Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава ХМАО-Югры Наталья Комарова 18 октября открыли автодорогу Ивдель - Ханты-Мансийск, которая связала два региона, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на департамент информационной политики губернатора Свердловской области.
«Еще год назад, когда мы принимали решение о достройке, я с трудом верил, что работу можно будет провести в столь короткий срок. И я хочу поблагодарить строителей за умелую, четкую, грамотную работу», — сказал на церемонии открытия Е.Куйвашев.
Глава Среднего Урала выразил уверенность в том, что открытие дороги позволит укрепить экономическое сотрудничество двух регионов.
«Сейчас главы городов, которые теперь уже стоят на этой дороге обязательно подготовят свои предложения о размещении объектов сервисного обслуживания, общественного питания, гостиниц. Мы эти предложения состыкуем и с коллегами из ХМАО, чтобы выстроить четкую логическую цепочку», — сказал он.
По словам Е.Куйвашева, к 2020 году дорога Ивдель - Ханты-Мансийск выйдет на полную загрузку — около 6 тысяч автомобилей в сутки.
Отмечается, что ввод дороги в строй на 700 км сократит путь из Восточной и Западной Сибири в европейскую часть страны, а ежегодная экономия при перевозке грузов составит 4,5 млрд рублей.
«Новая транспортная артерия, которую уже прозвали "Дорогой жизни", обеспечит эффективный транзит грузов из Сибири в европейскую часть страны и позволит начать освоение богатств Полярного и приполярного Урала. По дороге пойдут на север техника, оборудование, стройматериалы и многое-многое другое», — говорится в сообщении.
Директор дорожной компании «Магистраль» Владимир Огибенин напомнил, что строительство трассы началось еще в 2005 году.
«Здесь было задействовано 400 единиц техники, и тысяча человек работали порой круглосуточно. 7 ноября 2008 года мы были уже на границе области — поселок Таежный проехали своим ходом. Условия работы были тяжелыми. Это была непроходимая тайга, болота. Но было понимание, что дорога стратегическая», — подчеркнул он.
Дорога Ивдель - Ханты-Иансийск является частью Северного широтного коридора, который связывает регионы от Пермского края через Свердловскую область, Югру и далее вплоть до Томской области.
Стоимость дороги согласно проектной документации в ценах соответствующих лет превышает 7,1 млрд рублей.
Автомобилисты отметили открытие дороги Урал-Югра, не дожидаясь губернаторов
Евгений Зиновьев
Так вышло, что высокопоставленных лиц опередили — в субботу, 12 октября, активисты интернет-сообщества drom.ru уже провели свою, неформальную, церемонию. Ну, не утерпели мужики! И их можно понять — сколько лет они этого ждали…
Строительство «дороги на ханты-манси», как ее называл бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель, началось в 2005 году. К тому времени уже давно назрела необходимость такой трассы, поскольку стало очевидно, что единственной автодороги, по которой можно добраться до Югры и Ямала, — через Тюмень, Тобольск, Салым — катастрофически не хватает. Не выдерживая огромный трафик, она очень быстро разрушалась.
Кроме того, жителям западной части Югры — Югорска, Советского, Урая, Нягани — приходилось делать огромный крюк, чтобы выбраться на «большую землю». По новой дороге расстояние, например, от Югорска до Екатеринбурга составляет 750 км, а если ехать через Ханты-Мансийск и Тюмень — то все 1400.
Не мудрено, что автомобилисты всеми правдами и неправдами пытались «просочиться» от границы регионов до Ивделя — ставили машины на железнодорожные платформы, штурмовали зимники вдоль «железки».
Известие о начале строительства дороги от Ивделя было воспринято с воодушевлением — ну, наконец-то, югорчане получат короткий путь на «большую землю». Но радость была преждевременной, поскольку строительство постоянно стопорилось, заканчивались деньги, менялись подрядчики. Получается, что почти 150 км трассы от Ивделя до югорского поселка Таежный свердловчане строили без малого восемь лет.
В 2007 году на автомобильном портале drom.ru начало формироваться сообщество людей — югорчан, уральцев, ямальцев — для которых эта дорога была очень важна. И с тех пор активисты-«дромовцы» постоянно мониторили ход строительства, делились свежими новостями и, конечно, помогали друг другу преодолевать недостроенный участок. Благо, что варианты, хотя и экстремальные, были.
Например, «дромовцы» активно использовали так называемую газотрассу — технологическую дорогу в две плиты шириной, проложенную вдоль газопровода. Чтобы на нее попасть, нужно было от поселка Алябьево Советского района свернуть на лесовозную дорогу и пробираться по ней 25 км. А затем около 90 км ехать по подразбитым плитам газотрассы, которая выводила к уральскому поселку Пелым. А оттуда еще 100 км до Ивделя — по грунту недостроенной дороги. Итого — больше 200 км бездорожья, нервов, поцарапанных бамперов, порванных покрышек, пробитых амортизаторов.
Все это закончилось 4 октября 2013 года, когда на границе Урала и Югры дорожники уложили последние метры асфальта. Стройка еще не закончена — нужно обустроить обочины и въезды в населенные пункты, установить знаки и отбойники, уложить второй слой асфальта. Но главное — твердое покрытие — уже есть. В тот день на соответствующей ветке drom.ru царил неописуемый восторг.
«Свершилось!!! И мои поздравления в общую копилку! — писал пользователь autosport-ugra из Ханты-Мансийска. — Даже как-то взгрустнулось. Жаль наверно, что газотрассу не застал, а ездил уже просто по недострою. Жене Бурмату отдельное спасибо за бескорыстную помощь делом и советом форумчанам (да и не только, думаю) все эти годы! Как благодарность и тем (навскидку приходит Семёныч), кто писал письма, пинал чинуш хотя бы так. Троекратное УРА! Только не власти всё-таки, а обычным строителям и тем, кто не давал забыть про эту дорогу верхушке!»
«Поздравляю всех дромовцев!!! спасибо вам всем за подробнейшие отчёты!!! — вторит Артем89 из Ноябрьска. — Спасибо Жене Бурмату за помощь. До сих пор вспоминаю, как он встретил меня с семьёй около пяти лет назад в Югорске, рассказал, как там лесовозка, где ямки на газотрассе. С тех пор мы всей семьёй там только и ездим. Как время летит... Первый раз я там был, когда еще школу заканчивал, а теперь уже и сам за рулём и диплом скоро писать. На этой дороге вырастает поколение».
Упомянутый Женя Бурмат — это житель Югорска Евгений Бурматов. Он сегодня герой дня. Многолетний модератор форумной ветки, он поставлял свежую информацию о состоянии дороги и неоднократно выручал «прикуривших» на трассе «дромовцев». Его номер телефона был открыт для всех желающих.
«Вот и всё... Не будет больше: «Папа, когда плохая дорога кончится?», «Евгений? Бурмат? Я ваш номер на сайте нашел. Не подскажите, на «Королле» можно через вас проехать?», «Жека, напиши, там лужу надо наискосок проезжать?» — даже как-то с грустью пишет Евгений Бурматов. — Нормальный такой кусок моей жизни. Прошёл...»
«Езжу по этой дороге каждый год в отпуск и обратно шесть последних лет, помню ещё, когда вдоль газотрассы мотались, — вспоминает форумчанин Dmrash из Нового Уренгоя. — Когда в первый раз ехал, сосед мой, профи-водитель, пальцем у виска крутил, типа сгинешь там… Не знаю, как местным, уставшим от бездорожья, а мне, проезжающему по этой дороге два раза в год, даже немного грустно. Поедут теперь все, кто раньше побаивался сюда соваться, станет дорога как дорога. А общность, романтизм как-то уйдут. Но, тем не менее, УРА!!! Всех с праздником!!!»
«Дромовцы» договорились, что в субботу, 12 октября, соберутся на «смычке» на границе регионов, чтобы отметить знаменательное событие. Не все смогли приехать — кому-то далеко, кто-то занят. Но около десятка человек собрались. Увиделись воочию. Кто был не за рулем, слегка выпили. Доверили Евгению Бурматову перерезать символическую ленточку. Сфотографировались. И разъехались с пониманием, что эта дорога сделала их настоящими друзьями.
Справка
Трасса Ивдель — Ханты-Мансийск является частью Северного широтного коридора, который в перспективе свяжет между собой Пермь, Серов, Ивдель, Югорск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Томск. Общая протяженность магистрали составит 2545 км. На данный момент она полностью проезжаема от Перми до поселка Излучинск Нижневартовского района. Сегодня возле Излучинска строится мост через реку Вах, ввести его в эксплуатацию планируется на будущий год — тогда откроется круглогодичное движение до города Стрежевой Томской области.
Комментарии