Тема дня

18.02.2009 - 05:00

ИЗ ЮГОРСКА В МЕККУ

Каждый мусульманин за всю свою жизнь должен хотя бы раз посетить Мекку. В конце прошлого года с 27 ноября по 27 декабря это сделали две сотни мусульман из ХМАО - Югры, в их числе заместитель муфтия УРФО Салават Хазрат Гаряев. О том, как свершилось самое главное событие в его жизни, он рассказал корреспонденту нашей газеты.

Корр.: Салават хаджи… Теперь Вас так следует называть?

С. Г.: Да.

Корр.: Первым делом расскажите, что такое хадж?

С. Г:  Это паломничество в святые места ислама - города Мекка и Медина - с посещением первой мечети на земле и Каабы, которую построил пророк Авраам со своим сыном Измаилом. Кааба, объясню для непосвященных, это мусульманская святыня в виде кубической постройки высотой пятнадцать метров, расположенной во внутреннем дворе мечети в Мекке. Кааба сделана из гранита, покрытого тканью, внутри имеется помещение, а в восточную стену вмонтирован черный камень. Во время хаджа вокруг Каабы совершается специальный религиозный обряд, называемый мусульманами таваф.

Корр.: Почему Кааба считается святой постройкой?

С. Г.:  По мусульманским преданиям первую Каабу построил пророк Адам, однако после потопа постройка и ее место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Авраам восстановил Каабу. Кааба символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают свой таваф Ангелы.   

Корр.: Многие знают, что хадж является обязательным паломничеством для мусульман, но не знают почему.        

С. Г.: Да, хадж – это обязательное паломничество для каждого правоверного мусульманина, если у него есть необходимые на это средства и состояние здоровья позволяет совершить долгое путешествие. Это обязательно, поскольку это воля Аллаха. Сбор верующих и молящихся людей со всего мира, их совместное стояние на горе Арафат  символизируют приготовления к Судному дню, свидетельствуют о покорности воле Всевышнего. Если мусульманин имел возможность совершить хадж, но не сделал это ни разу за всю свою жизнь – это спросится с него. Аллах обязательно поинтересуется: «Для чего я дал тебе благополучие или богатство? Не для того ли, чтобы ты мог посетить святые места и поклониться мне?»

Корр.: Регулярное посещение мечети поблизости от дома не учитывается?  

С. Г.: Нет.

Корр.: Ясно. Какой суммой денег нужно располагать, чтобы совершить хадж?

С. Г: В этом году обязательной суммой считалось 90 тысяч рублей – это плата за проезд (туда и обратно), гостиницы, автобусы.

Корр.: Вы сказали, что 90 тысяч – это обязательная сумма. Кто ее устанавливает и по каким соображениям?

С. Г.: Размер необходимых средств определяет Королевство Саудовской Аравии в своей национальной валюте, а мы уже переводим на свои деньги. Расчет суммы происходит исходя из экономических соображений: учитывается уровень инфляции, транспортные расходы, затраты на туроператоров.

Корр.: Я не ослышался? Организацией хаджа занимаются туристические фирмы?

С. Г: Да, но это специально созданные мусульманские турфирмы, которые не продают коммерческие туры, а занимаются только хаджем или малым хаджем. В России таких фирм несколько…

Корр.: Малым хаджем?

С. Г: Малый хадж – это такое же путешествие, но только с ознакомительной целью, без совершения обрядов. Паломники довольствуются тем, что посещают Мекку,  Медину и обходят Каабу, что, естественно, не освобождает их от обязанности совершать большой хадж.

Корр.: А женщины могут совершать хадж?

С. Г.: Не могут, а должны, и на тех же условиях, что и мужчины. Однако женщину в дороге должен сопровождать муж или мужчина из числа родственников.

Корр.: Хорошо, теперь давайте опишем Вашу дорогу в Мекку. Вы накопили деньги, решили совершить хадж, а дальше?

С. Г.:  Дальше я связался с Духовным управлением мусульман ХМАО - Югры, которое, в свою очередь, обратилось в мусульманскую турфирму из республики Татарстан. Потом я сдал загранпаспорт, фотографии, прошел медицинский осмотр, сделал необходимые прививки. На оформление документов и прохождение процедур ушел месяц.

Затем поступило предложение всем паломникам собраться в Сургуте для дальнейшей отправки, однако я и еще два моих брата по вере решили сразу ехать в Екатеринбург. Там прошли таможню, сели на самолет турецких авиалиний и полетели в Стамбул.

Корр.: Вы в первый раз были за границей?

С. Г.: Я служил за границей. По роду армейской службы был в Германии, Чехословакии, Польше, Венгрии. Позднее, уже как духовное лицо, посещал Турцию.

Корр.: Ясно, продолжайте…

С. Г.: В Турции нас встретили представители туристической фирмы, рассадили по автобусам и повезли в гостиницу. Там нас ждал теплый прием и шведский стол. Поели, отдохнули, потом съездили в основные городские мечети, в том числе в знаменитый Софийский собор, и ночью вылетели в Саудовскую Аравию в город Джидду, что недалеко от Мекки. Перелет длился 3,5 часа. В Джидде прошли таможню, вошли в город, днем там температура 44 градуса, ночью - 36 градусов. Честно говоря, такую жару я переношу тяжело, как человек, родившийся на Урале и живущий на Севере. Из Джидды нас на автобусе перевезли в Мекку в гостиницу. Так началась самая волнующая часть нашего путешествия с посещения запретной мечети Аль-Харам, то есть главной мечети мусульман, той самой, в которой находится Кааба.

Корр.: Какое впечатление на Вас произвела Мекка? Это современный город?

С. Г.: Это современный город, это потрясающий город, в котором чувства переполняют тебя, при входе в Аль-Харам слезы льются из глаз человеческих, помимо воли  вспоминаешь все свои грехи, они как кадры кинохроники возникают перед твоим мысленным взором.

Корр.: Вам известно, сколько мусульман из России в этом году посетило Мекку?

С. Г.: Около 20 тысяч.

Корр.: А может ли не мусульманин посетить святые места?

С. Г.: Нет. Туристов там нет.

Корр.: А журналисты?

С. Г.: Журналисты есть, но мусульмане.

Корр.: Понятно. Какие места посещают паломники, помимо уже названных Вами?

С. Г: Гору Арафат, на которой наша мать Ева и отец наш Адам – первые люди на земле - встретились после изгнания из Рая. Так же то место, где Дьявол встретил Измаила с отцом его пророком Авраамом и говорил ему: «Отец тебя ведет на жертвоприношение», а Измаил кидал в Дьявола камнями, произнося: «Врешь, не может такого быть». Сейчас на этом месте стоит стена, символизирующая Дьявола, в которую паломники во время хаджа тоже кидают камни. Обязательным местом для посещения является и пещера, в которой пророку нашему Муххамаду явился архангел Гавриил и принес ему первые аяты из Корана. 

Корр.: Опишите обряды хаджа, в которых Вы принимали участие.

С. Г.: Перед вступлением на Святую землю паломники облачаются в особое одеяние, называемое ихрам, в нем совершают все ритуалы Хаджа. Для мужчин ихрам состоит из двух кусков чистой белой материи: одним из них оборачивают тело, другой перебрасывают через левое плечо, оставляя правое открытым. Это простое одеяние напоминает нам о том, что все мусульмане, вне зависимости от их благосостояния или социального положения, равны перед Создателем. После облачения в ихрам верующий входит в Аль-Харам в живом потоке таких же паломников и читает молитву: «Господи, я перед тобой, я пришел в твой дом, я прошу тебя простить мне все мои грехи». Вслед за этим совершается ритуал таваф, то есть семикратный обход вокруг возвеличенного Всевышним Храма Каабы. При этом надлежит прикоснуться губами к святыне Ислама - черному камню, о котором я уже упоминал.

За 3 дня до праздника Курбан-байрам состоялся выезд в долину Мина (в 12 километрах от Мекки), где были сооружены палатки, в которых временно жили паломники. Уже оттуда - поездка на гору Арафат, там верующие целый день читали молитву и просили у Творца о прощении грехов. В этот день было 44 градуса жары. Спустя некоторое время мы спустились в долину Мудзалифа, в которой провели ночь с молитвами и утром отправились избивать дьявола камнями, то есть совершать тот обряд, значение которого я уже вам описывал. Все заканчивается прощальным обходом вокруг Каабы.

В последние дни хаджа мы выехали в Медину, которая находится в 450 километрах от Мекки. Там посетили мечеть Пророка, его могилу, а также могилы его последователей. Были в финиковом саду, в котором я с изумлением узнал, что фиников бывает более 140 видов.

Корр.: Мусульман в мире много, а площадь территорий, на которых совершаются обряды хаджа, наверняка, не может всех вместить. Как решается эта проблема?

С. Г.: Могу сказать, что мечеть Аль-Харам вмещает более миллиона паломников: одни выходят, другие заходят.

Корр.: При этом возникает давка, люди гибнут…

С. Г.: Это раньше такое было, сейчас жертв нет. Очень часто умирали не столько от давки, сколько от жары, остановки сердца, в основном это были пожилые люди.

Корр.: Все-таки смерть во время хаджа противоестественна и нелогична, человек приехал поклониться Богу, а тут такое…

С. Г.: Мусульмане знают, что умершие в силу различных причин во время хаджа прямиком отправляются в рай, по этой причине некоторые туда едут умирать. Умерших хоронят там же за счет средств Саудовской Аравии, и близким родственникам умершего в течение 12 лет будет предоставляться бесплатная поездка в Мекку для посещения его могилы. 

Корр.: Все же какие-то меры для поддержания порядка принимаются?

С. Г.: Конечно, за порядком следит местная полиция, смотрит за тем, чтобы не возникла давка.

Корр.: Как в такой толпе друг друга не потерять?

С. Г.: Заранее договариваться о месте встречи, да и сотовая связь на что!?

Корр.: Сотовая связь дорогая?

С. Г. Да нет, один час стоит полтора реала, один реал – где-то семь с половиной рублей.

Корр.: Как Вам местное население?  

С. Г.: Очень приветливые люди, говорят на различных диалектах арабского языка, да так, что друг друга не понимают. Зато там каждый знает английский. У нас английским языком владеют дипломаты и некоторые очень образованные люди, а там все. По-арабски  я читаю и владею кораническим языком, знаю немного английский язык. Местные арабы меня понимали, а вот до меня местный диалект трудно доходил, правда, уже через 2 недели стало легче общаться. А вообще, какого я там только народу не повидал! Люди добрые, особенно в Медине. Кстати, что порадовало, среди паломников я находил много русских парней мусульман.

Корр.: Спрашивали, что привело их в ислам?

С. Г.: Спрашивал, все говорят, что искали истину. Была еще одна потрясающая встреча в Аль-Хараме. Дело в том, что когда я служил в Германии, рядом с нами располагался немецкий батальон. Солдаты приходили к нам в гости, а мы иногда к ним. Был там один лейтенант, который так же, как и я, не умел играть в шахматы (поэтому мы с ним и сдружились), все вокруг в шахматы играют, а мы в шашки рубимся. Так вот сижу я в Аль-Хараме и чувствую на себе чей-то взгляд, смотрю - европеец. Подходит, спрашивает, откуда я и как меня зовут. Я ответил, что из России и зовут меня Салават. Тогда он спросил меня, служил ли я в Германии. Я подтвердил. Тут мой мозг начал работать как суперсовременный компьютер: за секунду я перебрал всех своих знакомых, еще бы, какой-то человек в далекой Мекке, где собираются миллионы людей со всего света, подходит ко мне и знает мое имя. Выяснилось, что это тот самый лейтенант – немец, который, слава Аллаху, стал мусульманином. Когда две Германии соединялись, его батальон расформировали, и мой боевой товарищ остался без работы и денег. Он рассказал мне, что тогда настали для него трудные времена, бывало, что по два дня не ел. Тогда он поехал в сторону ФРГ на заработки. Там нашел работу грузчиком у одного турка. Наблюдал за тем, как турки собираются, общаются друг с другом. За работу платили честно, были вежливы и обходительны. Все это подкупило и немец начал интересоваться исламом, читать специальную литературу. Так и обрел веру. Теперь они с тем турком компаньоны, открыли сеть магазинов по всей Германии.  

Корр.: Интересная история, а что удивительного было вокруг?

С. Г.: Словами трудно передать, это нужно видеть. Все интересно: кругом камни, горы, пустынная земля и при этом такое изобилие!

Корр.: Еще бы там столько нефти.

С. Г.:  Да, Саудовская Аравия богатая страна.

Корр.: Доводилось видеть богатых арабов?

С. Г.: Видел, в Джидде на Красном море. Если у наших олигархов большие дома с гаражами, то у них огромные белоснежные виллы с приусадебными портами для яхт. Дома там строят красивые, сказочные дворцы просто какие-то. Вообще у них свои представления о роскоши и повседневности. Араб, независимо от материального положения, покупает себе два комплекта белых брюк, пару белых рубах, платок на голову и тапочки. Так целый год ходит. Нам же нужно на каждый сезон покупать себе одежду и обувь, еще и не по разу. А дома у нас как строят? Знаете ведь - тонны бетона, стекла, кирпичей, а у них дома стоят прямо на камнях, толщина стен - 30 см, высота – 20 этажей.

Получается интересная картина: мы тратим на жизнь больше, но намного беднее их.

Корр.: Просто рай какой-то! А Вы бы хотели там жить?

С. Г.: Нет, моя родина, какая бы она ни была, здесь. Я по ней скучаю, когда вдали от нее.

Корр.: Арабы знают что-нибудь о России?

С. Г.: В общем да, меня расспрашивали о России с искренним любопытством. Один араб побелел от страха и изумления, когда услышал, что у нас зимой бывает минус 40. Некоторые не представляют себе, что такое Россия и где она находится, но когда говоришь: «Путин», то понимающе кивают и радостно улыбаются, и ничего больше объяснять не надо.

Корр.: Дороги, наверное, идеальные?

С. Г.: Вот это правда! На таких дорогах даже как-то непривычно было видеть автомобили наших паломников из Дагестана и Кубани – «Газели», «КамАЗы», «УАЗики», какие-то древнейшие автобусы. Сижу как-то около дерева, отдыхаю, смотрю, сидит в своей шикарной машине араб весь в белом и с любопытством рассматривает детище российского автопрома – «КамАЗ». «КамАЗ» тронулся и напустил полный салон черных выхлопных газов белоснежному арабу, тот бедный не знал куда деться – полквартала в дыму.

Вообще, как они ездят это уму непостижимо, наши давно друг друга поубивали бы. Скоростной режим никто не соблюдает, правила тоже. Иногда бывает стукнут друг друга машинами, выйдут, посмотрят: «Пусть Аллах даст» и разъезжаются. А еще - выезжает один водитель с прилегающей территории или боковой дороги - перед ним колонна автомобилей, поднимает руку и его тут же пропускают. А вот на светофоры никто не смотрит, они сами по себе работают, наверное, для иностранцев.

Корр.: А машины какие у местного населения?

С. Г.:  Очень любят «Тойоты» различных модификаций и возрастов, вообще японские автомобили любят. Много так же американских автомобилей. Достаточно старых автомобилей, я видел «Ленд Крузер», который был похож на наш брезентовый «УАЗик» один к одному.

Корр.: Нельзя не спросить, сколько там стоит бензин?

С. Г.: Литр - два рубля, поэтому моторы они никогда не глушат, во-первых, кондиционеры в машинах работают постоянно, во-вторых, незачем. Я сначала удивлялся этому, потом сообразил.

Корр.: Что в магазинах продают?

С. Г.: Все, что можно купить за деньги, кроме алкоголя и табака.

Корр.: Американизация далеко продвинулась в недра Саудовской Аравии?

С. Г.: Нужно признать, что продвинулась, в магазинах много американских товаров, например, пресловутая «Кока-Кола». Местные жители нашли ей свое применение. Один араб рассказывал, что с помощью этого напитка снимает нагар со свечей зажигания своего автомобиля, а мы тут это пьем.  

Корр.: Насколько я понимаю, Вы были в Мекке в период обострения арабо-израильского конфликта. Это как-то чувствовалось?

С. Г.: Нет, я узнал обо всем по телевизору в гостинице.

Корр.: Пожалуй, последний вопрос: какое значение имела для Вас эта поездка, кроме того, что Вы совершили обязательный религиозный обряд?

С. Г.: Выходя из ворот Аль-Харама, я попросил Господа дать мне возможность еще раз посетить святые места.

Корр.: Тогда мы еще раз встретимся!

С. Г.: На все воля Аллаха.

                                                                                                               Беседовал В. Тихомиров

630

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки