Тема дня

12.03.2007 - 05:00

АВТОМОБИЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЧТО ТАМ, ЗА ПОВОРОТОМ

К реформам мы привыкли, поэтому обычно относимся к ним с пассивным любопытством, что бы ни реформировали: образование, здравоохранение, жилищную сферу или сельское хозяйство. Однако слухи о предстоящих реформах в области безопасности дорожного движения по-настоящему взволновали автомобильную общественность страны. Действительно, много лет ездили по одним правам и правилам, а тут вдруг  зачем-то понадобилось все усложнять! В рамках нижеследующей статьи мы постараемся обобщить всю имеющуюся информацию на этот счет и максимально упрощенно изложить суть предстоящих нововведений

Автомобильная реформа началась  с изменений в правилах дорожного движения. В частности, с 2006 года все водители должны были выучить 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих, привыкнуть к езде с ближним светом фар за пределами населенных пунктов и прочее. Таким образом, российские автомобильные знаки и  разметку привели в соответствие с европейскими стандартами. На втором этапе автомобильной реформе предполагается шагнуть еще дальше, а именно — видоизменить отечественные водительские удостоверения по европейскому образцу и существенно увеличить штрафы за нарушение ПДД. Но начнем по порядку.

ДОРОГИ — НАШИ, ПРАВА — ЕВРОПЕЙСКИЕ

Современные отечественные водительские удостоверения с латинским шрифтом и цветной фотокарточкой принято считать удостоверениями международного образца. Однако, на самом деле, это не совсем так — наши водительские права действуют не всегда и не везде. За границей ими можно воспользоваться только при краткосрочной аренде автомобиля, например, в турпоездке. Если же россиянину нужно  задержаться за кордоном более чем на полгода, приходится заново проходить водительские курсы и сдавать экзамен. В чем причина такой несправедливости?  Все дело в том, что на Западе гораздо больше водительских категорий - от 12 до 15 против наших 5. Поэтому частенько тамошние полисмены, впервые увидев права «Made in Russia», «впадают в ступор». Что касается юридической стороны вопроса, то в марте прошлого года Россия присоединилась к Конвенции о дорожном движении — а по ней страна должна перейти на новую систему категорий. Это значит, что речь идет о полной замене водительских удостоверений. Только после этого наши автомобильные «права» будут признаны официальными в 180 странах, подписавших Конвенцию. А вот в США, государствах Азии и Африки  наши «права» все равно сочтут за сувенирную продукцию. Следовательно, собираясь в любую другую, кроме Европы, часть света, россияне все равно должны будут сдавать экзамены на знание ПДД этих стран.

Согласно международной Конвенции, у России есть еще четыре года (до 2010 г.) для того, чтобы ввести европейские «права».

КАК ОНИ БУДУТ ВЫГЛЯДЕТЬ

Самое главное отличие новых российских удостоверений от прежних будет заключаться в введении большего количества подкатегорий (А1, В1, С1, D1, B1E, C1E, D1E) в рамках уже существующих (A, B, C, D, E). Итак, остановимся немного подробнее на подкатегориях и расскажем, какая что означает.

К категории «А» — мотоциклы, предполагается добавить подкатегорию «А1». К ней будут относиться легкие мотоциклы с рабочим объемом двигателя  до 125 см3 и мощностью движка не больше 11 кВт. К привычной категории «В» — легковые автомобили массой не более 3500 кг, где количество мест, помимо водительского, не превышает восьми, добавляется подкатегория «В1» — моторизованные трициклы и квадроциклы. Другими словами, сюда относится все то, что имеет больше двух колес, но еще не является легковым автомобилем. Далее по порядку будет следовать подкатегория «ВЕ» для управления легковым автомобилем категории «В» с небольшим прицепом массой до 750 кг. Так  что теперь  для того, чтобы подцепить тележку к своей машине, нужно будет иметь на это разрешение. 

К грузовикам категории «С» с разрешенной массой более 3500 кг добавляется подкатегория «С1». К ней будут относиться автомобили массой свыше 3500 кг, но не более 7500 кг, например, тяжелые иностранные джипы. Далее следует подкатегория «СЕ». Ее необходимо будет получить для того, чтобы иметь возможность подцепить легкий прицеп (до 750 кг) к грузовику категории «С»

Следующая подкатегория «С1Е» предназначена для управления автомобилем подкатегории С1 (тяжелые джипы) с прицепом массой более 750 кг, но не превышающей массу авто без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не должна превышать 12 тонн. Для наглядности, это все тот же джип с дачей на колесах либо с прицепной яхтой во время транспортировки.

Наконец, мы подошли к профессиональным водительским категориям. Как вы знаете, сейчас для перевозки более восьми пассажиров нужна, так называемая, автобусная категория «D» в «правах». В будущем к этой категории предполагается добавить еще две подкатегории. Первая из них — «D1». Она понадобится для управления автомобилем, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим свыше 8, но не более 16 сидячих мест. Сюда можно смело отнести пассажирские «Газели», а также микроавтобусы всех мастей. А если вы собираетесь регулярно подцеплять к своему микроавтобусу тяжелый грузовой прицеп (свыше 750 кг, но не более 12 т вместе с машиной), то в скором времени должны будете иметь открытой подкатегорию «D1E». 

ЦЕНА ВОПРОСА

Нужно отметить, что внешний вид будущих российских прав пока окончательно не определен. На сегодняшний день неясно, какую дополнительную информацию будут содержать будущие «права». Например, в свое время Госавтоинспекция обещала ввести в водительское удостоверение такую особую отметку, как «тип коробки передач», где указывалось бы, автомобилем с какой трансмиссией (ручной или автоматической) может управлять шофер. Однако решение этого вопроса решили отложить на неопределенное время,  ведь еще далеко не все автошколы имеют в своем арсенале машины с «автоматом». Также в перспективе новые «права» могут обзавестись специальной опцией — планируется снабдить водительскую «корочку» микрочипом, позволяющим вносить сведения о владельце, его биометрических параметрах (рост, вес, группа крови, противопоказания к лекарствам), а также послужным списком нарушений ПДД.

Второй немаловажный вопрос — стоимость новых отечественных «прав». Несмотря на то, что технология их изготовления гораздо сложнее нынешних розовых «корочек» (особый пластик, краски со специальными свойствами, микротексты, рельефные сетки, ламинат с голограммой), в ГИБДД успокаивают, что удорожания не произойдет, поскольку изготавливаться документы будут исключительно в России.

С момента, когда начнут выдаваться «права» нового образца, полностью прекратится изготовление «розовых»  водительских удостоверений и так называемых «портянок» (удостоверения размером с талон техосмотра и черно-белой фотографией). Но вместе с тем в ГИБДД подчеркивают, что тотальной замены «прав» происходить не будет — старые образцы уйдут из оборота по мере истечения их срока годности. Новые водительские удостоверения также можно будет получить взамен утерянных, украденных, испорченных. Заново пересдавать экзамены в ГИБДД не придется, соответствующие подкатегории вам откроют автоматически. Например, если прежнее водительское удостоверение содержало категории «А», «В», «С», то в новых появятся подкатегории «А1», «В1», «С1» «СЕ», «С1Е».

С определенными трудностями столкнутся только те, кто радикально решит поменять тип транспортного средства или те, кто только собирается сдавать на «права».  К примеру, сегодня владелец малолитражки типа «Daewoo Matiz» без проблем садится за руль «Toyota Land Cruiser». В скором времени «без проблем» уже не получится, как раз по  причине, описанной выше - градации, призванной отделить мощные авто от малолитражек, а большие автобусы — от пассажирских «Газелей». Таким образом, будут разделены все имеющиеся на сегодня категории. В ГИБДД считают, что управлять сверхмощными мотоциклами и джипами или перевозить в автобусах большое количество людей должны только специально подготовленные водители

ШТРАФ ЗА ШТРАФНУЮ

Вторая часть автомобильной реформы предполагает значительное увеличение штрафных санкций. В последнее время об этом все настойчивее заявляет руководство ГИБДД.  Существует мнение, что простое введение новой сетки тарифов — это явно однобокий подход к проблеме огромного числа нарушений правил дорожного движения, которые можно ежедневно наблюдать на наших дорогах. По мнению скептиков, без реализации принципа неотвратимости наказаний за совершаемые нарушения  и без механизмов надежного сбора штрафов, исключающих корыстное участие отдельно взятых, но многочисленных инспекторов, повышение штрафов мало что даст. И приведет оно  лишь к углублению рва между представителями власти и армией простых автомобилистов.

Тем не менее от ГИБДД идет информация только о недостаточности размеров денежных штрафов для запугивания нерадивых водителей. И с этим не удастся поспорить. Если смотреть на европейские штрафы, как правило, в десятки раз превышающие российские, то становится понятным, откуда у их водителей берутся такие аккуратные и осторожные повадки на дороге. Что, в конце концов, идет на пользу им самим – машины остаются целыми, а жизни многих европейцев — сохраненными.

ПОЧУСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

В европейских государствах превышение скоростного режима наказывается драконовскими денежными штрафами. Например, в Норвегии полицейские радары называют «печатными станками», но по другой причине, чем у нас. Дело в том, что там каждое превышение скорости на 20 км/ч пополняет государственную казну на 390 евро. Действительно, стоит подумать, прежде чем промчаться «с ветерком» перед радаром. Однако Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Испания, Швеция, Швейцария и даже Венгрия тоже не хотят отставать, и подобное удовольствие обойдется нарушителю в 120-300 евро. При превышении скорости более чем на 20 км/ч в некоторых странах денежным штрафом уже не ограничиться: вводится дополнительное наказание пунктами (ведущими к пересдаче или лишению прав), а  также лишение водительских прав на установленный срок. К примеру, превышение скорости уже на 41 км/ч при движении в городе будет стоить водителю в Германии 125 евро, 4 пункта (штрафные бонусы) и 1 месяц лишения водительских прав, а в Швеции, кроме денежного штрафа в размере около 250 евро, ожидает лишение прав на срок от 4 до 8 месяцев.

Интересно решается проблема и во Франции: водитель-иностранец за превышение скорости на 40 км/ч кроме денежного штрафа просто лишается прав на месте. Если нет второго водителя, нарушитель оплачивает буксировку своего автомобиля. Права выдаются только при выезде из страны.

Однако есть и более жестко наказуемые нарушения. К их числу относятся: нарушение правил обгона и проезд на красный свет. Проезд на красный свет светофора в Германии имеет градацию - до 1 сек без последствий и после 1 сек работы запретительного знака  с аварийно опасными последствиями. Оттого и дифференциация. Если в первом случае водитель может обойтись такой «мелочью» как 50 евро и 3 пункта, то во втором — 200 евро, 4 пункта и 1 месяц лишения прав. Норвегия, не применяя подобных тонкостей, просто штрафует нарушителя на 640 евро, как и за обгон... И в этом есть своя логика... Закон суров — на то он и закон...

Мобильный телефон — это не роскошь, а средство коммуникации. Везде, но не в автомобиле. Поэтому если у вас нет устройства «hands-free», а вы хотите поболтать где-нибудь в Нидерландах, Португалии или Греции, вам надо будет рассчитывать на спонсирование этих стран дополнительной суммой в 120-160 евро. Кстати, в Германии велосипедист, как равный участник движения, разговаривающий по мобильнику, также может быть подвергнут штрафу. Чуть-чуть поменьше, но все же... 25 евро.

В заключение о ближнем свете, езда с которым днем, как известно, во многих странах Европы является обязательной. В Дании, Эстонии, Финляндии и Венгрии ближний свет обязателен при движении за городом, в Исландии, Италии — на автомагистралях и скоростных шоссе, в Хорватии, Латвии и Литве — включение света обязательно днем.  В Румынии, Швеции, Швейцарии включение ближнего света не обязательно, но рекомендовано. Запрещена городская езда с ближним светом днем в Греции и Португалии. В Германии езда днем с включенным ближним светом обязательна для мотоциклистов. Движение в Германии в условиях тумана, снега и дождя обязательно со светом. Штраф за забывчивость водителя, к примеру, при движении за городом, в Германии составляет 40 евро и 3 пункта, в Дании – 70 евро, Эстонии – 35, Финляндии – 50, Исландии – 60, Италии – 33, Хорватии - 40. Как всегда «отличилась» Норвегия, побив рекорд строгости – 180 евро!

Практически во всех европейских странах, за исключением Словакии, Сербии и Боснии, разрешенная скорость в городе составляет 50 км/ч. При движении по загородному или скоростному шоссе скорость варьируется от 80 до 100 км/ч. Интересно отметить Францию, Люксембург и Португалию: скорость движения для французских водителей, имеющих права менее 2 лет, на 10 км/ч должна быть ниже разрешенной, для водителей Люксембурга, имеющих права менее 1 года - на 15 км/ч ниже, а для Португалии - на 20 км/ч. Также и движение по мокрой дороге: скорость должна быть снижена примерно на 20 км/ч.

Скорость движения по автобану во всех странах, за исключением Германии, имеет ограничения и колеблется от 110 до 130 км/ч. Германия — единственная страна в Европе, в которой нет скоростного ограничения на автобане при рекомендуемой скорости 130 км/ч. Заслуга этой «исключительности» — абсолютная дисциплина водителей как результат отлаженной работы полицейских служб. Это, в первую очередь, стационарные радары скорости на имеющих ограничения участках. Это «ведение» и видеозапись на компьютер нарушений автомобиля-объекта в течение какого-то времени из находящегося в потоке движения неопознаваемого полицейского автомобиля. Это также замеры дистанции между транспортными средствами. Кстати, нарушение дистанции с впереди идущим средством — особая статья штрафов.

Добавим, что движение по автобану со скоростью менее 60 км/ч, буксирование транспортных средств, использование световых сигналов для пропуска автомобиля запрещены и также караются штрафом. Кроме того, скорость движения по автобану должна регулироваться водителем по принципу: тормозной путь до полной остановки не должен превышать линии видимости. Днем – в зависимости от погодных условий и пересеченности местности, в ночное время — от дальности освещения фар.

Так что, как видим, у наших гаишников есть огромное поле для маневра. Если уж цены на бензин в России медленно, но верно приближаются к европейскому уровню, то почему бы и штрафы не подогнать под европейские рамки? К настоящему моменту руководство ГИБДД уже сформулировало перечень новых штрафных санкций за нарушение ПДД. Осталось только дождаться того момента, когда депутаты Государственной Думы одобрят их. После этого многим автомобилистам наверняка придется пересмотреть расходную часть семейного бюджета. Итак, ниже предлагаем вашему вниманию предполагаемый перечень штрафных санкций. Напоминаем, что эти штрафы пока еще не действуют. Новые наказания будут выглядеть следующим образом:

- минимальный денежный штраф - 300 руб.;

- автомобиль, не поставленный на учет - 300 руб.;

- не пройден техосмотр - 500 руб.;

- за нестандартные номера - 300 руб.;

- езда без документов - 300 руб.;

- отсутствие огнетушителя, аптечки, а также нарушение правил тонирования стекол - 300 руб.;

- не пристегнутый ремень безопасности - 500 руб.;

- управление автомобилем при отсутствии прав, как таковых -  2500 руб. или 15 суток ареста;

- управление автомобилем водителем, лишенным прав - 2500 руб. или 15 суток ареста или продление срока лишения;

- передача управления авто человеку, не имеющему прав - 2500 руб.;

- передача управления пьяному человеку, вдобавок лишенному прав - 15 суток ареста;

- превышение предписанной скорости на 10-20 км/ч - 300 руб.;

- превышение предписанной скорости на 20-40 км/ч - 500 руб.;

- превышение предписанной скорости на 40-60 км/ч - от 1000 до 1500 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет;

- проезд на красный сигнал светофора - от 1000 до 1500 руб. или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет;

- нарушение правил проезда ж/д переезда - от 2000 до 2500 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет;

- выезд на загруженный перекресток - 500 руб.;

- несоблюдение приоритета движения при проезде перекрестка - 1000 руб.;

- не включил поворотный сигнал - 300 руб.;

- разворот в запрещенном месте - 500 руб.;

- поворот не из крайнего ряда - 300 руб.;

- не уступил дорогу - 500 руб.;

- движение по обочине - 500 руб.;

- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты - 500-1000 руб.;

- проезд по тротуару - 1000 руб.. или лишение прав на 1 год;

- выезд на полосу встречного движения - 2000-2500 руб. или лишение прав сроком на 1,5-2 года;

- нарушение прочих знаков ПДД и разметки - 300 руб.;

- не уступил дорогу пассажирскому транспорту - 1000 руб.;

- не уступил дорогу спецтранспорту с "мигалкой" - 2000-2500 руб. или лишение прав сроком на 1,5-2 года;

- не уступил дорогу пешеходу - 800 руб.;

- нарушение правил остановки - 300 руб.;

- стоянка на тротуаре - 1000 руб.;

- стоянка на проезжей части с созданием препятствия - 1500 руб.;

- нарушение использования световых приборов - 300 руб.;

- нарушение правил перевозки грузов - 300 руб.;

- учебная езда в необорудованном для этого автомобиле - 800 руб.;

- нарушение правил перевозки людей (в том числе детей без специальных кресел) - 500 руб.;

- отказ остановиться на поднятый жезл инспектора ГИБДД - 2000-2500 руб. или лишение прав сроком на 1-2 года или 15 суток ареста;

- невыполнение обязанностей по оформлению ДТП - 500 руб.;

- оставление места ДТП - лишение прав сроком на 1,5-2 года;

- нарушение правил дорожного движения в жилых зонах - 500 руб.;

- использование во время езды мобильного телефона без гарнитуры «hands-free» - 300 руб.;

- водитель не вписан в полис ОСАГО - 500 руб.;

- отсутствие полиса ОСАГО вообще - 1000 руб.

Введение новых водительских удостоверений и серьезное увеличение штрафных санкций продиктовано как соображениями международной политики, так и внутрироссийскими проблемами в области безопасности дорожного движения. В любом случае, об эффективности предстоящей автомобильной реформы судить можно будет достаточно быстро. А критериями ее успешности, по логике, должны являться снижение уровня травматизма и  смертности на наших дорогах. Только такая реформа  устроит всех — автомобилистов и пешеходов, да и самих гаишников.

                                                                                 Материал подготовил В. ТИХОМИРОВ

412

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки