Тема дня

19.09.2012 - 06:00

«ЧЕРНЫХ» ПРИЕМОВ МНОГО

Приближается время осенней выборной кампании. Среди населения началось обсуждение, кто же в этот раз примерит костюм кандидата на пост главы города Советского или пойдет «в народ» с очередными обещаниями продвигать интересы Советского района и г. Югорска в окружной думе вместо Павла Завального. Кто-то уже с удовольствием потирает руки, предвкушая возможность понаблюдать за открытыми баталиями политиков или их ударами из-за угла чем-то мягким, но очень тяжелым. Другие недовольно морщат лоб: опять все кругом будет завалено агитационными материалами… Да, кампания октября 2012 года должна получиться довольно озорной, потому что это последний решительный бой по старым правилам.

А то, что состоится во второе воскресенье сентября 2013 года, это еще когда будет. В общем, скоро начнется последняя игра в масштабах всей страны. И не лишним будет напомнить ее правила, вернее антиправила, с помощью которых обманывают избирателей. А помог нам разобраться во всех тонкостях «черного» пиара человек, за плечами которого 16 избирательных кампаний различного уровня. Он оппозиционер, имени и рода своей деятельности не скрывает. Однако чтобы читатель не посчитал само это интервью пиаром, редакция решила не называть имен и явок… Назовем его Владимир.

— Владимир, давайте пройдемся в целом по всей избирательной кампании. Первая ее стадия касается в большей степени самих политиков. При выдвижении и регистрации в качестве кандидатов чаще всего проблемы возникают у самовыдвиженцев…

— Рассмотрим такую ситуацию: группа самовыдвиженцев идет на выборы через сбор подписей. Кто-то вчистую промахнулся с подписными листами, допустив кучу ошибок. У кого-то частично есть недочеты. Но встречаются и те, кого «валят» по смешным причинам. К примеру, в подписном листе в графе «адрес» надо указывать дом и квартиру — «д.» и «кв.». Аргумент избиркома: такая форма принята для паспорта. А сборщики подписей записали цифры через дефис: например, «ул. Ленина, 18-33». На самом же деле у разных паспортистов разное заполнение паспорта: где-то в штампе может быть указан микрорайон, дом, корпус… Кстати, закон требует, чтобы запись в подписном листе не препятствовала однозначному пониманию. Как можно неоднозначно понять запись «ул. Ленина, 18-33»? Разве бывает 33-ий корпус? Так что такие вещи надо просто уметь отстаивать — в избиркоме, в суде.

— Значит, будущий кандидат должен быть юристом или иметь в своей команде юриста?

— Ключевое понятие здесь — команда, а не юрист. Пиар-кампания — это продвижение политика группой единомышленников. Так, в 2009 году в Кургане один из кандидатов был «завален» на подписных листах. Ему их вернули в день, когда истекает срок их сдачи — в 12.00. Он тут же «сотик» в руки: «Полная мобилизация всего штаба!». В 15.30 были сданы 120 подписей повторно.

Но в запасе у избирательной комиссии есть еще методы, чтобы избавиться от нежелательного участника предвыборной гонки. К примеру, встречается такой аргумент, как недействительный паспорт из-за лишних отметок. Ну и что? Вот у меня занесены данные о советском паспорте на последней странице. Но они были сделаны паспортным столом! И здесь теряться не надо. Где-то претензии избиркома могут быть действительно необоснованными, то есть недочеты не противоречат закону. А где-то вина лежит на самом избиркоме: не разъяснили, хотя должны были, — ваш «косяк». Ведь избирком может быть больше публичным по отношению к кандидатам — есть местный официоз, региональный, и не только печатный.

— Перейдем к стадии предвыборной агитации. К чему должны быть готовы избиратели? Какие «черные» технологии здесь используются?

— Во-первых, не все кандидаты находятся в равных условиях. Если брать федеральный уровень, то в СМИ наблюдается явная доминанта одного-двух кандидатов. Избирателям надо лишь внимательнее приглядеться и сопоставить факты. По ТВ показывают предвыборные встречи кандидата, и тут же выходит статья за его подписью страниц на 7. Не настораживает?

Другой пример. Где-то раскрыт заговор, пойманы террористы, а на следующий день телезрители уже смотрят даже не репортаж, а документальный фильм о предотвращенных покушениях на политика. Вы верите в такие совпадения? Плюс ко всему современный телезритель имеет клиповое сознание, воспринимает короткие материалы: где и что видел, человек попросту не запоминает. Этим и пользуются пиар-команды.

Силовые методы сегодня тоже в ходу — аресты по различным поводам, репрессии в отношении тех, кто дает альтернативную точку зрения. В этом году пытались взять под контроль интернет — поработали спам-боты, сыпались многие сайты.

Кстати, еще одним способом нечестной игры является заблаговременная агитация. Как правило, этим грешат кандидаты от власти, потому что любые другие за такие действия могут быть наказаны тут же. Дело в том, что по закону агитация, например, путем наружной рекламы, может вестись не ранее чем за 28 дней до выборов. При этом агитматериалы должны быть оплачены только из избирательного фонда кандидата, что указывается на каждом баннере и плакате. На практике можно увидеть, как еще за два месяца город завешен баннерами, зачастую, под видом социальной рекламы. Большинство людей не знает законов и просто недоумевает, чего вдруг столько добродетелей повывешивали свои физиономии. А те же, кто понимают суть происходящего, плюются от наглости и бесстыдства своих сограждан.

— А по содержанию агитационных материалов как отличить «чернуху»?

— Есть такой прием, как контрагитация. В 6 секунд можно завалить город листовками следующего содержания: «Выборы — (такого-то числа). Не верь! Не бойся! Не ходи! (и фамилия кандидата)». Все вываливается в подъезды под ноги. Какие чувства это вызывает у людей? Мерзость, потому что под ногами. Также четко фиксируется фамилия кандидата: он что, совсем сбрендил, что такое говорит?! В итоге снижается явка тех, кто хотел отдать свой голос за данного кандидата, не являясь его твердым сторонником, — кто «клюнул» на его агитацию, кому понравился его образ, кто с ним лично не знаком… В ответ надо поймать за руку заказчика и прилюдно уличить.

Не работает этот прием — есть другой. Полная имитация агитлистовки конкурента. Тот же дизайн, тот же текст. Но в каком-то месте вдруг в прямой речи кандидат переходит на ненормативную лексику — не важно, открытый это мат или обозначен буквами с многоточием или звездочками. И опять та же мысль: «Не верь! Не бойся! Не ходи!». В итоге — такая же реакция электората, то есть нас с вами. Выход для кандидата — полная зачистка города. Но это будет мартышкин труд, если не узнать, кому это надо, где идет печать и не остановить незаконные действия.

— Что посоветуете самим политикам в плане агитации?

В свое время слоган «Фабрики — рабочим! Земля — крестьянам! Мир — народам!» перевернул Российскую империю. Поэтому крайне важно думать, под каким лозунгом проводится пиар-кампания. Иначе об этом подумают конкуренты. Так, один политик шел на выборы со слоганом «Городской думе нужен врач!» и рассказывал избирателям, как он будет развивать здравоохранение. Конкуренты тут же воспользовались ситуацией и заявили, что дума настолько больна, что ее надо лечить: «Гордуме действительно нужен врач-психиатр!».

— Владимир, при голосовании известны разные «карусели», основанные на подкупе избирателей. Что новенького из «черных» технологий использовалось в последнее время?

— Кто не знает историю о голосовании «оленеводов», когда по открепительным удостоверениям только с одного предприятия в Советском районе проголосовало около полутора тысяч человек? Почему вдруг в Санкт-Петербурге число избирателей возросло на 200 тысяч? Тот же метод использовался. Это способ голосования под присмотром начальства. Некоторых просто принуждают брать открепительные удостоверения и из одного поселка дружно везут голосовать в другой.

«Что нам стоит дом достроить?»— это не о строителях, а о выборах. Одна из участковых избирательных комиссий добавила 80 квартир в дом. К примеру, адрес звучал так: бульвар Солнечный, д. 13, к. 1А, там нет такого адреса, дом начинается со второго подъезда, а нумерация квартир идет после 40. То есть комиссия взяла и достроила таким образом два дома. А на следующий день все комиссии в этом городе были расформированы, печати и документы сданы в территориальную избирательную комиссию. В общем, концов не найти.

Много шума было из-за истории с исчезающими чернилами. Задача состоит в том, чтобы определенные избиратели заходили в нужную кабинку и голосовали. В другой кабинке находилась ручка с исчезающими чернилами — это шанс поставить галочку там, где «надо», ведь чернила исчезли, и клеточка осталась пустой.

— При подсчете голосов много нареканий к комиссиям было из-за подтасовки результатов выборов, отраженных в протоколах. Как такие махинации проводятся?

— В одном из центральных регионов нашей страны был использован метод двух печатей участковых избирательных комиссий. То есть протокол переписывался на линии УИК — ТИК, в систему выборов заносилось то, что «надо». Когда предъявлялся настоящий протокол, в ответ слышалось: «У вас что, в протоколе — звездочки в печатях? У нас на всех печатях точечки. Непонятно, откуда вы взяли свои протоколы». «Черных» приемов много. Хитрая инструкция — еще один «черный» прием. На избирательном участке инструкция по работе с веб-камерами содержала вкладыш с готовым итоговым протоколом. Там так хитро все было сделано: первая и вторая страницы есть, третья чистая, на четвертой надо было расписаться всем членам УИК, потом поставить дату — из всего этого легко можно сделать второй протокол.

На многих избирательных участках появились КОИБы — электронные комплексы автоматической обработки избирательных бюллетеней. Однажды на контрольной прогонке выяснилось, что не совпадает число недействительных бюллетеней. Один из участников этого процесса добился, чтобы прогнали просто пустые бланки: запустили 50 шт., машина выдала 40 недействительных (пустых) и 10 отданных за одну из партий. Начали смотреть, выяснилось, что КОИБ реагирует на поляризационную метку — голос, отданный за другую партию, делает данный бюллетень недействительным. Это был «левый» тираж.

О вбросах бюллетеней даже говорить не буду, посмотрите в интернете, там много видеозаписей выложено на эту тему.

— Спасибо, Владимир, за содержательную беседу.

— Пожалуйста. Предупрежден — значит, вооружен. Думаю, кому-то моя информация поможет увидеть реальную картину нашей действительности.

Ирина Тимофеева 

453

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки