Тема дня

15.02.2011 - 05:00

ЧЕРНЫЙ-ПРЕЧЕРНЫЙ ПИАР

13 марта 2011 года состоятся выборы депутатов законодательного собрания ХМАО - Югры и нескольких муниципальных образований округа, в том числе Советского района и города Югорска.

Политические партии уже начали борьбу за избирателей. Причем методы политсражений они выбирают разные, как «белые», так и «черные». Все чаще кандидаты в депутаты пытаются прийти к власти или удержать ее не путем завоевания любви народной, а путем очернения своих оппонентов.

СПЕЦИАЛИСТЫ СВОЕГО ДЕЛА

В течение жизни человек очень часто находится перед выбором - это выбор будущей профессии, спутника жизни, друзей, места жительства, одежды и многое другое. Но существуют и другие выборы - выборы государственного масштаба. И если в первом случае мы сами решаем, как нам жить, то во втором - нам зачастую навязывают чужое мнение. Манипулируют сознанием населения специалисты своего дела, с каждым днем появляются все новые PR-технологии, которые подталкивают нас сделать «правильный» выбор. На эту тему в народе ходит несколько десятков анекдотов, кто их придумывает - одному Богу известно, возможно даже, что и сами пиарщики в целях пропиарить свою профессию.

Увел Моисей свой народ из Египта, а фараон вознегодовал и отправил вслед за беглецами армию, чтобы покарать и вернуть. Дошли евреи до Красного моря, египтяне догоняют: что делать?

- Что делать? - спрашивает Моисей военных.

- За три дня мы построим укрепления и сможем сразиться с врагом! - отвечают те.

- Что делать? - спрашивает Моисей строителей.

- За день мы наведем переправу и сможем добраться до другого берега! - говорят они.

- Плохо дело, - резюмирует Моисей, - ни трех дней у нас нет, ни даже одного, египтяне будут здесь через несколько часов... Ну, а ты что скажешь? - спрашивает он своего пиарщика.

- Все очень просто, - говорит тот, - надо собрать весь народ на берегу, потом ты выйдешь к кромке воды, громко и с выражением произнесешь молитву, стукнешь посохом оземь - море расступится. Мы все по дну перейдем на другой берег, а когда египтяне бросятся следом за нами - море снова сомкнется и поглотит их!

- Думаешь, получится? - сомневается Моисей.

- Может быть, да, - пожимает плечами пиарщик, - а может, и нет, но публикацию в Ветхом Завете я тебе гарантирую!

ЧЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В классическом определении PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, но в действительности все положительное, что есть в нем, теряется, и он выглядит иначе, чем есть на самом деле.

Считается, что в Россию PR пришел в начале 90-х вместе с демократией, причем одновременно и «белый», и «черный». Гении «черного» пиара постоянно находят новые средства скрытой борьбы с оппонентом. Их можно разделить на три группы: технологии, направленные на население; методы, нарушающие процесс голосования; и методы, направленные против кандидата. Незадолго до выборов в массах появляется целый ворох «черного творчества», и зачастую политически неподкованные граждане «ведутся» на это. Рассмотрим PR-технологии, которые нарушают процесс голосования. 

Так называемый «Переезд» заключается в том, что бюллетени конкурентов портят в момент перевозки из участковой избирательной комиссии в территориальную, делая на них лишние пометки. В результате чего сами листки голосования и протокол, заверенный подписями наблюдателей, становятся недействительными.

Еще один способ, которым могут воспользоваться пиарщики, чтобы сорвать выборы – «Пьяный участковый». На избирательный участок приходит пьяный милиционер и выгоняет всех наблюдателей. Скорее всего, что до такого абсурда не дойдет.

А вот не включить в список избирателей человека, находящегося за пределами РФ, или неправомерно исключить из списка - вполне возможно. Чтобы не дать возможности кому-то проголосовать за вас, лучше прийти на избирательный участок с утра. Бывали такие случаи, когда в последние часы голосования некто из избирательной комиссии мог позволить себе отдать свой голос вместо тех, кто на выборы не пришел - этот метод политтехнологи назвали «За тех, кто в море».

Также известны случаи, когда наблюдателю специально предлагалось выпить (совсем чуть-чуть), а затем на его глазах начинались откровенные подтасовки, при этом попытки подвыпившего наблюдателя протестовать заканчивались ничем. Во время пересчета голосов выключался свет в помещении или целых районах города для вброса. В общем, методов сфальсифицировать результаты голосования великое множество, и «черные» пиарщики постоянно работают над разработкой новых.

Существуют «грязные» методы, направленные на население. Самый распространенный из них  - «Программирующее социологическое исследование». Проводится некий опрос, в котором вопросы формулируются так, чтобы стимулировать общественное сознание в нужном русле. Его результаты даже не обрабатываются, так как  основная цель - скрытое внушение. С помощью этой технологии пиарщики могут повысить рейтинг нужного кандидата на 7-10 %.

Классика жанра - это, конечно же, подкуп избирателей. Грамотные политтехнологи изобрели несколько видов подкупа. Вот некоторые из них. «Обыкновенный» - избирателю дают деньги за «правильную» галочку. «Тривиальный» - метод «Карусель». Механизм выглядит так. Утром в день голосования избиратель идет к заинтересованному лицу (N) и получает от него заполненный бюллетень. Затем идет на избирательный участок, получает чистый бюллетень, заходит в кабинку для голосования, заменяет чистый бюллетень полученным и опускает его в избирательную урну. Затем возвращается к N, отдает ему чистый бюллетень и получает за это деньги. (Кстати, этот метод успешно опробован во многих регионах России и странах ближнего зарубежья). «Наивный» - деньги даются начальнику, а его задача – «обработать» подчиненных. «Непосредственный» - за голос выдается продуктовый набор. При «банальном» способе избирателей просто спаивают. Еще один способ подкупа – «дальновидный» - заинтересованные лица задолго до выборов устраивают благотворительные обеды и продуктовые наборы для малоимущих.

«Супербабушки» - это еще один действенный способ привлечь голоса избирателей. Технология очень проста. По общественным местам ходят подготовленные бабушки и произносят пламенные речи, эмоционально значимые фразы в пользу того или иного кандидата или против него. Был случай, когда такие бабульки (с виду «божие одуванчики») накануне выборов, на Пасху, ходили по кладбищу и говорили: «Не проголосуете за кандидата N, то здесь рядом ляжете…». Также используются элементы нейролингвистического программирования. При взгляде на экран телевизора информация воспринимается неравномерно, то, что расположено в верхнем левом углу, запоминается как эмоция, а картинка в правом нижнем попадает в «логический резервуар». Если умело скомбинировать видеоинформацию, результаты могут быть самыми неожиданными. Например, в левый верхний помещаем фото любимого героя известного сериала и информацию о его возвращении, в нижний правый угол - продвигаемого кандидата. Ассоциация примитивная, но устойчивая: Он (кандидат) вернул миллионам россиян их любимое многосерийное кино. Еще раз, еще раз и… при упоминании фамилии нашего кандидата человек вспоминает «о чем-то хорошем», а в результате - желаемое отношение. Это лишь элементарный прием НЛП.

Технологии «черного» пиара опускаются даже до запугивания населения, причем за отказ голосовать за определенного кандидата можно потерять пенсию, работу. С избирателем могут расправиться физически или разгромить жилье. К запрещенным приемам относится и эффект 25-го кадра. Он незаконно используется по кабельному телевидению, интернету и не эфирному видео. Глаз человека способен воспринимать только 24 кадра в секунду, изображение на 25 кадре остается невидимым, но воспринимается подсознанием. Есть еще несколько модификаций данной технологии. Например, при помощи компьютера скрытое изображение вносится внутрь явного, и никакие 25-е или 26-е кадры не могут составить этому методу конкуренцию. В последние годы были изобретены более технически совершенные способы и средства «прорыва» в подсознание людей и тайного манипулирования их поведением. Для слухового воздействия применяется ультра и инфразвук. Для статичных и движущихся изображений ультрафиолетовый и инфракрасный спектр. Иногда играют и на пульсации цветов.

За примерами нечестной игры некоторых политиков далеко ходить не надо. На днях одна из партий (назовем ее партией «N») огорошила избирком наличием в списке кандидатов в депутаты Думы ХМАО — Югры по многомандатному избирательному округу таких фамилий, как Филипенко и Сталин. Этот метод манипулятивной технологии широко известен под названием «выдвижение кандидатов-двойников». Дело в том, что в состав будущего парламента Югры будут избраны 35 депутатов, в том числе три депутата, представляющие малочисленные народы Севера. Такая политика региональных властей была направлена на возможность представлять и отстаивать интересы коренных малочисленных народов Севера Югры. Однако с недавних пор законодательство позволило избираться по данному округу не только коренным жителям, но и любому желающему. Представители ханты и манси считают, что подобными манипуляциями пиарщики партии «N» вводят в заблуждение избирателей, можно сказать, давят на больную мозоль, используя популярность этих фамилий. Формально политтехнологи закон не нарушили, подумаешь, однофамильцы. Разве можно запретить человеку носить то имя и фамилию, какие он имеет, но факт остается фактом - этическая сторона этого вопроса не совсем «белого» цвета. 

НЕ ПРАВО, А ОБЯЗАННОСТЬ

И все-таки, несмотря на все вышеперечисленное, идти на выборы нужно. Конечно, многие из нас фразу «выполни свой гражданский долг» воспринимают как заезженную пластинку, мол, все давно решено и от моего голоса ничего не зависит. Но это не так.  Нельзя давать другим манипулировать своей жизнью. Предстоящие выборы - это не столько право каждого человека, сколько, можно сказать, обязанность. Многие думают, что их голос ничего не решит, но в действительности это наоборот. Сейчас не существует порога явки. И если на выборы придут всего два человека - они все равно будут считаться состоявшимися, и эти два человека решат судьбу тысяч людей.    

Е. Апрятина

463

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки