
Пенсионная реформа, монетизация льгот, реформы здравоохранения, образования и военной службы - таковы задачи, поставленные правительством РФ на ближайшее время. Что для этого необходимо сделать? Этот и другие вопросы комментирует председатель комитета социальной защиты населения Евгений ЦВЕТКОВ.
- Евгений Петрович, расскажите нашим читателям о том, какие изменения произойдут в работе комитета в связи с созданием территориальных подразделений Департамента труда и социальной защиты населения с 1 января 2006 года?
- Назову лишь некоторые из них. Многие жители нашего города просто не знали о том, какие меры социальной помощи и поддержки финансировались из федерального или окружного, а какие - из городского бюджетов. С 1 января 2006 года нам -органам социальной защиты населения - не разрешат использовать средства городского бюджета для оказания помощи нуждающимся. Этим теперь будет заниматься, в меру своих сил и возможностей, вновь созданный отдел администрации города.
Учреждения социального обслуживания «Доверие» и «Надежда», а также комплексный центр останутся в своих зданиях и будут выполнять те же функции, что и раньше, только поменяют свой статус с муниципального на государственное учреждение, а финансирование на содержание зданий и оплату труда сотрудников будет осуществляться из бюджета автономного округа.
Реабилитационный центр «Родник», расположенный по ул. Попова, 1, ликвидируется, однако для его пациентов и их родителей сообщу: мы надеемся, что ничего не поменяется, так как в том же здании, с тем же оборудованием и почти с тем же персоналом продолжит работу вновь созданное в составе комплексного центра отделение дневного пребывания для молодых инвалидов.
Во всех муниципальных образованиях вновь созданные территориальные подразделения Департамента труда и социальной защиты населения будут называться Управлениями социальной защиты, в том числе и в городе Югорске.
- Каких дополнительных мер социальной поддержки, действующих до настоящего времени только в Югре, лишатся жители нашего автономного округа в наступившем 2006 году?
- По окончании срока действия дополнительных мер социальной поддержки для федеральных льготников, введенных на 2005 год Окружным Законом от 23.12.2004 г. № 90-03, с 1 января 2006 года в автономном округе перестают существовать некоторые (а их множество) дополнительные меры социальной поддержки. Для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, несовершеннолетних узников, жителей блокадного Ленинграда, членов семей погибших не будет ранее введенных льгот в размере 50% по оплате ЖКУ, абонентской плате за телефон, бесплатному проезду городским транспортом.
Для инвалидов войны отменяются выплаты компенсаций за самостоятельное приобретение транспортного средства, за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, запасных частей к ним; на транспортное обслуживание вместо положенного транспортного средства тем, кто имеет соответствующие медицинские показания; расходов, связанных с перегоном, с обучением вождению. Также отменяется для этой категории бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации.
Для инвалидов всех групп отменяется льгота за счет окружного бюджета по бесплатному проезду городским транспортом, льготному обеспечению лекарственными средствами.
Еще раз напомню: все вышеуказанные отменяемые льготы были введены окружным законом на переходный период 2005 года, дополнительно к получаемым федеральными льготниками ежемесячным денежным выплатам.
- Как изменятся в новом году формы мер социальной поддержки в автономном округе по оплате жилищно-коммунальных услуг?
- До 31 декабря 2005 года для всех категорий льготников - и федеральных, и региональных - меры социальной поддержки по оплате ЖКУ осуществлялись в так называемой натуральной форме: если льгота была 50%, то половину расходов по оплате нёс льготник, а оставшуюся часть органы социальной защиты населения перечисляли предприятию жилищно-коммунального хозяйства. Напомню: льгота по оплате жилья распространялась и на нетрудоспособных членов семьи льготополучателя, а льгота по оплате коммунальных услуг - только на самого льготника, за исключением семей с детьми-инвалидами.
Если же размер льготы был 100% (что могло быть при сложении федеральной льготы 50% и дополнительной окружной - еще 50%), то, если оплата происходила в рамках социальной нормы жилья и вместе с льготником не проживали трудоспособные дети или внуки, вся оплата осуществлялась органами социальной защиты населения.
С 1 января 2006 года меры социальной поддержки меняют свою форму. Форма будет не натуральная, как сказано выше, а в виде компенсационной выплаты. То есть теперь граждане должны будут сами оплачивать все расходы по ЖКУ, после чего органы социальной защиты населения автономного округа будут перечислять денежные средства на сберегательные книжки льготников в размерах, зависящих от категории льготника, - 50% или 100%.
- Нам известно, что с 1 января 2006 года некоторые меры социальной поддержки региональным категориям льготников будут заменены единовременными денежными выплатами. Это так?
- Да, действительно, с 1 января 2006 г. данные категории будут получать единовременные денежные выплаты (или ЕДВ) в размерах: труженики тыла – 550 рублей (за абонентскую плату и городско проезд), ветераны труда и приравненные к ним - 425 рублей (50% абонентская плата и городской проезд), пострадавшие от репрессий и реабилитированные граждане - 300 рублей (городской проезд). То есть единые социальные проездные билеты в 2006 году выдаваться не будут, вместо этого на сберегательные книжки ежемесячно будут перечисляться указанные суммы. Напомню: региональные льготники - это труженики тыла, ветераны труда ХМАО и РФ, пострадавшие от репрессий, реабилитированные граждане.
- Расскажите, пожалуйста, о мерах социальной поддержки, которые ранее оказывались за счет средств городского бюджета. Будут ли они оказываться и сейчас?
- Более 10 лет из городского бюджета, то есть дополнительно, помимо государственных и окружных средств, оказывалось множество видов материальной помощи нуждающимся югорчанам.
Оплата обучения, лекарственных средств, лечения, проезд к месту лечения, материальная помощь в связи с пожаром, смертью родственников, праздничными датами и юбилеями ветеранов, проведение Дней пожилого человека и инвалидов, Дня Победы и Дня Памяти и скорби, 23 февраля, 8 Марта, приобретение новогодних подарков детям из малообеспеченных семей и путевок неработающим пенсионерам - всего не перечислить.
С 1 января 2006 г., когда органы социальной защиты населения будут ликвидированы в органах местного самоуправления и станут территориальными подразделениями Департамента труда и социальной защиты ХМАО, за социальной защитой останутся только функции по исполнению государственных полномочий, то есть исполнению федеральных законов, и полномочий, прописанных в окружных законах.
- На ваш взгляд, трудно придется югорчанам привыкать ко всем вышеперечисленным изменениям?
- Думаю, что да, трудно. Однако давайте будем надеяться на то, что и правительство автономного округа, и администрация города сделают все возможное для того, чтобы население как можно безболезненней адаптировалось ко всем новшествам.
Материал подготовлен при участии управления социальной защиты населения в г. Югорске.
28 декабря 2005 г.
Комментарии