
Список кандидатов в губернаторы Ямала, который сегодня объявили местные единороссы, снял последние вопросы в истории с выборами глав автономных округов «тюменской матрешки». Наблюдатели до последнего ждали, что в Кремле создадут искусственную интригу, чтобы показать – новая процедура избрания губернаторов отвечает принципам политической конкуренции и не уступает системе всенародных выборов. Но, судя по фамилиям в представленном сегодня списке кандидатов на Ямале, в центре решили не заниматься творчеством. По большому счету, сегодня можно говорить о том, что выборы глав северных автономий прошли досрочно, все остальное – формальности.
Выборы губернаторов Югры и Ямала в 2015 году запомнятся завышенным ожиданием. При всей очевидности фаворитов кампании – Натальи Комаровой и Дмитрия Кобылкина – участники политических процессов в «тюменской матрешке» ждали из центра финтов. Обсуждалось, что Кремль может пойти на неожиданные решения, чтобы создать видимость конкуренции в новой процедуре избрания и замотивировать действующих руководителей, создав для них угрозу.
В Югре и на Ямале ждали появления реальных аппаратчиков из федеральных групп влияния – «сечинских», «собянинских» и других. Но этого не произошло.
Более того, списки партии власти в Югре и на Ямале оказались похожими друг на друга как братья-близнецы. Единороссы ХМАО, напомним, предложили тюменскому губернатору Владимиру Якушеву: Наталью Комарову, Бориса Хохрякова и Павла Завального. Их коллеги из ЯНАО: Дмитрия Кобылкина, Сергея Корепанова и Сергея Меньшикова.
То есть и у тех, и у других первыми идут врио губернатора, далее – возрастные представители номенклатуры – спикеры Заксобраний и по одному газовому «генералу». При этом Сергея Меньшикова на Ямале и Павла Завального в Югре трудно назвать людьми из группы Алексея Миллера. То есть они могут считаться фигурами мощной федеральной группы, но в контексте выборов губернаторов – довольно формально. Участие «Газпрома» в этих выборах можно рассматривать как оказание кадровой помощи «Единой России» по запросу партии.
Для Кобылкина и Комаровой другие кандидаты и в списках единороссов, и в списках так называемой оппозиции, — априори не конкуренты, а статисты. И пусть в Югре на уровне слухов ходят истории о том, что Наталью Комарову якобы нервировало соседство с Павлом Завальным, их источниками выступают ее явные недоброжелатели, что снижает уровень доверия к этим данным. Прочие разговоры о вероятности того, что выбор депутатов парламентов может пасть на кого-то другого, кроме Комаровой и Кобылкина, можно отнести к фантастической конспирологии.
С другой стороны, позицию федерального центра можно рассматривать как довольно простую и последовательную, если вспомнить логику, по которой осенью 2014 года и затевалась реформа в системе избрания глав автономных округов – в период кризиса нефтегазовые регионы должны оставаться политически и социально стабильными. Поэтому в них необходимо исключить любую вероятность появления в руководстве неожиданных персонажей.
Виталий Сотник