Тема дня

13.11.2013 - 06:00

«ХОТИТЕ ЯСНОСТИ ПО АЛКОГОЛЮ – ЖДИТЕ ФЕВРАЛЯ»

Накануне предприниматели Югорска потребовали немедленной отмены окружного закона, ограничивающего время продажи алкогольной продукции в розницу до 20 часов. По их мнению, он приводит к негативным экономическим и социальным последствиям. Например, развитию «подпольного рынка низкокачественного алкоголя». Мы попросили уполномоченного по защите прав предпринимателей Югры Ольгу Белоножкину прокомментировать данные события, а также рассказать о других проблемах, волнующих бизнес-сообщество.    

- На ваш взгляд, почему из всех проблем, с которыми сталкиваются югорские предприниматели, возникла  и муссируется именно «алкогольная»?
 
- Она, как вы правильно сказали, возникла в октябре текущего года после одной из публикаций в «Сургутской трибуне». Парадокс: я, не употребляющая  спиртного, стала «героиней» алкогольного скандала в прессе. Реакция общественности была бы оправданной в случае направления уполномоченным инициативы по отмене законодательного ограничения. Пока ее реакцию следует признать преждевременной и неоправданно бурной.  
 
Кстати, тему, начали поднимать сами предприниматели в ходе встреч с омбудсменом еще в августе этого года. Они принципиально возражают против установления окружным законом ограничения времени продажи алкогольной продукции до 20 часов, по сравнению с 23 часами, предусмотренными федеральным законом.    
 
Дело тут не только в сокращении доходов, но и в социально-неблагоприятных последствиях, к которым, возможно, привела данная законодательная инициатива. Именно на их выявление направлен сбор всей аналитической информации. Результат будет ясен не раньше февраля следующего года, поскольку ограничение времени продажи установлено с первого июля текущего года. Посмотрим, снизилось ли число правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, улучшилось ли поведение и социализация несовершеннолетних.
 
- Кто выступает за отмену «алкогольного» закона: малый, средний или крупный бизнес? 
 
- Скорее средний и малый. О крупных розничных сетях (в том числе федеральных) речи не идет – их все устраивает. Особо непримиримую позицию по отмене закона занимают предприниматели Югорска, Урая, Кондинского и Советского районов. От Совета предпринимателей Югорска поступило официальное обращение в мой адрес. В нем содержится призыв изменить данный нормативный акт незамедлительно. В других муниципалитетах владельцы торговых точек жалуются устно.
 
- Разве в том же Югорске и Советском хуже покупают спиртное? Почему именно западные территории округа так бурно реагируют?   
 
- За последнее время я посетила почти все муниципалитеты Югры. Поэтому могу смело сказать: единственный спокойный в этом отношении город – Сургут. Только там, в ходе моего визита, бизнесмены вообще не затронули данную тему.  
 
- Почему предприниматели просят у вас отменить закон об ограничении времени продажи алкогольной продукции, а не стараются найти иные легальные способы продажи данного товара? Например, за счет бонусов: купил 10 пачек чипсов – две бутылки пива или водки за полцены.  
 
- Такая система применяется, только если товар трудно реализовать. Алкоголь в такую категорию не попадает. Предприниматели видят проблему в сокращении количества часов в сутках на его продажу. 
 
Согласно пока не подтвержденной информации (я ее не видела своими глазами, но могу положиться на компетентный источник), несмотря на сокращение времени продажи, объем реализуемой алкогольной продукции остался на прежнем уровне. Значит, меньше употреблять ее югорчане не стали (можно сделать и другой логичный вывод: раз алкоголя продается как минимум столько же, как до введения закона, то и «крики» малого бизнеса – лишь попытка пропиариться перед властью. – прим. «ЮИ»).
 
- Есть и другая информация. В Сургуте количество разводов пошло на убыль. А в целом в Югре снизилось число ДТП  совершенных пьяными водителями.   
 
- Об информации из УВД я слышала из официального интервью.  Повторюсь, для меня сейчас важно отследить динамику за шесть месяцев с момента окончательного вступления закона в силу. 
 
Про уменьшение количества разводов у меня не было данных даже на уровне слухов. Но теперь возьму себе на заметку и буду отслеживать и эту статистику. 
 
- Какова ваша личная позиция по «алкогольному» закону: поступите в соответствии с просьбами частников и занимаемой должности и будете ратовать перед окружными депутатами за его отмену? Или прислушаетесь к мнению молодежи и совести, сохранив все как есть?   
 
- Как лицо, уполномоченное защищать предпринимателей, проигнорировать их просьбы не могла. Но поступлю в соответствии со своим внутренним убеждением. Оно у меня будет формироваться исходя из цифр и правовой аналитики. Информация будет собираться из всех органов власти и организаций, имеющих отношение к социологии населения. Среди них полиция, медицинские учреждения, структуры, работающие с несовершеннолетними. Поспешность допускать нельзя. Все будет очень взвешенно.  
 
Учту, но не в первую очередь, и мнение общественности. В частности, «Работающей молодежи Сибири» и Молодежного парламента Югры. Поскольку они в свое время приложили большие усилия для введения ограничения времени продажи алкоголя в автономном округе. 
 
На моей страничке на едином официальном сайте государственных органов также идет голосование на данную тему. Пока из 72 голосов – 38 в пользу того, что закон привел к увеличению некачественной продукции, а пить меньше не стали.  Хотя во «ВКонтакте» лидирует другой вариант. Почти полсотни человек согласны, что «потребление алкоголя сократилось, снизилась социальная напряженность». 
 
Если честно, я полагала, что активность в голосовании будет большей, если эта тема имеет такой резонанс в обществе.  
 
Одним словом, когда у меня будут все цифры, я свои выводы донесу до общественности и бизнес-сообщества доступным языком. Только после этого будет организована встреча представителей всех заинтересованных сторон – возможно «круглый стол» – в одном из муниципалитетов Югры. Надеюсь, в ходе такого мероприятия и родится истина. 
 
Есть вероятность и другого результата: большой вопрос - выйду ли я в конечном итоге с инициативой отменить данный закон. Возможно, мое мнение так и не сформируется. Кроме того, если даже такая инициатива мной будет реализована, депутаты могут и не поддержать или поддержать частично. Например, продлить время продажи до 21 часа.
 
- Пошел четвертый месяц, как вы занимаете пост бизнес-омбудсмена Югры. На что еще жалуются наши предприниматели?
 
- На сегодняшний день (интервью проходило вечером 7 ноября – прим. «ЮИ») в мой адрес от предпринимателей поступило 40 обращений. Чуть меньше половины из них – утверждения о незаконности возбуждения уголовных дел и нарушениях в ходе судебных разбирательств. 
 
Абсолютно бесперспективные обращения, поскольку у регионального бизнес-омбудсмена нет полномочий, позволяющих влиять на ход расследования уголовных дел. Единственное, чем сегодня он может помочь – ходатайствовать об амнистии предпринимателя. До конца текущего года из мест лишения свободы могут выйти около 10 бизнесменов.
 
Жалуются предприниматели и на действия своих коллег. В частности, на размеры арендных платежей и отказ заключения договоров аренды. Но и в данном случае бизнес-омбудсмен не имеет права повлиять на ход спора. Иначе ему придется занять позицию одной из сторон. А цель нашей должности – в целом защищать бизнес. Поэтому мы встречаемся с участниками конфликта и предлагаем варианты мирного урегулирования.  
 
Поступило коллективное обращение предпринимателей на действия УФМС относительно затягивания выдачи разрешительных документов на привлечение иностранной рабочей силы. Эта проблема особенно актуальна для Сургута. Получается сложная ситуация: иностранные лица в город приехали, но приступить к работе не могут.  
 
Предстоит решить проблему предпринимателей Мегиона и Радужного. В этих городах нет представительства Федеральной налоговой службы. Для оформления документов им приходится ездить в Нижневартовск. В итоге люди теряют массу времени. Одно из возможных решений – выезд специалиста налоговой службы раз в неделю в данные города. 
 
- Почему так мало югорских предпринимателей попадут под амнистию? 
 
- Согласно постановления Государственной Думы применить данную норму к конкретному лицу не так просто. Например, в случае совершения экономического преступления, не попавшего в перечень амнистируемых статей. Кроме того, нередки случаи совершения лицом нескольких преступлений, по одному из которых амнистия в России не проводится. 
 
Второй момент – необходимость обвиняемого или осужденного лица возместить нанесенный ущерб. Только после этого можно рассчитывать на амнистию. 
 
- В каких муниципалитетах, если опираться на жалобы и ваши поездки по округу, бизнесу живется легче, а где – тяжелее? 
 
- Есть официальная статистика. Согласно ей Сургут – лидер по созданию условий для ведения бизнеса в округе. Занимает он достаточно высокие позиции и на федеральном уровне. С другой стороны, в мой адрес из Сургута поступило пять обращений. Поэтому у отдельно взятых предпринимателей даже в нем есть проблемы. 
 
Кому сложнее? Тем, кто занимается бизнесом в муниципалитетах со сложной финансовой ситуацией. Например, в Кондинском районе, где местные товаропроизводители жалуются на сложности взаимодействия с федеральными торговыми сетями. 
 
- У югорских предпринимателей сложилось понимание, что в регионе действует институт бизнес-омбудсмена или люди только присматриваются к вам и вашей деятельности? 
 
- Конечно, присматриваются. Три месяца моей работы в данной должности недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но на встречах с предпринимателями иногда приходится констатировать, что не все из них понимают суть института бизнес-омбудсмена. 
 
Надеюсь, через несколько месяцев для большинства предпринимателей польза бизнес-защитника будет очевидна.  
 
- Давайте закончим нашу беседу таким вопросом: планируете ли вы лично вести, хотя бы частично, странички в социальных сетях? Например, отвечать на вопросы предпринимателей и рассказывать о наиболее важных моментах вашей деятельности. 
 
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ Борис Титов поощряет подобную деятельность. Поэтому иногда – да, но не очень часто. Например, если буду находиться за границей и получу позитивный опыт в ходе встречи с иностранным бизнес-сообществом. Причина проста – моя чрезвычайная загруженность. Два с половиной месяца я работала одна. Аппарат югорского бизнес-омбудсмена до настоящего времени подбирает специалистов на ответственные должности.    
 
- Спасибо за интересную беседу, Ольга Игоревна!
491

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки