Тема дня

04.06.2019 - 09:13

БИЗНЕС-КЛАСС. Владимир Хлыбов: «Если власть в прыжке переобувается четыре раза, к ней доверия нет»

Кажется, что их становится все меньше и меньше, но все-таки они еще есть — предприниматели. Сегодня мы поговорим с одним из представителей этого исчезающего вида о том, как обстоят дела в бизнес-сфере Советского района. Этот человек не очень публичный, и тем интереснее его видение происходящего. Итак, наш собеседник Владимир Владимирович Хлыбов.

 - Владимир Владимирович, в какой сфере вы работаете?

 - В основном мы занимаемся строительством и ремонтом. Когда-то у меня было фермерское хозяйство, но я его закрыл.

 - Как, на ваш взгляд, в Советском районе обстоит дело с предпринимательством? Процветает, угасает, ни то ни се?

 - Думаю, я не один такого мнения, что все медленно и верно замирает, если не сказать жестче.

 - В чем это проявляется? Вы упомянули, что вам пришлось закрыть фермерство. Почему?

 - В принципе, это собственное решение. В наших условиях это очень сложная сфера деятельности. Без помощи, поддержки со стороны власти очень тяжело ее развивать. На словах нас, конечно, поддерживали, а вот на деле нет. Вообще сельским хозяйством в наших условиях заниматься очень сложно. У нас ничтожная кормовая база, да и погодные условия не самые благоприятные.

 - А как поживет сфера строительства? Какие-то противоречивые данные на этот счет: одни говорят, что она оживает, другие — загибается. 

 - Не думаю, что эта сфера оживает. Насколько я знаю, у нас есть план от округа по закупке жилья, и уже понятно, что наш район этот план не выполнит ни при каких условиях, даже если будет финансирование. Потому что перед этим три года подряд наш район «убивал» строительство. Началось это с фонда «Жилище». Это предприятие администрации Советского района, и сама же администрация приняла решение фонд обанкротить. Хотя предприятие можно было спасти, ведь основной долг фонда был перед администрацией, так скажем, сын должен был отцу. Придя к власти, нынешний «отец» объявил «сына» не родным и, чтобы не платить по его долгам, предложил «отрубить ему голову». Это и было сделано. И дальнейшие решения также принимались непонятно каким местом.

 - А почему, на ваш взгляд, администрация так поступила?

 - Я думаю, прикрыли чей-то зад. Скорее всего, собственный. Так как руководство администрации манипулирует не своими личными деньгами, а деньгами налогоплательщиков, самый удобный вариант — отдать дело в суд и обанкротить, после чего развести руками, обвинить предыдущую власть во всем случившемся, списав не одну сотню миллионов рублей бюджетных денег. А вот чтобы вывести из кризиса и в процессе работы вернуть бюджетные средства, нужна воля и принятие сложных управленческих решений. В 2016 году была даже разработана программа по выходу из кризиса этого предприятия, но руководство администрации ее отвергло. Потом мы, предприниматели-строители, выдвигали идею возродить фонд «Жилище». И все строители готовы были пойти навстречу. Можно было восстановить все в течение 3-5 лет, за которые фонд рассчитался бы по долгам и с администрацией, и со строителями. Единственное, там нужна была решимость и желание руководства администрации.

 - Но, Владимир Владимирович, справедливости ради надо сказать, что эта ситуация, с которой столкнулся Набатов, наследство прежней власти.

 - Не совсем так. Система тогда работала следующим образом: когда округу нужны были квадратные метры в отчете под конец года, они требовали от района вводить в эксплуатацию новое жилье. И порой это делалось, по сути, фиктивно. Объекты были на стадии 70-90 % готовности, то есть не были завершены. Например, в декабре дом ввели в эксплуатацию, следовательно, по государственному контракту через 2 месяца он должен быть передан владельцу, однако передать его нельзя, потому что его не успели завершить. Но это никого не волнует, включаются штрафные санкции. И по многим объектам фонда «Жилище» было так. Сначала администрация заставляла преждевременно вводить жилье в эксплуатацию, а потом это все накопилось. Неважно, кто это делал, та власть или эта. Да и новый глава к нам не с луны свалился, он был главой п. Зеленоборск и, конечно же, знал о ситуации, в той или иной мере участвовал во всем этом. Но когда Набатов пришел на должность главы района, на «Жилище» тут же подали в суд. Начались начисления пеней и неустоек, хотя до этого 10 лет все копилось. Все это обрубилось в один момент, остались долги. Правильнее было бы не рубить сплеча, а потихоньку исправлять ситуацию. И потом, не хочу никого возвышать, но, объективно говоря, надо признать, что при прежней власти строилось все: и садики, и жилье, и спорткомплексы. А что сейчас? Сплошные проблемы и неурядицы, начиная со строительства больницы, включая жилье, и заканчивая школами. Также хотелось бы отметить, что основная масса вводимых квадратных метров жилья при нынешней власти — это наработки и начинания предыдущего руководства. Да и, на мой взгляд, нарушений в строительстве при нынешней власти, на которые она закрывает глаза, а порой и прикрывает их, увы, не меньше. 

  

- Перейдем к сегодняшнему дню. Спущен большой план, обещают деньги. Короче говоря, строй — не хочу. А что происходит на самом деле?

- Думаю, в какой-то степени есть надежды на то, что строительство оживет. Все будет зависеть от дальнейших действий власти, от того, как будут осуществлять выкуп, подготовку земельных участков, обеспечение инженерными сетями. А с последними не очень радужная ситуация. Я на координационном совете был одним из сторонников того, чтобы у нас была честная конкуренция в продаже квартир. Чтобы не делался конкурс под одного участника, и не было так, что технически никто больше не может заявиться на аукцион.

 - На рынке СМИ такая же история: сколько бы газет ни было, средства из бюджета на информирование все равно уйдут в одну конкретную редакцию. По вашим словам, выходит, что возможное оживление если и произойдет, то не в силу грамотной работы администрации, а…

 - Да, конечно. Руководство администрации Советского района не имеет к этому никакого отношения.

 - Взаимоотношение власти и бизнеса. Вы упомянули Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства администрации района. Давайте коснемся его.

- Да, с лета прошлого года я являюсь членом этого совета. Этот совет существует уже давно и призван выстраивать взаимодействие между предпринимателями и властью. Но Набатову не нравятся структуры, в которых люди ведут себя самостоятельно, задают неудобные вопросы. В итоге работа Совета по факту была прекращена. Потом к ситуации подключился округ, в Советский приехала выездная комиссия Общественной палаты Югры. Главе, скажем так, «дали по голове», обязали сделать перезагрузку Совета и начать интенсивную работу. Тем более что в Советском районе вопросы экономического развития стоят очень остро. Перезагрузка произошла в августе прошлого года. После того, как прошли разбирательства с округом, совет заработал, а чуть погодя администрацию района снова, по сути, заблокировала его работу. К примеру, по регламенту совет должен собираться раз в два месяца, а то и чаще, но в этом году было всего одно заседание — зимой.

 - А вообще нужны ли такие структуры?

 - Конечно нужны, но они должны быть рабочими, а не фиктивными. Кстати, будь этот совет фиктивным, его бы регулярно собирали, а как раз потому, что там ставятся серьезные вопросы и принимаются неудобные для власти решения, его работу и саботируют. Набатов постоянно говорит, что это рекомендательный орган, и он как глава вообще может не брать во внимание наши рекомендации. Я считаю, что такая позиция неверна. Не скажу, что мы все семи пядей во лбу, но все же мы предприниматели и в чем-то понимаем, причем гораздо лучше властей. Я думаю, что к нам надо прислушиваться. И вообще с людьми стоило бы уважительнее общаться, а не подчеркивать при каждом случае, что, мол, я тут главный, что хочу, то и делаю, а вы никто. Мы должны двигаться вместе.

 - То есть общество, бизнес, власть должны взаимодействовать, чтобы совместно решать проблемы и развязывать узлы противоречий.

 - Да, я об этом и говорю. Координационный совет, по сути своей, для этого и служит. Ну а Набатов постоянно говорит во всеуслышание, что мы все ему лишь мешаем. Он не хочет никого слышать. Так, этот совет, да и вообще любой диалог, теряет весь смысл. А ведь власть частенько обращается ко многим предпринимателям: то надо форму купить, то какой-то многодетной семье помочь, то что-то отремонтировать.

- Владимир Владимирович, в администрации есть управление по экономике, есть Фонд поддержки предпринимательства, еще ряд структур и специально обученных людей, получающих деньги за развитие экономики. Кстати, недавно у Набатова был специально привезенный первый зам по фамилии Красников, который был призван поднять бизнес района. Вы — человек, как говорится, от земли, видите ли результат деятельности всех этих людей и структур?

 - Я не знаю, почему у Красникова ничего не получилось. Деятельность он развел бурную, и направления вроде были вполне реальные. Я думаю, что ему какие-то административные препятствия были созданы.

 - Вы имеете в виду, что он попытался что-то сделать, но завяз в этом болоте, плюнул и уехал?

 - Скорее всего, да. От остальных я вижу мало толку. Фонд микрофинансирования — это хорошая структура с одной стороны, но с другой стороны этим должны заниматься банки — выдачей льготных кредитов и другими финансовыми делами. Не вижу смысла кормить какие-то фонды, когда есть специальные финансовые организации.

 - А с банками какие взаимоотношения?

  - На данный момент все «отлично», без вопросов. Можно туда даже не ходить, никто никаких кредитов не даст, тем более под строительство. Даже под любые проценты. Строительство — одно из самых рискованных предприятий, поэтому здесь мало кто разговаривает.

- А какие-то формы самоорганизации есть у предпринимателей: союзы, ассоциации, по профилям, может быть? Или нет ничего такого?

 - Есть, просто у нас ничего не видно. У нас есть союз строителей, он нигде не зарегистрирован. Мы стали собираться вместе после того, как администрация района решила обанкротить Фонд «Жилище». Вывела из фонда все стоящее активы, оставив нас с разоренным фондом. Как в том анекдоте:

- Нам прислали апельсины, по три на брата.

- Но ведь там ничего нет!

- Ну, не знаю, я свои три уже съел.

И мы на этой беде постоянно встречаемся, решаем вопросы. Частично они уже решены.

 - У нас есть бизнес-омбудсмен Югры, есть общественный помощник этого омбудсмена в районе. Вы как-то их видите?

 - С общественным помощником мы общаемся, но не в этой ипостаси. С окружным — вообще никак.

 - Но подождите. Вы, строители, вляпались в такую нехорошую ситуацию с фондом «Жилище», почему вы к нему не обратились за помощью?

 - Прежде чем куда-то обратиться, обычно начинают «пробивать», стоит ли овчинка выделки. Как мы поняли, к омбудсмену можно вообще не ходить — решений никаких не будет, просто потеряем время. Зачем стучаться в закрытую дверь и слушать там словоблудство?

 - Ситуация странная. Вроде как, он есть, но толку от него нет. В то же время обвинять его сложно. Если бы обратились, и он не помог — это одна история, а тут даже не обратились. Просто все существуют параллельными курсами.

 - Насколько я знаю, ситуация с фондом «Жилище» была на контроле даже у генерального прокурора. И если кто-то скажет, что ничего об этом не знает, это полная ерунда. Губернатор давала задание решить этот вопрос, это было озвучено не раз. Но, видимо, просто никому не надо, это отработанный материал. Ну, должны вам и должны, вот и барахтайтесь сами.

 - Вы сказали, для того, чтобы бизнес оживал, необходим диалог, общение с властью?

 - Должно быть понимание, и нужно, чтобы к власти было доверие. Я работал при прежней власти и всегда говорил, что она в прыжке два раза переобувается, то есть меняет решения. С приходом Игоря Александровича власть в одном прыжке по четыре раза успевает переобуться. То, о чем мы сегодня с ним говорим, завтра будет преподнесено совершенно по-другому, а чаще всего бывает так, будто мы и вовсе не говорили. Поэтому к местной власти доверия нет.

  - А как долго вы в предпринимательстве?

 - Лет 20.

 - За этот период как вы оцениваете нынешние времена? Они хуже, чем прежде? Или бывало и похуже?

 - Думаю, хуже не было. Все сложнее становится со всех сторон. Мало того, что с работой проблемы — ее, по сути, нет, но даже если она есть, ты не знаешь, оплатят ли эту работу. Ты можешь вложить свои деньги, но не получить желаемого результата, и нет никаких гарантий, что объекты будут выкуплены. С другой стороны, сейчас жесткие рамки и повышение по тем же налогам, ужесточились штрафные санкции. Повышение налогов ведет к удорожанию конечного продукта. Позитива нет. Лет пять назад мы про арбитражный суд даже не слышали, разве что вскользь. Недавно я был в Тюмени, ездил на встречу с заказчиками, и там главный инженер рассказал, что в газете «Коммерсант» еще несколько лет назад публиковали сообщения о банкротных делах, которые умещались на одной странице. Сейчас этому посвящено 10-12 страниц. Каждый месяц — 10-12 страниц! Это показатель по стране. Причем чаще всего возникают судебные дела, как с фондом «Жилище». Есть учредитель — какой-то орган власти, у этого органа есть какая-то коммерческая структура, которая привлекает ряд предпринимателей к тем или иным работам. Привлекла, денег не хватило или срыв какой-то произошел — начинаются судебные действия. Учредитель подает в суд на свое предприятие, изымает все, и предпринимателю, кроме как надеяться на чудо, ничего не остается.

 - То есть, как в том анекдоте: «Врач сказал — в морг, значит в морг».

 - Да. А ведь банкротное дело — это очень серьезно. Когда приходит конкурсный управляющий, у него очень широкие полномочия, и он может развернуть все сделки от дня признания банкротом на три года назад. Все сделки, которые он посчитает незаконными. С фондом «Жилище» работало 20 предприятий, по сути, банкротство может коснуться и их, а там уж куда судебный процесс выведет. Одним словом, это огромные траты денег, времени и нервов. И все это «наказание» за то, что предприниматель честно выполнил свои обязательства по договору, а кто-то не хочет решать сложных проблем и прибегает к самому простому (уничтожить, закрыть, сломать).  

 - Если сейчас к вам подойдет какой-то ваш знакомый, учитывая, что вы авторитетный бизнесмен, и скажет, что хочет заняться предпринимательством, что вы ему посоветуете?

 - Удачи. Во-первых, это интересно.

 - Вам не жалко его? Вы же говорите, что позитива нет. Как в таких условиях начинать?

 - Но ведь все мы знаем, куда идем. Если он скажет, что собирается выращивать здесь кокосовые пальмы, я, конечно, посоветую ему не делать этого. Но что-то попробовать все же можно.

 - То есть, несмотря ни на что, вы все-таки посоветовали бы людям идти в предпринимательство?

 - Думаю, что да. За этим будущее. Я думаю, все равно рано или поздно мы придем к модели западных стран. Они живут на среднем и малом бизнесе, там 70 % налоговых поступлений в бюджет идет от малого и среднего бизнеса. Но браться нужно только за то, что вы умеете. Не надо ничего выдумывать, идти надо туда, где понимаешь. Не стоит становиться брокером, если ничего в этом не понимаешь, и бросаться в омут с головой. Отучился на воспитателя детского сада — ради бога, если у тебя с головой все в порядке, устрой небольшой детский сад. Но при этом надо обязательно считать и думать, думать и считать.

- Ну, несмотря на печальные нотки в разговоре, мы выяснили, что некоторые надежды на лучшее все-таки есть, и в предпринимательство идти стоит. Спасибо, Владимир Владимирович, за беседу. Удачи вам и всем нашим предпринимателям! Всегда рады вас видеть. 

В. Турин

ИА "2 ГОРОДА"

4
4451

Комментарии

Аватар пользователя Доколе
Доколе
176.59.211.184
Уже набили оскомину слова-спутники Советского района: больница... Жкх... Долги... Замирает... Непринятие решений... Сколько и куда ещё должно быть послано сигналов, чтобы уж совсем стало всё и всем понятно??
Аватар пользователя Не понял
Не понял
188.19.170.159
Что понятно-то?
Аватар пользователя Глеб
Глеб
188.18.244.181
Да, как к Удинцеву не относись но хоть какая-то жизнь была в районе. Сейчас серость и мрак...
Аватар пользователя Wtf
Wtf
178.176.113.47
Как Вы не поймёте что в то время просто вся страна кормилась за счет пополнение бюджета от продажи нефти которая была за 100. Как все рухнуло и он сразу сдулся вместе с бизнесом своим

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки