Тема дня

17.03.2014 - 06:00

ЦИФРЫ НИ О ЧЕМ

Бизнес-омбудсмен почти собрала долгожданную статистику по алкоголю, но она не поможет ей сформировать мнение.СВОТ-анализ должен появиться в марте. А в апреле общественность и власть начнут очередной раунд жарких споров на тему ограничения продажи спиртного.

Поди пойми

Тем временем окружное УВД уже обнародовало свои данные. Они выглядят более чем противоречиво. В 2013 году в регионе почти на половину (47,5%) сократилось число людей, погибших в пожаре в состоянии алкогольного опьянения. На 15 процентов снизилось количество зарегистрированных с синдромом «алкоголизм». Число ДТП по вине пьяных водителей стало меньше на 26,4 процента. При таком положительном результате достаточно абсурдно выглядит то, что число погибших в ДТП по вине нетрезвых увеличилось на немыслимые 185,7 процента. Ну и наконец в прошлом году число преступлений, совершенных пьяными людьми, выросло более чем на 20 процентов. В итоге можно предположить, что люди в алкогольном опьянении стали вести себя более неадекватно. Но их стало меньше.
Как бы ни было, прояснить ситуацию с помощью цифр пытается и югорский бизнес-омбудсмен Ольга Белоножкина. Она продолжает отрабатывать обращение предпринимателей Югорска по поводу того, что из-за введенных ограничений их бизнес загибается, а население реальной пользы не получает. Аналитика, которую уполномоченная по правам бизнеса собралась узнать еще в начале осени, похоже, наконец подготовлена. На этой неделе последние ответы должны прийти из окружного Роспотребнадзора. Все остальные органы свое слово уже сказали. Впрочем, ситуация более ясной не стала. 
- Предварительно результаты пришли неоднозначные. Показатели 2012 и 2013 годов сильно различаются. Непонятно, то ли ограничение времени продажи сработало в некоторых ситуациях, то ли это отложенный эффект ранних мер, - говорит Ольга Белоножкина. - Есть, однако, совершенно официальные данные, что употреблять меньше не стали. Просто произошло перераспределение между продавцами. Федеральные сети, например, стали реализовывать больше. В любом случае прямо сейчас я не готова сказать, буду ли выходить с инициативой об отмене ограничения. Это будет зависеть от аналитики и результатов публичного общения.
А публичное обсуждение проблемы случится приблизительно в апреле, полагает бизнес-омбудсмен. Как и обещала, полученные цифры она обсудит со всеми заинтересованными сторонами: властью, общественниками, бизнесом. В ноябре прошлого года уже была очная ставка двух лагерей: сторонников нынешнего ограничения и дальнейшего сокращения времени продажи алкоголя и тех, кто подвергает критике существующий запрет. Они встречались на телевизионной площадке в Ханты-Мансийске. Ольга Белоножкина, к слову, доводы последних считает более внятными и обоснованными.

Купил впрок – не хватило и на день
- Проблема в том, что этими ограничениями законодатель стимулировал развитие теневого рынка, - говорит гендиректор Сургутской ТПП Владимир Болотов. - Появилась интернет-доставка алкоголя, его продажа через такси. Мы сами породили нелегальный контент: создали спрос, возникло и соответствующее удовлетворение спроса – это закон экономики. Есть, однако, логичные ограничения: нельзя пить в публичных местах, нельзя продавать алкоголь возле школ, детских садов. Но у нас и эти ограничения никто не исполняет и не контролирует толком. За торговлю без лицензии штраф составляет всего четыре тысячи. Когда мы искореним контрафактный алкоголь и торговлю без лицензии, объемы потребления упадут сами по себе. 
В 2013 году в Сургуте, как и в ряде других крупных городов Югры, зарегистрировано превышение общерегионального показателя случаев отравления алкоголем. Выходит, что за ограничение люди уже поплатились своим здоровьем. 
Инициаторы запрещающего закона - общественное движение «Работающая молодежь Сибири» оперируют другими показателями. По их сведениям, с начала вступления закона в силу в автономном округе потребление алкоголя снизилось на 20 процентов и на росте контрафакта нововведение не сказалось.
- Соотношение подлинного и контрафактного алкоголя на рынке всегда находится почти на одном и том же уровне, это соотношение варьируется незначительно. По итогам 2011 года, когда закон еще не вступил в силу, была озвучена официальная статистика – 60% всего алкогольного рынка – это контрафакт. Так было уже тогда. Поэтому арифметику оппонентов, которые утверждают, что ограничения привели к росту числа продажи поддельной продукции, не считаем корректной. Мы намерены продвигать инициативу и впредь, закрепляя профилактическими мерами, - говорит председатель общественной организации Рустем Алакаев. 
Вопрос по времени продажи алкоголя в Югре так и не решен, и нет гарантии, что какие-то изменения произойдут этой весной. Однако даже если их не случится, Ольга Белоножкина считает, что оставлять все, как есть, нельзя. Необходимо ужесточать ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, реализацию контрафакта и торговлю без лицензии.

Помогают ли запреты справляться с проблемами?

 

Екатерина Лосецкая, журналист:
- Запреты не эффективны. Нужно заниматься, например, не борьбой с алкоголем, а пропагандой ЗОЖ и спорта. Искренне в это верю, поэтому работаю в этом направлении. Запреты чаще срабатывали, если они были привиты мне родителями с детства. Если мне говорили, что нельзя мусорить на улице, я никогда не мусорила и сейчас не делаю этого.

Олег Таранов, нефтяник:
- Запреты не имеют действия, особенно в нашей стране. Возьмем, например, запрет на курение в общественных местах. Люди продолжают курить везде, и никакой закон их не пугает. И проходящие или проезжающие мимо блюстители правопорядка слова не скажут. А если вспомнить сухой закон при Горбачеве? Тогда по всему СССР вырубали виноградники и перестали продавать спиртное в магазинах. Люди стали подпольно гнать спирт и травить народ. К тому же этот запрет стал сильным ударом по экономике страны. 

Кристина Прокопович, медик:
- Есть, конечно, много примеров, когда запреты работали только во вред. Например, раньше было запрещено делать аборты. Но их все равно делали, только в ужасных условиях и не пойми кто. Женщины часто умирали после этого. Думаю, что в случае с продажей алкоголя запреты эффективны. После введения временного ограничения покупать его стало проблематичнее, хотя, конечно, есть места, где его можно взять и после 20 часов. Искоренить проблему, может, и не удастся полностью, но снизить потребление получится однозначно.

Денис Михуля, общественный деятель:
- Запрет без альтернативы вряд ли полезен. Когда-то в стране был вроде бы обоснованный запрет на выезд за границу. В итоге западный образ жизни превратился для нас в священный грааль, и в 1980-90-х люди принялись без разбора подражать Западу во всем. Только сейчас мы начинаем понимать, какие есть изъяны у этого образа жизни. В Китае вроде бы пробовали сдерживать рождаемость, а китайцев все равно больше всех по миру, и запреты уже начинают потихоньку снимать. 

Игорь Есман, фотограф:
- Действенны только жесткие кардинальные меры. Под запретом у нас обычно кроется лишь рекомендация к действию или наше отношение к нему. Притом само действие остается все-таки на совести каждого из нас. Например, на фильме установлено ограничение 18+, но ребенок 16 лет все же сам решает, смотреть или нет. Такие запреты реализовать слишком сложно.

http://ugra-news.ru

 

434

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки