Тема дня

24.12.2012 - 06:00

«ЭТО КАК 2008 ГОД! МАШИНЫ ПРОСТО НЕ ПРОДАЮТСЯ»

Автомобильный рынок Свердловской области, развивавшийся с точки зрения продаж последние семь лет едва ли не динамичнее Москвы и Санкт-Петербурга, сейчас испытывает настоящий коллапс. Тенденция общероссийская, но от этого не легче. Как стало известно Znak.com, складские площадки дилеров забиты тысячами нераспроданных машин, не помогают даже традиционные для предновогоднего периода скидки и подарки клиентам.

Вложенные в бизнес десятки миллиардов рублей грозят через пару месяцев обернуться для многих делами о банкротстве. И кое-где начали уже сокращать персонал. Ситуация внешне напоминает конец 2008 года – начало жестокого экономического спада. Ожидать ли повторения проблем в 2013 году и что думают эксперты о причинах — читайте в материале нашего издания.Вслух о крайне негативной ситуации на рынке заговорили после отчета Ассоциации европейского бизнеса. На прошлой неделе был опубликован ноябрьский отчет о продажах легковых и «легких коммерческих» автомобилей в России с раскладкой за 11 месяцев текущего года в сравнении с прошлогодними показателями. Согласно этим данным, российский рынок в ноябре показал нулевую динамику роста. Продано только 240,3 тыс. машин. 

Объемы продаж Fiat в сравнении с прошлым годом упали на 66%, Suzuki — на 33%, Nissan — на 27%, Mitsubishi и Mazda — 25%, Volvo — на 21%, Peugeot — на 18%. Даже премиальные Infiniti и те продемонстрировали минус 9%. Раскладка по моделям фиксирует, что наиболее серьезное снижение у самых ходовых: Renault Logan — на 49%, Lada Samara — 36%, Kalina — 35%, Chevrolet Lacetti — на 33%, Nissan Qashqai — 29%, Toyota Corolla — 26%, Renault Sandero — 21%, Daewoo Matiz — 12%, Ford Focus — 10%, Hyundai Solaris — на 7%.

Как результат — на складах дилеров скопилось огромное количество нереализованных автомобилей. По оценке гендиректора группы компаний «Аларм-Моторс» (официальный дилер Ford, Kia, Peugeot, SsangYong, Fiat) Романа Слуцкого, опубликованной «КоммерсантЪ», в середине года ряд дилеров и производителей «переоценили потенциальный рост российского рынка в третьем и четвертом кварталах» и заказали 200-300 тыс. лишних машин. «Многие дилеры на 2012 год запланировали огромный рост продаж, кто-то планировал даже их двукратное увеличение. Они надеялись, что в течение всего года будут продаваться все модели и потребуются, в самом крайнем случае, минимальные скидки»,— подтвердил его слова директор дилерского центра Hyundai «Авилон» (Москва) Михаил Жмаков.

Екатеринбург не исключение. Согласно статистике экспертного портала «Автодилер-Екатеринбург» за 10 месяцев (январь-октябрь) объем продаж Fiat упал на 72% (продано 358 машин), ZAZ — 50% (611), Daewoo — 32% (2743), Cadillac — 17% (104), Suzuki — на 14% (891).

«У нас на складе стоит 700 машин. Норма 200, максимум 300. Самое отвратительное, что за ними никто не идет. Предлагаем скидки, подарки покупателям, они смотрят, оценивают, берут у менеджеров визитки, уходят и не возвращаются»,— отмечает представитель автоцентра «Глазурит» (дилер Opel, Chevrolet, Cadillac). Совокупная стоимость «застрявших» авто 3 млрд рублей, из них половина куплена на собственные средства предприятия.

У конкурентов из «Автобана» ситуация не лучше. Здесь использовали для закупки машин кредитные средства, и долг уже дал о себе знать. «Это п…ц, что творится. Как 2008 год, если не хуже. Машины просто не продаются. Нам уже намекнули на увольнение, кого-то, говорят, уже сократили»,— переживает за свою судьбу менеджер по продажам. И ссылается на знакомого из автоцентра «Краснолесье» (торгуют Volvo, Land Rover, Jaguar и мототехникой Bombardier), где за месяц продано «десяток машин, не больше», и дилерские центры Toyota, парковки которых буквально забиты еще пару месяцев назад популярнейшими марками.

По словам руководителя портала «Автодилер-Екатеринбург» Михаила Чаплыгина, первые звоночки ситуации появились еще в сентябре-октябре: «Осень была абсолютно нетипичная. Обычно на 3-4-й кварталы приходится пик продаж — люди приезжают из отпусков, они точно знают, сколько потратили и сколько у них еще осталось, и идут покупать автомобили. В этом году все наоборот. Еще весной был дефицит машин. Дилерам расширили квоты, а покупатель кончился».

По данным «Коммерсанта», тенденция к снижению в России ощущалась все лето и в первые два осенних месяца стала совершенно очевидной: в сентябре рынок вырос на 10%, в октябре только на 5%. Хотя еще в начале года прогнозировался прирост едва ли не 50%.

«Не знаю, кто придумал, что рынок должен расти ежегодно на 40-50%. Это ненормальная ситуация»,— подтверждает Чаплыгин, считая, что это связано с неспособностью производителей «быстро реагировать на запросы рынка», выбрасывая на рынок нужное количество машин именно в тот момент, когда они нужны, и сокращая поставки в случае обратного колебания. Пока все наоборот — квоты формируются исходя из показателей прошлого года. И после 2011 года, когда показатели спроса оказались рекордными в посткризисный период, произошла банальная «затоварка».

Глава екатеринбургской группы компаний «Автоплюс» (Audi, Lexus, Toyota, Skoda, Mazda, Seat) Павел Шестопалов в одном из недавних интервью также отмечал, что такого бума, как с 2002 по 2008 год с увеличением темпов продаж на 50-100%, «уже не будет»: «Я думаю, что мы все равно продолжим расти, где-то на 10-15% в год».

Между тем источники Znak.com уверены: если вдруг не случится чуда, в 2013 году можно ждать череды банкротств уральских автосалонов, подобных тем, что прокатились по рынку после падения продаж 2008 года.

Самая громкая история того времени - переход мощного уральского автомобильного холдинга «Автоленд», имевшего собственные автоцентры в Екатеринбурге, Уфе и Новосибирске (торговал автомобилями Land Rover, Jaguar, Volvo, Mazda, Ford и входил в топ-20 крупнейших автодилеров России) под контроль группы компаний «Независимость» (7,5% рынка продаж автомобилей в России). Механизм был прост: основной кредитор «Автоленда» «Альфа-банк» конвертировал сумму займа в пользу своего автодилера («Альфа-групп» на тот момент контролировала 49,95% «Независимости»).

Случались истории и поменьше. Глава «Екатеринбургавтогаза» Владимир Слатюхин вынужден был отдать по просроченному займу в 50 млн рублей только что построенный на въезде в Березовский автоцентр ГАЗ.

Некоторые разбирательства продолжаются до сих пор. Буквально только что Арбитражный суд Свердловской области ввел в отношении автоцентра «Зета-Моторс» (дилер Volkswagen, контролируется Виктором Селиверстовым) процедуру внешнего наблюдения. Селиверстов ранее владел обанкротившимися центрами «Автосан» и «Альфа Моторс». В своих проблемах он винит главу питерской компании «Автопродикс» (Nissan, Infiniti, Renault) Юрия Синкевича. Но, по мнению сторонних наблюдателей, вся эта история не более чем последствие кризиса четырехлетней давности.

Правда, тот же Павел Шестопалов в «апокалиптический сценарий» не верит: «Как говорит китайская мудрость, в конце концов, все будет хорошо, а если сейчас плохо – значит, еще не конец». Ему вторит и руководитель направления автокредитования управления по работе с партнерами Уральского банка Сбербанка России Владислав Патраков. В последние месяцы в банке действительно наблюдают «более умеренный, по сравнению с предыдущими периодами, спрос на автокредитование», однако он по-прежнему остается «на достаточно хорошем уровне». По итогам всего 2012 года, согласно прогнозам, Уральский банк Сбербанка России выдаст более 19 тыс. автокредитов против 15 тыс. в прошлом году. Рост - 26%.

В январе банкиры ждут «заметного снижения динамики автокредитования», но объясняют это не кризисом, а сезонным фактором. «Большинство людей, которые хотят приобрести автомобиль, скорее всего, сделают это до конца декабря, воспользовавшись многочисленными скидками, бонусными программами, которые сейчас предлагают автосалоны»,— резюмирует Патраков.

Рецепта, что делать с неликвидом образца 2012 года в 2013 году, пока нет ни у кого. Поэтому не исключено, что через месяц на Урале массовым явлением станут популярные в столичных автосалонах уже сейчас недели и ночи распродаж с предоставлением огромных дисконтов.

Игорь Пушкаревhttp://www.znak.com/

 

 

646

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки