Тема дня

21.04.2022 - 08:23

ИНТЕРВЬЮ. Владимир Антонов. Пандемия: прощай или до новых встреч?

Прошло полгода с нашей последней встречи. Есть основание считать, что за это время ситуация сильно поменялась в лучшую сторону. Так ли это и надолго ли — попытаемся выяснить в рамках сегодняшнего разговора. Итак, наш собеседник — главный врач Советской районной больницы Владимир Валентинович Антонов. А говорим мы о пандемии коронавирусной инфекции. 

 - Владимир Валентинович, пожалуй, главный вопрос, который нас интересует: что у нас с коронавирусом? В последнее время данные достаточно позитивные, порой бывают дни, когда не выявлено ни одного больного. Можно ли считать, что пандемия закончилась?

 - Можно говорить, что очередная волна специфического респираторного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией, закончилась. Высокой заболеваемости на сегодняшний день нет. Регистрируются единичные случаи. При этом заболеваемость острыми респираторными инфекциями в целом остается на пока еще высоком уровне. Для этого времени года она выше среднегодовых показателей предыдущего периода. 

 - Как Вы оцениваете ситуацию: это окончательный исход, или стоит ожидать новую волну, новых штаммов?

 - Я затрудняюсь ответить. В этом вопросе экспертами должны выступать эпидемиологи, проводящие исследования трансформации вируса и появления нового штамма. Из доступных источников прогнозируется, что в конце апреля и мае будет очередная волна повышения заболеваемости коронавирусной инфекцией. Насколько новые штаммы будут обладать уровнем патогенности, способностью передаваться и вызывать тяжелые формы, сложно сейчас говорить. Критичных прогнозов пока нет, поживем — увидим. Будем работать от достигнутого. Достигнутое — это опыт работы, полученный нами на протяжении двух последних лет, и которого у нас не было за всю историю существования. Ну и второе — реалии, которые придут с заболеваемостью. Мы не знаем, будет ли это только амбулаторная нагрузка, или из-за количества тяжелых больных увеличится нагрузка на стационары. Все будет зависеть от уровня патогенности.

- Первое наше интервью на эту тему было как раз два года назад. Окидывая взглядом этот период, резюмируйте: что пришлось пережить, насколько изменилась система здравоохранения, в частности то подразделение, которое Вы представляете?

- История эта изменила всех нас, не только систему здравоохранения. Такого нарицательного дистанта в отношении всех сфер не было никогда. На сегодняшний день это норма. Многие рядовые производственные процессы уже окончательно перешли в онлайн формат. И теперь это не связано с эпидемией, просто так удобнее работать. В нашей больнице, несомненно, произошли изменения. Они коснулись организационных вопросов. Мы более оперативно, более гибко стали реагировать и реструктуризировать организационные ресурсы. За эти два года постоянно и вынужденно менялись. Как только начинался рост коронавирусной инфекции, все показатели катастрофически зашкаливали, и амбулаторная служба на 70-80 % переходила в режим обслуживания людей с признаками ОРВИ и коронавирусной инфекции. При этом плановая амбулаторная помощь и профилактические программы снижали интенсивность реализации, мы вынужденно переводили ресурсы в режим оказания помощи ковидным больным. Со стороны пациентов было понимание, что угроза распространения инфекции велика. Люди избегали лишних контактов. Изменение вектора оказания медицинской помощи присутствовало и научило нас реагировать на эти запросы более оперативно. Это самый главный урок за эти два года. Ну а в условиях такой жесткой напряженной работы, работы за пределами нагрузки, мне кажется, наши сотрудники научились быть внимательнее друг к другу. Стационар, диагностическая служба, специфическое обслуживание детей и женщин в период беременности тоже начали расширять свои горизонтальные связи. Одна беременная, заболевшая ковидом, — это несколько служб и специалистов, которые должны синхронно отрабатывать в интересах пациента, и любое несогласованное движение может вылиться в большую проблему. Этот урок мы тоже получили. Уверен, что теперь сделаем такое горизонтальное взаимодействие абсолютной нормой. Это уже посыл не сверху вниз от руководства, а реалии, с которыми столкнулись сотрудники, от которых зависит медицинская помощь.

- Сейчас вы вернулись в нормальный рабочий режим?

- Да, сейчас все наши структурные подразделения работают в полном объеме. Нагрузка на специалистов, которые продолжают заниматься только ОРВИ или единичными случаями ковида, небольшая. Поэтому по всем профилактическим программам, объему плановой помощи — и по стационару и амбулаторно — мы уже вышли на плановые показатели. Диспансеризация, медосмотры, углубленная диспансеризация лиц, перенесших ковид — все это проводится.

- Какой процент населения перенес заболевание?

- Чуть меньше 5,5 тысяч переболевших за весь период пандемии.

- Из какого количества?

- Территория обслуживания у нас — 37 тысяч человек. Причем из этого количества более 2,5 тысяч человек, то есть почти половина, — это переболевшие в текущем году: в январе, феврале, марте. Штамм «омикрон», который обеспечил подъем заболеваемости в этом году, обладает очень высокой контагиозностью.

- То есть за три месяца этого года переболело больше людей, чем за предыдущие два года?

- Не больше, но сопоставимо. Есть отличия по тяжести заболевания. Если в целом за предыдущий период у нас порядка 25 % проходило лечение в стационаре, то в этом году через него прошло всего 100 человек из 2600 заболевших. Объем нагрузки был увеличен на амбулаторную службу. Слава богу, количество тяжелых последствий и летальных исходов было кратно ниже, чем за предыдущие два года.

- Сколько летальных случаев?

- 76 с начала пандемии. Это на территории обслуживания Советской районной больницы: Советский, Агириш, Зеленоборск, Коммунистический.

- В какой момент вы почувствовали, что «омикрон» вытеснил предыдущий штамм? Этот переход был ярко выражен?

- Сложно сказать. Мы обратили внимание на особенность течения заболевания. Первое — уменьшилось количество тяжелых форм. Вторая особенность, еще до подтверждения штамма «омикрон» — это высокий уровень заболеваемости детей. Во время предыдущих волн такого уровня мы не наблюдали.

- Парадоксальная ситуация. Считается, что «омикрон» намного заразнее прежних штаммов, но есть случаи, когда в семье болеет один человек, а остальные нет. У них и признаков не было, и тесты не брали? Причем он проходит буквально за день-два. У обывателей возникает подозрение, что тесты ложноположительные, и на самом деле это ОРВИ.

- Обследование на коронавирусную инфекцию проводится только у лиц с симптомами заболевания. При этом не исключено бессимптомное носительство болезни. Мы понимаем, что совокупный уровень вакцинации наших жителей в эту волну кратно выше, чем год-полтора назад. Поэтому отчасти в этом-то и причина, что наибольшее распространение «омикрон» получил среди детского населения, вакцинацией которого мы на тот момент не занимались. Здесь этот фактор тоже сыграл большое значение. Вирус изменяется, меняется тактика по лечению таких пациентов. Если в предыдущие годы, в «доомикроновскую эру», при большом количестве тяжелых форм период наблюдения составлял 14 дней (даже изоляция контактных проводилась как минимум на две недели), то с приходом «омикрона» и с учетом его клинических проявлений мы увидели, что максимальный срок заражения и проявления клиники составляет семь дней. Поэтому и наблюдение симптомов сократилось до семи дней. Если спустя это время человек клинически здоров и чувствует себя прекрасно, контрольное исследование уже не проводится. Это наука, которая приходит в практику.

- Учитывая то, что на данный момент ситуация выглядит позитивно, насколько вообще необходимо сейчас вакцинироваться?

- Перспективы, что завтра коронавирус исчезнет, пока не видно. Перспектива, что коронавирус как вид вируса больше не будет поражать человечество, тоже призрачна. Он был, есть и будет. И как инфекционный агент, вызывающий ОРЗ, присутствует в каждый сезон респираторных вирусных инфекций. Сейчас получен высокопатогенный штамм, но заболеваемость коронавирусной инфекцией (не этим штаммом, а в принципе) была, есть и останется. Это один из видов вируса, который вызывает респираторную инфекцию. У гриппа — несколько видов. Коронавирус — это не только один из видов вирусов, вызывающих ОРВИ, но и вирус самого большого количества распространенных на земле, даже в «доковидную эпоху». Будет ли он вызывать подъемы с такой высокой летальностью — трудно сказать. Пока еще ситуация с этой пандемией не вышла в ноль. На сегодняшний день Китай вводит повторные ограничения, связанные с заболеваемостью новым штаммом. Поэтому вакцинироваться нужно. Другой вопрос, как дальше будет протекать эта эпидемиологическая ситуация, как будет дальше формироваться иммунная прослойка. Для этого нужны изучения иммунологов, вирусологов. Станет ли вакцинация от коронавирусной инфекции сезонной и ежегодной, как при гриппе, либо мы сейчас сформируем иммунитет, который будет стойко защищать до конца жизни или на какой-то период, — это сейчас еще рано обсуждать. Помните бородатый анекдот: для начала необходимо купить лотерейный билетик. Для нас с вами вакцинация — это лотерейный билет, гарантия выигрыша в случае подъема заболеваемости и появления каких-то неблагоприятных ситуаций или страховой полис, если хотите.

- Насколько я понимаю, других мотивов, кроме того, что человек сам, заботясь о своем здоровье, идет и делает вакцинацию, сейчас нет? После того как QR-коды отменили, нет агитационных обязывающих мероприятий?

- Я много встречался и с организованными коллективами, и просто с группами людей по вопросу вакцинации. Меня спрашивали, как и вы, остались ли какие-то стимулы к вакцинации, кроме желания человека сохранить свое здоровье. А разве может быть какой-то еще более серьезный стимул?

- Если бы люди настолько заботились о своем здоровье, о вредных привычках можно было бы давно позабыть.

- Вредные привычки — из этой же оперы. Только к ним у человечества за десятилетия сложилось какое-то отношение, а угроза жизни, связанная с возможностью заболеть коронавирусом, — это угроза сегодняшнего дня. Мне кажется, не может быть стимула выше, чем сохранение жизни и здоровья себе и своим близким.

- Это из разряда сознательности, которая, как известно, присуща далеко не всем. Увы, люди нередко убивают себя, к сожалению, разными способами.

- Это уже философия. Я еще раз говорю, что сохранение своей жизни и жизни близких людей — это главный стимул для принятия профилактических мер.

- Владимир Валентинович, каков поток желающих вакцинироваться сейчас?

- Порядка 10-20 человек приходят за первой дозой вакцины ежедневно.

- Еще так много людей, не получивших даже первую дозу?

- Да, я говорю про первую вакцину, не про ревакцинацию.

- То есть все уже прошло, а они только… Так и напрашивается вопрос: а где они были два года?

- Здесь я с вами не согласен. Человек мог болеть, либо у него были иные острые состояния, связанные со здоровьем. Вариантов много. На сегодняшний день процесс вакцинации продолжается. Он сейчас уже не может быть таким интенсивным, как полтора года назад, когда мы только начинали. Тогда вакцинированных не было, поэтому на пике, особенно когда выходило первое постановление, связанное с влияющим на трудовую деятельность и способность к перемещению ограничением, было до 400 вакцинаций в день.

- А сколько сейчас? Вместе с теми, кто приходит на ревакцинацию и первичное вакцинирование?

- Сейчас — до 40 человек в день. На ревакцинацию людей приходит больше, потому что у них время подошло. Поэтому этот поток теперь в 2-3 раза больше, чем на первичную вакцинацию.

- Сейчас человеку проще прийти и поставить прививку, потому что стало меньше очередей и меньше процедурных моментов?

- Я бы не сказал, что у нас были с этим сложности. Что тогда, что сейчас человеку не нужно запредельно долго ждать, чтобы вакцинироваться. В период заболеваемости мы регулировали количество обслуживающих бригад. В период пика вакцинации по два раза в день регулировалось количество кабинетов, которые принимали желающих. Каждый выходной в торговых центрах и других общественных местах работали дежурные группы для вакцинации граждан.

- В течение всего периода прививочной кампании постоянно муссировалась информация о том, что одна прививка хорошая, другая так себе. Сейчас уже есть эмпирически выверенная самая лучшая вакцина?

- Я не могу быть экспертом в данном вопросе. Это невозможно в наших условиях. Разницу между вакцинами я могу оценивать только по эффективности, которая транслируется производителем. Это доступно всем в виде официальных документов. В целом наибольшее количество людей мы вакцинировали «Спутником». Если говорить о том, что привито у нас более 20 тысяч жителей, а заболевших из них — порядка 400, то это очень высокая эффективность.

- В данный момент все вакцины имеются?

- Все, за исключением «Спутник Лайт».

- Причина?

- Сейчас первый компонент «Спутника» признан абсолютным аналогом «Спутник Лайт». «Спутник» — двухкомпонентный, первый компонент — это и есть «Спутник Лайт».

- Есть информация о каких-то новых назальных вакцинах.

- У нас таких пока нет. Если будут — будем использовать.

- Владимир Валентинович, два года назад, когда мы с Вами общались, активно муссировались разные мракобесные слухи: например, насчет чипирования. На Ваш взгляд, с тех пор меньше стало людей, верящих в это?

- Тяжело оценивать. Таких вопросов мне уже давно не задавали. Наверное, просто количество достоверной информации сейчас и тогда уже разное. Сейчас достоверной информации гораздо больше, а сплетен и фейков стало меньше. И тогда и сейчас о чипировании я готов ответить абсолютно одинаково. Если мне предоставят выбор: вставить чип, или близкие мне люди попадут в ситуацию с риском для жизни и здоровья, я поставлю даже чип. Человек тем и отличается, что постоянно взвешивает и оценивает пользу для себя и своих близких.

- Логично, но будем надеяться, что мы избежим подобной участи. Спасибо за беседу! Всегда рады Вас видеть!

 

В. Турин

3
10398

Комментарии

Аватар пользователя 123
123
5.140.23.99

у меня один вопрос почему в Москве с её плотностью населения отменили ряд мер ктоторые не отменяют в ХМАО-Югре? 

Аватар пользователя пенсионер
пенсионер
176.222.222.156

у сильного -всегда безсильный виноват, поэтому так и живём

Аватар пользователя 456
456
176.59.208.99
Мы же должны как-то выделяться. Многие страны, регионы России отменили масочный режим, а в ХМАО масочный режим пожизненно) Это такая изюминка для привлечения внимания и туристов к нам. Заскучали по маскам? Тогда Вам к нам))))

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки