Тема дня

26.08.2022 - 10:02

ФРАГМЕНТ. Вячеслав Ульянов. Вот так забавно мы с ним разошлись… навсегда

Некоторое время назад мне предложили написать небольшую статью-воспоминание для книги, посвященной Раису Закиевичу Салахову. Это получилось легко. Я написал, отправил издателям и забыл об этом.

Но вот недавно, в преддверии четвертой годовщины того трагического события и, так совпало, накануне юбилея Югорска, вдруг вспомнилось об этой статье. Мне показалось уместным опубликовать ее на портале «2 ГОРОДА» именно 26 августа, в день памяти бывшего мэра города Югорска.

Кроме того, позволю себе напомнить еще об одной дате, которая могла бы отмечаться в эти дни, — 20 лет газете «Северный вариант», о которой тоже упоминается в этом воспоминании. Так распорядилось время, что и этой газеты уже несколько лет как не существует.

Итак, вот эта статья:   

Каждый раз, когда заходит речь о людях, ушедших от нас в мир иной, срабатывает старая этическая установка — либо хорошо, либо ничего. Но на самом деле жизнь намного разнообразнее и сложнее, чем понятия «хорошо» и «плохо». Вот и у меня касаемо воспоминаний о Раисе Закиевиче Салахове в голове возникают самые разные цвета и оттенки, не вмещающиеся в черно-белую палитру.

Мы были знакомы с Салаховым с конца 90-х, в то время главой Югорска был Роман Бзенко, а Раис Закиевич был его первым заместителем. И, как мне показалось, тогда это были два совершенно разных человека. Бзенко мне представлялся активным, харизматичным, открытым, а его зам едва ли не прямой ему противоположностью: спокойным, въедливым, застегнутым на все пуговки чиновником. Вообще, он чем-то напоминал мне особиста из фильмов про войну. Он досконально изучал каждую запятую в документах и взглядом с прищуром сверлил каждого нового человека, гадая: ты чьих будешь, хлопец? Вот примерно такое было у меня первое впечатление о Салахове.

Однако любой человек как кубик Рубика — если смотреть на него только с одной стороны, то можно подумать, что он весь одного цвета. Пока не покрутишь. Впервые увидеть Раиса Зактевича с разных сторон мне представилось спустя несколько лет. В 2002 году я имел неосторожность открыть собственную газету «Северный вариант», и люди у власти стали предметом моего профессионального изучения. Мы, как и полагалось молодым, независимым журналистам, были самоуверенными и дерзкими. Большинство же представителей власти в то время, напротив, были выходцами из той самой советской партноменклатуры. Они по старинке напрочь отказывались воспринимать кого бы то ни было, а особенно прессу — как самостоятельную, независящую от них единицу общества. Это еще больше нас подзадоривало, и мы всеми силами стремились, как говорил классик,  «уважать себя заставить». И вот тут я на удивление увидел Салахова как вполне современного и демократичного руководителя. Мы пригласили его в редакцию на большое интервью в рубрике «Вечерний кофе». Надо сказать, что эта рубрика предполагала долгий разговор с гостем, буквально обо всем: от геополитики до личных пристрастий. В то время он уже был главой Югорска, но, тем не менее, вместе со своим пресс-секретарем он приехал к нам в Советский и несколько часов терпел наш «допрос» в небольшом, душном кабинетике. Впрочем, слово «терпел» больше подошло бы для пресс-секретаря — она то и дело пыталась оградить шефа от нашего напора, ведь теперь уже мы были в роли «особого отдела» армии. Раис Закиевич же, напротив, улыбался и был очень расположен к разговору. Он постоянно останавливал подчиненную и говорил, что вопросы, наоборот, очень интересные. На фоне пафосных «генералов» того времени Раис Закиевич выглядел на удивление очень живо, открыто и позитивно.

С этого момента у нас был период достаточно теплых взаимоотношений. Видимо, в том числе и по этой причине на ближайшем конкурсе среди местных СМИ, который устраивала администрация города Югорска, мы стали победителями сразу в трех номинациях. Тем не менее, мы всегда подчеркивали, что пресса и власть не имеют права дружить, и настойчиво проповедовали политику равноудаленности. Но если дружить с властью мы и сами не хотели, то рассорить нас с ней всегда было много желающих. Особенно, когда среди окружения Раиса Закиевича проявились люди, которые говорили нам напрямую: «Либо вы делаете все, что мы потребуем, либо пожалеете об этом». Мы предпочли «пожалеть». К тому же у нас всегда было правило, согласно которому мы даем возможность высказаться всем, а среди таких порой встречались и откровенные противники, в том числе Салахова. Каждая подобная публикация давала повод нашим «доброжелателям» в его окружении вбить поглубже клин между нами, и тогда наступал период холодной войны.

В один из таких периодов нас пригласили на очередной бал прессы в Югорске, где снова подводились итоги конкурса журналистов. Во время мероприятия я сидел рядом с одним из наших маститых журналистов — Галиной Ивановной Швец. Каждый раз, когда озвучивалась очередная номинация, Галина Ивановна мне шептала, что это уж точно ваша, и собиралась отодвинуться от столика, чтобы пропустить меня на награждение. На это я ей отвечал: «Нет, вряд ли. Не в этот раз!» Так и вышло. Мы не были отмечены ни единым дипломом, даже за участие в конкурсе. Так нам давали сигнал к изменению своей редакционной политики. Тем не менее, даже в самые пиковые моменты обострений в отношениях я всегда ставил всем в пример то, как работал Салахов. Потому что несмотря на некоторые трения, нам никогда не было отказано ни в одном интервью. Ни один, даже самый неприятный наш запрос не был положен под сукно, как это бывало с другими органами власти. Даже напротив, ответы на наши запросы гонец привозил за 10 километров в редакцию под подпись уже на следующий день.

Публикуя критический материал, мы точно знали, что если проблема и не будет решена быстро, то она как минимум не останется без внимания властей. В этом ощущалась какая-то здоровая состязательность и взаимоуважение. Проходя через подобные периоды, я отметил, одно из самых главных, на мой взгляд, качеств Раиса Закиевича — это достоинство. Именно достоинство, а не высокомерие. Мы всегда общались на равных, и он не считал сложностью приезжать к нам в редакцию, несмотря на то, что она была в соседнем городе.

Как правило, разрядка напряженности у нас наступала после непосредственных встреч один на один, обычно во время интервью. Кстати, об интервью. Думаю, что не открою большую тайну, если скажу, что люди, особенно политики, сильно меняются в момент, когда включается диктофон и когда он выключается. Так было и с Салаховым. И когда я выключал запись, мы часто продолжали разговор, но уже в более раскрепощенном формате. Однажды в такой момент у нас вышел серьезный спор по вопросам глобальной экономики. В то время я как раз прочитал книгу «Почему Россия не Америка» и по наивности думал, что теперь у меня есть ответы на все вопросы по этой теме. Под конец разговора я посчитал, что надо бы подтянуть Раиса Закиевича до уровня моих познаний, и пообещал подарить ему эту книгу, взяв с него обещание прочитать ее. Придя домой, я обшарил все книжные полки, но искомого произведения так и не нашел. Видимо, я уже кому-то отдал сей кладезь знаний для повышения уровня самообразования. В местном книжном магазине меня тоже не порадовали. Ничего не оставалось, как выписать через интернет-магазин пару таких книг. В итоге одну из них я все-таки презентовал Салахову, а вторая — ее сестра-близнец — до сих пор напоминает мне эту историю.

Еще пара фрагментов, которые стоят особняком в воспоминаниях об этом человеке. Это было примерно за полгода до того, как Раис Закиевич покинул нас. Как-то мне позвонили и пригласили на встречу с ним, она должна была состояться буквально следующим утром. На вопрос, что за повод, ответ был немного странный: «Да так, просто попить чаю». К тому моменту мы были вполне в хороших партнерских отношениях. Мне даже делались какие-то предложения пойти на работу в администрацию Югорска, но такими приятелями, чтобы «просто попить чаю», мы, конечно, не были. Я решил, что причину для такого приглашения я узнаю на месте.

На следующий день в 10 утра я вошел в кабинет главы города Югорска. Одновременно со мной секретарь внесла все атрибуты, необходимые для чаепития. Как всегда, разговор начался издалека: погода, состояние дорог, последние новости. Потом, помню, Раис Закиевич рассказывал про башкирский мед, которым он хотел меня угостить, но как назло он закончился... Так мы разговаривали уже около часа, но существа дела, которое стало причиной для этой встречи, я так и не улавливал. Тогда я, поглядывая на часы, напрямую спросил: сознавайтесь, в чем подвох? Но ответ был такой, что никакого подвоха нет, мол, должны же хорошие люди порой встречаться и без особого повода. Так мы проговорили достаточно долго, пока в кабинет настойчиво не стали заглядывать люди. Верхом моего удивления было то, что когда я, уходя, открыл двери в приемную, то увидел там целую толпу людей, которые, судя по всему, уже давно собрались на совещание к мэру. Как бы извиняясь за то, что заставил ждать, я протиснулся к выходу и ушел. Мне и по сей день неизвестно, какова же была цель той встречи. Но, как бы то ни было, это была очень хорошая, почти дружеская аудиенция.

Последняя наша встреча с Салаховым была на пресс-конференции, посвященной его отставке. Статья по этому поводу на портале «2 ГОРОДА» оканчивалась словами, которые лучше всего характеризуют ее атмосферу: «На протяжении всей пресс-конференции Раис Закиевич выглядел необыкновенно счастливым. Даже журналисты, многие годы работающие с мэром, отметили, что таким радостным его еще не видели». Действительно, такого Салахова я за все 20 лет еще никогда не видел. Это был абсолютно счастливый человек, ничуть не напоминающий того самого «особиста» из 90-х, каким он мне представился когда-то. А пояснил он это свое состояние тогда так: «Я сказал, чтобы год-два про меня вообще не вспоминали. Я просто хочу книжку почитать, хочу побыть самим собой. Я счастлив, что у меня есть свободное время, и я могу позаниматься собой, семьей. Могу съездить к матери, которой 92 года... Поэтому дайте мне возможность пожить обычной жизнью. Вы поймите одно: 18 лет ни вечеров, ни выходных…».

В конце мероприятия было традиционное групповое фотографирование. Кто-то даже пошутил, что, учитывая сегодняшний настрой главы, нам стоило бы, как подросткам, подпрыгнуть и сделать фото в полете.

Фото: admugorsk.ru

После пресс-конференции Раис Закиевич еще раз поблагодарил всех и едва ли не вприпрыжку покинул зал. Но получилось так, что он, пройдя через свой кабинет, спускался по лестнице одного крыла администрации, а я неспешно шагал по ступенькам другого крыла, и у самого выхода мы снова встретились. На прощание он еще раз пожал мне руку и побежал вперед, но, сделав несколько шагов, вдруг обернулся и сказал: «Кстати, передай там, в Советском, что все будет хорошо. Потом он сделал паузу и, улыбнувшись, добавил: «Но, наверное, не скоро». Я это воспринял как некую шутку, еще одно проявление его необычной веселости. Вот так забавно мы с ним разошлись — как выяснилось буквально через пару месяцев, навсегда.

Недавно меня попросили заполнить какую-то очередную анкету, в которой был пункт о наградах, грамотах и т.д. Вспомнив, что у меня вроде что-то такое есть, я заглянул в шкаф. Среди прочего нашел папку с золотым тиснением. В ней была благодарность от «Совета муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа» за подписью председателя Р.З. Салахова. Глядя на эту подпись, я, видимо, в силу произошедших трагических событий, задумался и как-то по-новому вспомнил ее владельца. Оказывается, сколько глубокого смысла может вместить в себя небольшая почеркушка на бумаге.

Вячеслав Ульянов

Учредитель и руководитель газеты «Северный вариант»

и Информационного агентства «2 ГОРОДА»

8
6973

Комментарии

Аватар пользователя Помним
Помним
5.141.42.207
Светлая память Раису Закиевичу.
Аватар пользователя Мой город
Мой город
31.162.144.204

Не всем дано так щедро жить, другим на память города дарить...Да, такой глава в Югорска ещё не скоро появится. Уважать людей, искренне переживать за горожан, поддерживать предприятия и находить общий язык со всеми не каждому дано....

 

Аватар пользователя Т.О.Н.
Т.О.Н.
31.163.196.75

Владимир Вячеславович, очень хорошая статья! Спасибо!

Аватар пользователя Скоморох
Скоморох
193.238.135.66

Вячеслав Владимирович

Аватар пользователя Дядь Толя
Дядь Толя
79.110.62.244

Всё в семию был, молодец Раис Закиевич! Всю родня своя пристроел. Нам чувашам бы такого главу города. Как говориться сывлӑхлӑ ҫын пул, пулӑхлӑ пысӑк пӗлӗтсем ҫынсем ӗҫлеҫҫӗ, эсӗ те кай

Аватар пользователя 12
12
5.141.46.177

Хороший мэр был. Хозяин с большой буквы! Светлая память Раису Закиевичу.

Аватар пользователя Житель города
Житель города
31.162.131.129
Пророческие слова: " Всё будет хорошо. Но не скоро ". Светлая память Раису Закиевичу. Хоть и молчат официальные паблики, но мы помним и чтим. А городу пожелать, чтобы в скором времени пришёл такой руководитель как Салахов
Аватар пользователя Анатолий
Анатолий
91.206.67.95

Ведь , было не разумно, снять Человека , который по коупицам строил Югорск. По сути, давно нуно Каморову отправить, носки вязать! 

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки