Тема дня

05.11.2008 - 05:00

АЛЕКСАНДР СИДОРОВ : МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ОТМЕНИТЬ ВЫБОРЫ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Осенние выборы в Ханты-Мансийском автономном округе уже вызвали немало резонанса в партийной среде Уральского федерального округа. Сначала эксперты оценивали результат работы регионального отделения «Единой России» и обсуждали потерянные возможности партии. Потом разбирали, почему так много было самовыдвиженцев. Затем и вовсе перешли к обсуждению ситуации с выборами на малых территориях. Опыт Югры показал, что в мелких муниципалитетах партия сталкивается с рядом трудностей. Подробней о том, какие проблемы «Единая Россия» обнаружила и как предлагает их решать, «УралПолит.Ru» рассказал секретарь политсовета регионального отделения ХМАО-Югры Александр Сидоров.

Александр Николаевич, на заседании уральского МКС «Единой России», которое прошло 30 октября, вы подняли проблему мотивации у потенциальных кандидатов партии идти на выборы глав поселений. В частности, отмечали, что людей смущает отсутствие финансовой возможности реализовывать свои полномочия в полной мере...

Это действительно так. Сегодня согласно реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2009 года у нас полномочия передаются на места, а вопрос финансирования остается открытым. Поэтому поднимается проблема – как мелким муниципальным образованиям выживать в данных условиях. И мы считаем, что сейчас пришло время пересмотреть межбюджетные отношения между муниципальными образованиями разных уровней.

Недавно у МО второго и третьего уровня (сельских и городских поселений) вообще не было бюджетов. У них были только сметы, в которые закладывались несколько статей, и из района им выделяли только на расходную часть, тот предел, что необходим на самое необходимое. Свободных ресурсов у них не было. А мы настаиваем, чтобы согласно закону, в администрациях поселений было введено такое понятие как «бюджет», который бы предполагал доходную часть, с определением источников формирования доходов, и, исходя из этого, – расходную часть. И придти в результате к тому, чтобы поселения имели фиксированные источники финансирования. Они могут быть разными. Либо будет передача каких-то полномочий из муниципальных районов, либо какие-то свои источники дохода, но фиксированные.

Вы будете выходить с инициативой на муниципальные районы, чтобы те также закладывали в свои документы бюджеты этих маленьких поселений?

Да, совершенно верно. Необходимо, чтобы все небольшие муниципальные образования могли самостоятельно формировать собственные бюджеты. А для этого они должны иметь доходную базу. А она может формироваться, во-первых, за счет бюджета муниципального образования вышестоящего уровня – либо района, либо за счет средств, выделяемых на окружные социальные программы. Возможно, частично туда будут переданы какие-то налоги из районов. Например, налоги на имущество и другие. Идея о том, чтобы передать какую-то фиксированную часть в виде налогов МО второго и третьего уровня обсуждается и в федеральном центре. Во-вторых, за счет собственных доходов. А это может быть только за счет развития экономики. Например, повышение доходов в связи с развитием среднего и малого бизнеса.

То есть вы предлагаете доходную часть маленьких поселений пополнить за счет доходов от среднего и малого бизнеса, но это ведь очень мало.

Что значит мало? Просто сейчас плотно этим никто не занимается. Не зря у нас есть поставленная задача в «Стратегии 2020», что средний и малый бизнес должны составлять в общей доли экономики 60-70 процентов. Как на Западе, как везде. А это как раз источник дохода для муниципальных образований второго и третьего уровня.

Александр Николаевич, вы говорите о делегировании полномочий, в том числе финансовых, из одного муниципалитета в другой. А руководство муниципальных районов охотно пойдет на реализацию этих предложений?

Нет, конечно. Как они пойдут охотно, если им говорят, что надо отдать фиксированную часть денег нижестоящему уровню? Конечно, им нужно, чтобы все было сосредоточено у них. Ведь крупные поселения могут у себя сосредоточить финансы, и тогда главы районов теряют уже свой политический вес и будут номинальными фигурами. Это конфликт интересов между главами муниципальных районов и главами поселений. Отсюда и проблемы на выборах. Но этот вопрос надо решать, поэтому на прошедшем в Шадринске заседании уральского МКС я предложил заменить выборы глав муниципальных образований первого уровня на назначения, но это как один из вариантов решения.

Если мы выбираем глав второго и третьего уровня там, где население непосредственно должно получать услуги от власти, то там и должно быть все сосредоточено, в том числе и финансы. В этом и есть смысл закона о местном самоуправлении. Когда мы принимали административную реформу, то хотели, чтобы власть приблизилась к народу. А где она может быть ближе, как в сельском и городском поселении? Отсюда и вывод – значит, там, на местах, и должны быть сосредоточены все услуги, все финансы.

А вы не боитесь сопротивлений со стороны руководителей районов, которые считаются политическими тяжеловесами?

Сопротивление будет, но об этом проблеме надо говорить. К тому же, это ведь один из вариантов, как выстроить оптимальные отношения на этих уровнях власти. Сейчас мы рассматриваем и обсуждаем другие варианты.

© Экспертный канал «УралПолит.Ru» Вопросы – Вероника Завьялова

385
gif-заглушка

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки