».

Это мнения людей, наде­лённых властью на местах. Читателям, наверняка, инте­ресна оценка деятельности в новых условиях муниципальных образований в целом, взгляд, скажем, «сверху». По­этому на вопросы корреспон­дента отвечает начальник от­дела по работе с поселения­ми администрации района В.Я.Маковский.

— Вадим Яковлевич, как началась реализация 131 за­кона на местах? С какими сложностями столкнулись?

— По плану совместных дей­ствий Управления по местному самоуправлению ХМАО-Югры мы практически всё выполнили. Осталось зарегистрировать как юридические лица в налоговой инспекции советы поселении и, самое важное, утвердить бюд­жеты ещё нескольких муниципа­литетов.

Работа по организации но­вых условий жизни поселений шла тяжело. В связи с ликвида­цией администраций пришлось уволиться людям. Большинство из них, как опытных специалис­тов, конечно, мы попытались со­хранить — переводили на дру­гое место работы, но потерь не избежали.

—  Среди населения быту­ет мнение, что в новых усло­виях, наоборот, необоснован­но увеличились  штаты  со­трудников...

— Такое впечатление созда­ётся из-за того, что на местах по­явились советы поселений. Ко­личество сотрудников админис­трации сократилось. К примеру, в г. Советском их число с 57 уменьшилось до 42.

—  Уже сейчас раздаются голоса некоторых депутатов, что в МО могли бы передать больше полномочий. Как вы смотрите на такую перспективу?

—  Ещё не завершена пере­дача определённых законом 11 полномочий. Есть процедура, её все обязаны соблюдать. Это происходит путём заключения соглашений, которые должна одобрить Дума района, советы депутатов, потом только подпи­сывают главы. И только после этого бюджетные ассигнования передаются на уровень поселе­ний.

Основная задача района — передать полномочия по предоставлению со­циального жилья. Ве­дение очерёдности, предоставление квар­тир, заключение дого­воров социального найма — всё будет осу­ществляться на местах. Плюс в г. Советский перейдут полномочия по обслуживанию дорог в черте города, «Служба заказчика», МУП «ЖКХ г. Советский». На примере города посмотрим, как муниципалитеты справятся со всеми делами. Соглашения зак­лючаются на 1 год, потом они будут корректироваться. Ос­тальные полномочия, думаю, бу­дут также переданы, но посте­пенно.

—       Самостоятельность предполагает   финансовую независимость. Есть ли она хотя бы на уровне 11 полно­мочий?

—   Финансовая  самостоя­тельность предполагает превы­шение доходной части бюджета муниципального образования. Нужно учитывать, что наш район является дотационной террито­рией, а в поселениях практичес­ки нет источников пополнения доходной части бюджета. В на­стоящее время все доходы по­селений начнут поступать в рай­онный бюджет, где и будет про­исходить выравнивание уровня бюджетной обеспеченности по­селений путём предоставления дотаций в порядке, определён­ном Бюджетным кодексом РФ. Для осуществления 11 полномо­чий, переданных вновь образо­ванным муниципальным образо­ваниям по закону автономного округа, бюджетные ассигнования доведены в полном объёме.

—  Самое большое число обращений граждан и на ме­стах, и в районе — это жи­лищные вопросы. Как в свете 131 закона они будут решать­ся?

—  В администрации района создаётся отдел по жилищной политике, который займётся ре­ализацией жилищной программы на 2005-2015 гг., состоящей из 8 подпрограмм. Даже через год ещё рано думать о передаче на места полномочий по строитель­ству жилья. Возможно, город бу­дет готов возводить дома в зап­ланированные сроки и каче­ственно, в посёлках для этого нет условий. Одна из основных при­чин — нехватка квалифициро­ванных кадров.

Главную цель 131 закона — дать больше самостоятельности вновь образованным муниципалитетам и тем самым приблизить власть к народу — пока многие из опрашиваемых, как мне показалось, считают призрачной. Реально оценивают свои возможности, потому и нет уверенности в собственной самостоятельности. Главная надежда — богатый округ, его финансовая помощь, опыт и развитая управленческая структура района. Одно радует в этой ситуации — нет «перетягивания одеяла на себя», «делёжки» оставшихся полномочий. Главы МО и депутаты подходят к этому вопросу очень осторожно, обдумывая каждый шаг, стремясь оценить опыт друг друга. Да, времени с начала вступления в силу закона прошло совсем немного, переходный период только начался. И любой механизм требует отладки и проверки на прочность. Возможно, со временем всё же удастся жёсткую вертикаль власти уравновесить горизонталью демократии, и тогда появится «свет в конце тоннеля», идея пусть не полной, хотя бы относительной самостоятельности власти на местах станет реальнее, а её участие в жизни народа ощутимее.

Г. Тропина.

398

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки