Тема дня

16.11.2007 - 05:00

ЕЩЕ КРЕПЧЕ ДЕРЖИСЬ ШОФЕР!

11 августа этого года  в КоАП РФ были внесены изменения, касающиеся размера штрафных санкций за нарушение ПДД. С 1 января 2008 года штрафы увеличатся еще значительней. Однако до сих пор у многих водителей и даже сотрудников ГИБДД есть вопросы по этим поправкам. Для того, чтобы как можно объективней  разобраться в ситуации, мы пригласили для беседы двух экспертов – Cеменченко Алексея Александровича, государственного инспектора ГИБДД по г. Советский и району, и Александра Сергеевича Пантелеева, старшего инспектора по исполнению административного законодательства ГИБДД г. Югорска.

Корр.: Главным образом, хотелось бы подвести промежуточные итоги действия новых поправок за два месяца и узнать о том, что ждет автолюбителей с нового года. Поговаривают о том, что планируется ввести поистине драконовские меры по борьбе с нарушителями Правил дорожного движения. Так ли это?

А. А: Федеральный Закон № 210 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 6 июля 2007 года предусматривает трехступенчатое изменение административного законодательства в области регулирования дорожного движения. Этапы действия поправок вводятся последовательно по мере усложнения. Так, третий этап, предполагающий внедрение стационарных систем записи и контроля – фото- и видеокамер, вступит в действие только с 1 июля 2008 года. Таким образом, у всех у нас: и у автомобилистов, и у правоприменителей - есть время подготовиться к нововведению. Особенность нововведения заключается в том, что после автоматической фиксации номеров автомобиля, допустившего нарушение, санкции будут применяться по отношению к владельцу автомобиля, а не  к тому, кто  сидел за рулем по доверенности. Таким образом, принцип презумпции невиновности не будет распространяться на административное законодательство в части нарушения ПДД, выявленных именно таким способом. Это означает, что владельцу транспортного средства придется доказывать свою невиновность.

Корр.:  Конечный результат всех этих реформ заключается в том, чтобы снизить количество нарушений ПДД…   
А. А.: У нас действует Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения с 2006-2012 гг.», цель которой в том, чтобы сократить смертность на дорогах. Для того, чтобы достичь таких результатов, мало ввести огромные штрафы, нужно таким образом совершенствовать административное законодательство, чтобы наказание было неотвратимым. Только жесткость и неотвратимость наказания помогут поменять ситуацию в корне. Этот принцип еще не до конца у нас реализован.

Корр.: Почему?

А. А.: Это сложная проблема, я бы даже сказал комплексная, зависящая от многих факторов: уровень подготовки сотрудников ГИБДД, недостаточно приемлемое качество законов с позиции правоприменения…

Корр.: Качество законов проверяется на практике. В этой связи что показали эти два месяца? Снизилось количество правонарушений, может быть, аварий стало меньше?

А. А.: Лично я больших изменений в поведении водителей на дорогах пока не заметил, но, по-моему, рано еще чего-то ждать. Например, в августе введена новая статья 12.36 - за разговор  по телефону без специального устройства, освобождающего руки, но тем не менее мы ничего не можем поделать с нарушителями, потому что презумпция невиновности обязывает нас доказать вину водителя, а сделать это сложно. Я думаю, скоро мы придем к тому, что начнем запрашивать распечатки разговоров для того, чтобы доказать, что водитель разговаривал в момент управления.

Корр.: А в Югорске как ситуация складывается?
А. С.: Существенных изменений нет, нарушения как выявлялись, так и выявляются. С телефонами мы пока еще никого не ловили. Определенные непонимания возникают у водителей в связи со статьей 12.15 ч. 4 «Выезд на полосу встречного движения». Если Вы помните, раньше подобное нарушение предполагало альтернативные наказания – лишение прав или штраф, с августа месяца – только лишение. Не все водители готовы принять эту данность, пытаются оспорить санкцию, доказать свою невиновность и так далее.

Корр.: Действительно, многих интересует вопрос: а что такое выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения? Если человек заехал двумя левыми колесами за линию разметки - это уже выезд? Или же для такого выезда транспортное средство должно сместиться на встречную полосу полностью?

А. С.: Понятие «выезд», к сожалению, нигде не определено и трактуется в зависимости от ситуации. Если водитель выехал даже на 20 см, но при этом другая машина шла по встречной полосе и она с ним столкнулась, что это будет? Разумеется, его вина, так как он выехал на встречную полосу. А если он едет, встречная полоса абсолютно пустая, а на дороге яма, и он ее объезжает, заехав двумя колесами на встречную полосу, - за это разве можно наказывать, как за выезд? Выезд - он всегда сопряжен с чем-то. Бывают, например, такие случаи: идет поток, а он сместился на полкорпуса на встречную полосу и постоянно так едет, просто чтобы виднее было. Ну, в таких случаях это уже умышленное правонарушение. 

А. А.: Хотелось бы дополнить своего коллегу и напомнить нашим водителям, что если нет дорожной разметки или она невидна, допустим, в зимних условиях вождения, то количество полос для движения определяет сам водитель с учетом ширины проезжей части дороги и габаритов транспортного средства.

Корр.: Слушая вас, я вспомнил сюжет наших коллег из «Норда», в котором речь шла о сплошной линии разметки, которая идет по улице Лесозаготовилей в городе Югорске. В передаче показывалось то, как все ее пересекают. То есть, по сути, все эти водители должны были бы лишиться прав?

А. С.: Ну, да. Если Вы обращали внимание, там же еще и знак стоит «Обгон запрещен». Логика проста: улица эта достаточно короткая для того, чтобы разогнаться и совершить обгон, к тому же на ней имеются пешеходные переходы. Так что наличие запрещающих знаков и разметки там вполне оправдано.

А. А.:  Хочу добавить комментарии по статье 12.15 по части 3, где ответственность наступает даже за пересечение сплошной линии разметки при маневре, связанном с разворотом, поворотом, объездом препятствия. Лишение права управления не предусмотрено, но действует довольно серьезный штраф от тысячи до тысячи пятисот рублей.

Корр.: Хорошо, теперь давайте обсудим неоднозначную ситуацию с, так называемыми, специальными удерживающими устройствами для детей, или детскими креслами, предназначенными для того, чтобы снизить детский травматизм на дорогах. Однако известно, что в Югорске этот показатель в этом году вырос. Почему так получилось?  

А. С.: Дело не столько в самих креслах, сколько в том, что страдают во многих случаях дети-пешеходы. Что касается статистики детского дорожного травматизма по Югорску, то тут все не так страшно, как кажется. Был у нас случай, когда таксист вез четверых детей-подростков, по сути – какие им кресла? И по вине автобуса произошло ДТП, в результате которого эти четыре ребенка получили травмы. Вот Вам и мгновенный рост показателя детского травматизма на дорогах города.

Корр.: Общими усилиями мы с вами выяснили, что серьезных изменений в сознании водителей города Югорска и Советского района пока не произошло. Теперь настало время поговорить о нововведениях, которые произойдут с 2008 года.

А. А.: Сразу скажу, что максимальный срок лишения права управления транспортным средством увеличится до трех лет. С нового года вступают в силу и санкции в отношении водителей, у которых никогда не было водительского удостоверения. Раньше в этой части был пробел в законодательстве – как можно лишить водителя права, если у него такого права нет и не было?  В результате таким водителям удавалось избегать существенной ответственности,  несмотря на серьезную общественную опасность деяния. Теперь же статья 12.8, регулирующая подобные нарушения, дополнена двумя частями следующего содержания: «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, не имеющим права управления, либо лишенным права управления, влечет административный арест до 15 суток. Либо наложение административного штрафа – 5000 рублей в отношении лиц, к которым арест по административному законодательству применяться не может». Сюда относятся военнослужащие, сотрудники милиции, женщины, имеющие малолетних детей, беременные женщины, инвалиды 1 и 2 групп. Если пьяный водитель повторно попадется, то его лишат прав на три года. Сроки лишения суммируются, то есть если вас лишили прав на полтора года, вы попались через полгода, то удостоверение вам вернут через четыре года.

Корр.: Давайте подытожим. Первый вариант: пьяный водитель без прав – 15 суток, если он не является спецсубъектом административного права, второй вариант: пьяный водитель с правами – лишение от 1,5 до 2 лет, и если повторное задержание, то…
А. А.: Плюс три года. Также с нового года – едешь трезвый, но без прав – 15 суток.

Корр.: А менее серьезные нарушения? Например, езда с непристегнутым ремнем безопасности?

А. С.: Сейчас 100 рублей, будет 500.

Корр.: Езда с тонировкой?

А. А.: Езда со стеклами, не соответствующими нормам светопропускания, штраф - 100 рублей. Но здесь есть некоторые нюансы. Думаю, вам известен случай в нашем округе, когда таксиста привлекли к уголовной ответственности за тонировку. Его действия попали под статью Уголовного кодекса за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности.  Как известно, автомобиль является источником повышенной опасности даже в том случае, когда водитель соблюдает все ПДД.

Корр.: Насколько законны требования сотрудников ГИБДД снять тонировку прямо на месте?

А. А.: Согласно общепринятым нормам сотрудник милиции имеет право требовать от лица, совершающего правонарушение, прекращение противоправных действий. В данном случае запрещается эксплуатация автомобиля, то есть ездить нельзя с такими стеклами, так что требования сотрудников обоснованны.

Корр.: Что ждет водителей, которые и впредь будут позволять себе управлять автомобилем, не прошедшим технический осмотр?

А. А.: Штраф – 200 рублей, перспектива снятия государственных номеров, что в конечном счете может привести к более серьезным последствиям вплоть до лишения водительского удостоверения. С первого июля 2008 года вступает в силу норма, которая означает, что, если у вас за непройденный по причине серьезных технических неисправностей техосмотр сняли номера, разрешается движение к месту устранения причины запрещения не более чем в течение суток с момента запрещения.

А. С.: К слову говоря, был у нас случай в Югорске с местным водителем, который поехал в отпуск в Ханты-Мансийск. По дороге у него сначала сломался автомобиль, потом у него сняли номера за техосмотр и отправили его к месту жительства,  к нам, а при подъезде к окружному центру его оштрафовали на пять тысяч рублей за управление автомобилем без номерных знаков. То есть у данного водителя не было реальной возможности в течение суток устранить неисправность. На этом примере я вижу противоречия в данной части административного законодательства.

А. А.: Противоречия, может быть, и есть, но, по моему мнению, отправляясь в данную поездку, тем более за пределы округа, нужно заранее позаботиться об исправности своего транспортного средства.

А. С.: Ну, это само собой.

Корр.: Какое наказание будет с нового года за проезд на красный свет?

А. А.: 700 рублей.

Корр.: Насколько серьезно изменятся штрафные санкции за нарушение скоростного режима?

А. А.:  С нового года согласно  ст. 12.9 КоАП РФ  превышение установленной скорости движения на величину от 10 до 20 км/ч - 100 рублей, на величину от 20 до 40 км/ч - 300 рублей, от 40 до 60 км/ч - штраф от 1000 до  1500 рублей, на 60 км/ч -  штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Корр.: Общеизвестно, что у вас, сотрудников ГИБДД, были проблемы в тех случаях, когда возникала необходимость провести медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения водителя. Изменится ли ситуация в этой части?

А. А.: Да, проблемы были. После ДТП многие водители еще до приезда сотрудников ГИБДД начинали употреблять алкоголь, после чего трудно было доказать, что они были пьяны еще в момент управления. С нового года, употребление алкоголя до приезда сотрудников ГИБДД будет являться  административным правонарушением  и фактически  приравниваться к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения с применением аналогичной санкции – лишение права управления на 1,5-2 года. В отношении  водителей, не имеющих права управления и отказывающихся от медицинского освидетельствования, мы будем иметь возможность применять санкцию в виде 15 суток ареста или 5000 рублей штрафа.

Корр.: В общих чертах мы обсудили первый этап, второй этап нововведений, а что будет характерно для третьего этапа?

А. А.:  Самое главное - начнут действовать те статьи, которые требуют от ГИБДД некоторых технических приготовлений. Я имею в виду нарушения, которые будут зафиксированы камерами в автоматическом режиме, штрафовать по ним начнут лишь с 1 июля 2008 года, когда техника будет установлена на запланированных местах. Мы будем располагать изображением номеров транспортного средства, и штрафы пойдут по месту «прописки» автомобиля. Но владельцу автомобиля, если за рулем был не он, в общем-то, не составит труда доказать свою невиновность. Для этого нужно будет прийти в ГИБДД вместе с доверенным лицом-нарушителем для того, чтобы последний написал заявление. Думаю, на деле платить будет тот, кто нарушил, а не тот, кому пришла квитанция. Так проще и справедливее.

Корр.: На какие деньги будут устанавливать фото-,  видеооборудование?

А. С.:  В Югорске этот вопрос уже рассматривается на уровне администрации.

А. А.: Я думаю, не стоит уповать только на местные власти, потому что это вопрос федерального значения.

Корр.: Как вы думаете, изменится ли ситуация с коррупцией на дороге?

А. С..: Я думаю, что вместе с ужесточением административных санкций в отношении водителей, нужно будет активизировать борьбу с «оборотнями в погонах», они первое время будут пользоваться  неведением и страхами автомобилистов.

Корр.: Вот еще напоследок по Югорску частный вопрос. В городе очень трудно ездить, хотя движение там, на первый взгляд, упорядочено. Но узкие дворы загромождены припаркованными автомобилями, часто джипами, а на центральных улицах много ограничивающих знаков, так что везде «нельзя», либо «запрещено».  С чем это связано? 

А. С.: С тем, что в городе большой транспортный поток, который особенно возрастает в часы пик.

Корр.: Ну что ж, вопросы кончились. Большое спасибо вам за беседу.

А. С.: Не за что.

А. А.: Всегда рады ответить на любые вопросы.

В. Тихомиров

355

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки