Тема дня

10.05.2015 - 13:17

Четырехликий юбилей

Празднование годовщин великих войн обычно решает одну из 4-х задач. Или это день памяти погибших, или праздник самоутверждения режима, или замер мирового веса этого режима, или просто нечто коммерческое. Нынешнее 9-е мая – попытка совместить все сразу.

С тем, что День Победы празднуется в этом году совершенно необычным образом, согласен каждый. Хотя и нет стопроцентного единства мнений относительно того, в чем именно состоит эта уникальность и достаточно ли она хороша. Но если сопоставить наш юбилей с чужими, то все встает на свои места.

На сегодняшнем Западе годовщины великих битв прошлого – это повод вспомнить погибших и пожалеть о бедствиях войны.

Именно с этой целью 24 апреля британский престолонаследник вместе с премьер-министрами Австралии и Новой Зеландии и президентом Ирландии приехали в Турцию на торжества по случаю 100-летия Галлиполийской операции. Эта операция (она же — битва при Чанаккале) была победоносной для османов и катастрофической для Антанты. Однако память о ста тысячах павших британцев и их союзников была поставлена выше престижных соображений.

Но гостеприимный хозяин мероприятия, турецкий президент Эрдоган, задумал решить две принципиально иные задачи.

Во-первых, утвердить славу своего режима. Хотя Турецкая республика, которую он возглавляет, возникла уже после Первой мировой и занимает лишь часть территории прежней Османской империи, но режим Эрдогана рассматривает давние османские победы как свои эксклюзивные триумфы.

При этом он никоим образом не берет на себя вину за османские злодеяния того же времени. Отсюда вытекала вторая задача упомянутого юбилея. На самом деле, высадка союзников на галлиполийском плацдарме началась 25 апреля 1915-го, и 90-летие битвы (с приглашением тех же иностранных гостей) отмечалось именно в этот день. Но в нынешнем году Эрдоган перенес торжества, чтобы перекрыть отмечавшееся в Ереване 24 апреля 100-летие начала османского геноцида армян. Глава Турции решил протестировать глобальное влияние своей державы, разослав на этот же самый день приглашения по всему миру. Но его юбилей, в подтексте которого были подтасовка истории и демонстрация мускулов, удался только наполовину.

Из мусульманских стран приехало довольно много глав государств, включая, например, президентов Азербайджана и Туркмении. Что же до Запада, то первые или близкие к таковым лица были только из стран-участниц давней битвы. Притом не все. Президент Франции предпочел отправиться в Ереван, хотя французские контингенты в 1915-м штурмовали проливы вместе с британцами.

Интересно, что Россия была представлена довольно высоким должностным лицом — спикером Госдумы. На первый взгляд, странно. Российское командование в 1915-м решило не участвовать в штурме проливов, ссылаясь на нехватку войск, но поражение Антанты изменило ход Первой мировой войны и печально отразилось на судьбе Российской империи. Вспоминать о своих погибших там не было повода, а уж праздновать годовщину османской победы — и подавно. Но Сергей Нарышкин приехал с другой целью: чтобы хоть как-то уравновесить пребывание Владимира Путина в тот день в Ереване и смягчить раздражение обидчивого турецкого правителя.

Однако вернемся в Европу. Полтора года назад, в октябре 2013-го, праздновали 200-летие Битвы народов (она же – битва под Лейпцигом), крупнейшего и самого кровавого сражения наполеоновских войн, в котором многоплеменная армия Наполеона была разгромлена объединенными русско-прусско-австро-шведскими войсками.

Отметили довольно весело, как большое просветительско-коммерческое мероприятие. Несмотря на участие председателя Европарламента Мартина Шульца и популярнейшего чешского политика Карела Шварценберга (чей предок, австрийский князь Карл фон Шварценберг, был номинальным главнокомандующим антинаполеоновских союзников), юбилей стал в первую очередь роскошным шоу для туристов. Что и понятно: великая битва осталась далеко в истории.

Очень поучительно сравнить это с торжествами 1913 года, когда столетие той же битвы было отмечено как грандиозный праздник самовыражения кайзеровской Германии. И затея по-своему удалась. Несметные толпы благоговейно взирали на только что сооруженный гигантский мемориал, повествующий о германских доблестях и добродетелях. Сегодня это туристическая диковина, забавляющая зевак со всех краев планеты. А тогда атмосфера немецкого национального экстаза была достигнута за счет бесстыдного извращения истории, которое подкреплялось полным равнодушием к тому, как к этому отнесутся другие страны и племена.

Реальная Битва народов вовсе не была сражением объединившейся Германии против некоего конгломерата ее врагов. Она состоялась на землях Саксонского королевства, которое, хоть и неохотно, но воевало на стороне Наполеона. А храбро сражавшиеся прусские контингенты составляли лишь четверть коалиционной армии. Они примерно равнялись австрийским и уступали числом (а также количеством погибших) русским контингентам. Но праздник, повторю, тогда получился – в том своеобразном смысле, что укрепил кайзеровский режим и поднял милитаристский дух немцев накануне Первой мировой войны.

С тех пор и Германия, и Европа стали другими. 200-летие Битвы народов совершенно не походило на 100-летие. А в июне нынешнего года предстоит 200-летний юбилей битвы при Ватерлоо, в которой британско-голландско-прусское войско разгромило французов. В Англии и Франции устраиваются просветительские выставки, а Бельгия, владеющая историческим полем сражения, ждет туристов и готовится получить барыши.

Только один раз старинные страсти вырвались наружу. Бельгийцы отчеканили двухевровую монету, изображающую льва, с давних пор стоящего на поле Ватерлоо. А французское правительство расценило воспроизведение этого памятника, некогда поставленного победителями, как "негативный символ" и добилось, чтобы 175 тыс. готовых монет не были пущены в обращение. Они разрешены к продаже только в качестве сувениров. Впрочем, это довольно безобидная шероховатость.

В целом же западные режимы в XXI веке не используют военные юбилеи как повод для государственных триумфов. В эти дни принято вспоминать о жертвах войн и чествовать ветеранов. Ну, а если великие битвы стали давней историей, то на первый план выходят мероприятия, организуемые лицами неофициальными, способными привлечь интерес публики и нацеленными на просветительский или коммерческий успех.

Что же до поднимающихся режимов Востока, то для них препарированная или откровенно фальсифицированная военная история – важнейший и постоянно усиливающийся идеологический инструмент, используемый в поисках собственного "я". Плюс к тому, они любят требовать от глав прочих и в особенности западных стран присутствия на своих триумфальных мероприятиях, видя в этом подчинение своим маниям и скрупулезно регистрируя явившихся и не явившихся.

А теперь, помня об этих четырех типичных юбилейных задачах, вернемся в Россию.

За 70 лет празднование Дня Победы претерпело у нас беспрецедентную в современном мире архаизацию.

Это торжество, от которого Сталин через пару лет после войны решил отказаться, поскольку недолюбливал всех, с кем ему пришлось бы делиться славой победителя, существовало первоначально как неофициальный народный день поминовения погибших и чествования фронтовиков. Именно в 50-е и в начале 60-х массовое восприятие прошедшей войны было у нас как никогда похоже на сегодняшнее европейское.

Потом режим Брежнева решил сделать память о войне своим идеологическим фундаментом. С 1965-го это важнейший государственный праздник, отмечавшийся с растущим размахом, особенно в юбилейные годы. Задачей его было соединить "народное" и "государственное" — скорбь о погибших и заботу о ветеранах (пусть и недостаточную) с казенным ликованием и растущим культом Сталина; призывы к миру с демонстрациями военной мощи. Двойственность тогдашнего 9-го мая с идеальной точностью передают слова знаменитой песни 70-х: "Это радость со слезами на глазах".

При этом балаганно-циничной коммерциализации всего, связанного с 9-м мая, тогда не существовало. Торты, изображающие мемориалы, поставленные на месте массовых убийств, или какие-нибудь крабовые палочки "Доблестные", упакованные в георгиевские ленты, были просто немыслимы.

И еще одно. Как ни относись к брежневской версии военной истории, ее, по крайней мере, не особенно навязывали окружающему миру. Не предлагали ему и разделить радость от лицезрения советской военной мощи. Американских президентов и немецких канцлеров не звали на Мавзолей полюбоваться ракетами, нацеленными на их страны.

Вплоть до конца Советского Союза, когда прочие советские торжества были уже скомпрометированы, День Победы отмечался как достаточно искренний и ненадрывный праздник.

И вот сейчас реализуется третья модель празднования 9-го мая, стремящаяся решить сразу все четыре юбилейные задачи, причем в особом исполнении.

Если уж коммерческое использование юбилея, то доведенное до буйного помешательства. Если уж забота об участниках войны, то с новом уровнем фальши – повторенными на чистом глазу обещаниями дать квартиры и издевательскими разрешениями прийти в какие-то благотворительные столовые на "чаепития для ветеранов и малоимущих".

А если уж препарирование истории, то с абсолютной свободой ее переписывания, без малейшего брежневского консерватизма. Победитель Германии теперь уже не Советский Союз, но одна только Россия. А в списке врагов – и Украина (что весьма удивило бы ее уроженца Брежнева), и западные союзники.

Одновременно от этих же бывших не то союзников, не то противников самым серьезным образом ждали приезда на военный парад, анонсированный как небывало грозный и грандиозный. Муссирование списка приглашенных иностранных правителей стало излюбленным всенародным занятием, а сообщения об отказе очередного западного гостя или о согласии кого-то из восточных подавались как важнейшие общенациональные новости.

Каждый из отдельно взятых компонентов этого юбилея хорошо знаком по опыту сегодняшнего Востока и позавчерашнего Запада. Но совершенно необычна попытка решить все возможные задачи разом, хотя они друг с другом не стыкуются. Уникальна и сама атмосфера. У всякой экзальтации есть предел. И он достигнут.

 

 

Сергей Шелин

388

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки