Тема дня

16.11.2009 - 05:00

АВТОШКОЛЫ ВНЕ ЗАКОНА

С 1 июля 2009 года должны были вступить в силу новые и поистине «драконовские» требования по техническому оснащению автошкол, разработанные Министерством образования и науки РФ. Мотивация простая: «в целях повышения качества обучения».

В то же время простые трехмесячные автокурсы уже сегодня из ряда доступных услуг переходят в разряд слишком дорогих. А эксперты в один голос твердят: предложенную чиновниками модернизацию переживут единицы автошкол, и то в основном за счет значительного роста цен за обучение. Дело в том, что новые требования обязывают автошколы обзавестись автодромом (площадью не менее одного гектара) со светофором, железнодорожным переездом, перекрестком и пешеходным переходом. Всего же должно быть установлено двенадцать обязательных элементов, имитирующих реальную поездку по городу. Кроме того, автошколам нужно установить в классах электронные тренажеры с экраном, рулем и педалями, а также компьютеры для психологических тестов учащихся, которые оценивают психоэмоциональное состояние курсантов в стрессовых ситуациях.  В частности, с помощью специальной программы оцениваются различные личные качества будущих водителей - темперамент, склонность к риску и конфликтность. Также при поступлении в автошколу курсантам придется проходить тесты на восприятие пространства, психологическую и эмоциональную устойчивость.

Как заявляли разработчики инициативы, не выполнившим все вышеперечисленные условия автошколам попросту не продлят лицензию. Но даже если у школы имеются образцовый автодром, классы и преподаватели высшего пилотажа - этого недостаточно, нужно еще, чтобы во всех без исключения учебных автомобилях и на разметке автодрома были установлены камеры видеофиксации, которые автоматически записывают «подвиги» начинающего водителя.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

В многочисленной среде обычных российских автомобилистов новый регламент тут же стали критиковать за недоработки. Понятно, что и представители бизнеса, оказывающие услуги по обучению вождению, не остались в стороне и разложили каждое требование, что называется, по полочкам. Оказалось, что в связи с вступлением в силу регламента вопросов возникает больше, чем ответов.

КОМУ НУЖНЫ ВИДЕОФИКСАТОРЫ?

В требованиях к оснащению указывается, что перечень видеокомплексов утверждается Федеральными органами управления Госавтоинспекции. Из этого следует, что так или иначе автошколам будут в добровольно-принудительном порядке навязываться покупки определенных комплексов фирм-производителей или фирм, торгующих данным оборудованием, имеющих договор с ГИБДД. Соответственно, автошколы лишают права свободного выбора на приобретение видеокомплексов, которые могут быть лучше и дешевле тех, что предлагает ГИБДД. Отсюда возникают вопрос: кто лоббирует данный список, по каким критериям выбирались фирмы?

Разработчики регламента утверждают, что установка видеорегистраторов должна улучшить подготовку водителей. Однако в автошколах не понимают, каким образом видеозапись скажется на качестве подготовки. К тому же, по мнению владельцев автошкол, невозможно не затронуть морально-этическую сторону вопроса. В случае отказа учащегося от съемки, придется лишить его права обучения, или автошкола понесет определенные наказания. И, наконец, как может ГИБДД гарантировать качество и адекватность отснятого материала на не принадлежащем ведомству оборудовании, и кто будет нести ответственность за данное оборудование в процессе экзамена?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ТЕСТ?

Компьютерный тест на профпригодность водителей на сегодняшний день применяют очень крупные автотранспортные предприятия при приеме на работу, а также спецорганы. Теперь же авторы регламента предлагают и начинающих водителей тестировать подобным образом. Казалось бы, мысль ясна, но как автошколы будут применять результаты тестирования в регламенте - не разъяснено. Будет ли тестирование учащегося добровольным или в принудительном порядке? В случае отрицательных тестов придется поставить учащегося перед фактом, что он не может обучаться. Правомочен ли такой отказ с юридической точки зрения? Если не правомочен, и автошколы должны его учить, то зачем вообще нужен этот комплекс, если на итог он все равно не влияет? Человек пришел учиться, у него действительно есть желание научиться управлять автомобилем, тут ему предлагается тест, который показывает отрицательный результат. Дальше все понятно: как вы лодку назовете, так она и поплывет. А как же конституционные права человека? Владельцы автошкол предлагают внести поправку в регламент, в котором нужно указать, что применение оборудования носит рекомендательный характер и на выдачу лицензии автошколе никак не влияет.

ЗАЧЕМ ИМИТИРОВАТЬ ВОЖДЕНИЕ?

Введение новых требований к автодромам - теперь самый главный и больной вопрос автошкол, связанный с огромными деньгами. По мнению представителей бизнеса, здесь опять видна попытка ГИБДД решить свои проблемы их руками и за их счет. Дело в том, что каждое подразделение ГИБДД, имеющее экзаменационную комиссию, должно иметь и собственную площадку. На деле большинство пользуется площадками автошкол (причем бесплатно). Если же нет площадки, подразделение расформировывается. Кто страдает? Обычный потребитель, которого в очередной раз лишают права на учебу, сдачу экзамена и получение водительского удостоверения.

Директора автошкол напоминают: два года назад речь шла о том, чтобы вообще убрать первый этап практического вождения (площадку) из квалификационных экзаменов. И это, по их мнению, было верное решение. Площадка предназначена лишь для отработки первоначальных навыков вождения на скорости 10-20 км/час. Теперь же автошколы  заставляют оборудовать автодром железнодорожным переездом, светофорным регулированием, пешеходными переходами согласно ГОСТам. По мнению предпринимателей, это ни что иное, как политика двойных стандартов, ведь экзамен на такой площадке не отменяет экзамена по городу. В программе обучения любой автошколы четко написано, что выше перечисленное (перекрестки, светофоры, переезды) отрабатывается в реальных условиях. Зачем же строить это еще раз? Почему строительство автодромов, связанных государственными ГОСТами, пытаются переложить на плечи автошкол, а средняя цена автодрома исчисляется миллионами рублей без учета цен на землю? «Кому это выгодно?» - задаются вопросом владельцы автошкол и ссылаются на опыт немецких коллег, который показывает, что они совершенно спокойно обходятся без площадок. В Германии нет автодромов. Акцент в обучении делается на вождение в реальных условиях.

КОМАНДА «ФАС»

Владельцы автошкол в некоторых регионах России не долго переходили от слов к делу и обратились с жалобами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ведомство инициировало проверку в ряде Субъектов РФ и нашло нарушения в нормативных актах ГИБДД, связанных с обучением водителей.

В частности, речь идет об обязанности автошкол использовать компьютеризированные автодромы для обучения будущих водителей, стоимостью несколько миллионов рублей, что может ограничить конкуренцию между образовательными учреждениями.
В ФАС считают, что подобные требования к хозяйствующим субъектам должны устанавливаться не внутриведомственным письмом, а, как минимум, законом или Постановлением Правительства РФ.
Антимонопольное ведомство начало проверку после полученных жалоб, связанных в основном с техническим обеспечением образовательных учреждений. В частности, в жалобах из Челябинской области указывалось, что ГИБДД незаконно требует использовать приборы для тестирования психофизиологических качеств водителя только одного производителя - ЗАО «Нейроком» (цена одного устройства в компании - около 120 тыс. рублей). Как следует из жалобы, областные автошколы вынуждены закупать аппаратуру по завышенным ценам.

После многочисленных жалоб, действие регламента было продлено до 2011 года, однако, скорее всего, юридические нюансы только отсрочат скорбную участь школ вождения. А будущие ученики станут предаваться мечтаниям сначала о водительских правах, а потом уже о собственном транспортном средстве.

Н. П. Глейм, директор автошколы «РОСТО», г. Советский:

- К счастью, новые требования вступают в силу с ноября 2011 года. Нам дали время на то, чтобы все учебные заведения успели приобрести какое-то оборудование. Ситуация такая: если мы не успеем сделать этого - нас закроют, пока лицензия у нашей автошколы есть и, следовательно, голова не болит, вот те школы, которые будут получать лицензию, например, в 2010 году могут столкнуться с серьезными проблемами. Как все это отразится на стоимости обучения - можете сами себе представить, при условии что оборудование дорогостоящее. Пока к его закупкам мы даже не приступили, потому что, например, установка видеофиксатора на один автомобиль стоит порядка 40000 рублей, компьютерный тестер от 180000 рублей, а стоимость пресловутого автодрома порядка 37 млн. рублей. Из учебных заведений Советского района и города Югорска это не осилит никто - это, во-первых, а, во-вторых, те автодромы, которые нам предлагаются, не приспособлены к северным  климатическим условиям, зимой они не смогут функционировать, поскольку снега выпадает в человеческий рост, а чистить тяжелой техникой автоматизированную площадку с высотой бордюров в 12 см не представляется возможным. Так что, мы рассчитываем на то, что в дальнейшем последуют корректировки к требованиям данного регламента.

В. Дымов

432

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки