Тема дня

11.04.2007 - 06:00

МЭРСКОЕ ДЕЛО

На прошлой неделе завершилась судебно-прокурорская эпопея, сюжетная линия которой разворачивалась вокруг скромной персоны главы города Советский В. А. Григорьева и нескромного количества квартир, которыми, по версии прокуратуры, щедрый градоначальник облагодетельствовал своих родственников, друзей, подчиненных и просто симпатичных ему людей.

«ДОСТУПНОЕ» ЖИЛЬЕ

Ряд жилищных программ, которые действовали на территории Советского района, уже объединили в один национальный проект «Доступное жилье жителям России», однако, по мнению следственных органов, еще до этого оно успело стать доступным для некоторых сотрудников городской и районной администраций. Предметом их частных интересов явились квартиры в новостройках, предназначенные для жильцов, проживающих в ветхом и фенольном жилье. Квартиры должны были распределяться муниципальным фондом «Жилище» в рамках специальной программы. В этой программе мог участвовать только тот, кто действительно проживал в ветхом или фенольном жилье, либо нуждался в улучшении жилищных условий и стоял в очереди. Предполагалось, что граждане, проживающие в ветхом и фенольном жилье, будут писать заявления, на основании которых их фамилии внесут в особые списки. После этого муниципальный фонд «Жилище» оплатит 90% от стоимости квартир «фенольщикам» и 80% - владельцам ветхого жилья. Затем невероятно счастливые граждане смогут заселиться в новое жилье на относительно выгодных условиях.

Скорее всего, все так и было бы, только вот, по мнению прокуратуры, квартирный вопрос еще раньше успел испортить некоторых муниципальных чиновников, и они посчитали себя более нуждающимися в улучшении жилищных условий («вид из окна не тот», «перспектива развода», «просто хотелось»), чем люди из списков. Да и списков-то никаких не было, как впоследствии выяснило следствие. А не составлялись они, по утверждению обвиняемого В. А. Григорьева, потому что на тот период их некому было составлять, якобы не хватало сотрудников для выполнения этой работы. По данной причине возникли проволочки с утверждением генерального плана застройки города на 2005 год. В то же время все допрашиваемые свидетели вспомнили, что комиссия по определению объемов сноса ветхого и фенольного жилья точно была, и одним из членов этой комиссии, вроде бы, являлся первый заместитель главы района Н. И. Анфалов. Иные смельчаки даже рискнули предположить, что, возможно, он ее даже возглавлял. Чуть позже Николай Иванович во время дачи свидетельских показаний  не стал отрицать этого печального факта, зато так и не смог внятно объяснить, чем они там занимались. И совсем уж непонятна ситуация с правовым статусом муниципального фонда «Жилище». По логике и, наверное, по Уставу фонд должен был подчиняться главе района. Однако, резолюции главы города Советский В. А. Григорьева почему-то тоже считались обязательными для исполнения. 

Возвращаясь к фонду «Жилище», следует еще отметить и то, что в ходе расследования обстоятельств дела выяснилось: сотрудники, как ни странно, не проверяли подлинность откровенно фальшивых документов и не пытались выяснить истинное состояние жилищных условий. Видимо, резолюции главы г. Советский  «Предусмотреть квартиру» им было достаточно для того, чтобы «…не сомневаться и не каяться». Хотя, возможно, это можно объяснить обычным трогательным человеческим доверием. Так или иначе, случайно или нет, но все условия для совершения злого умысла, по мнению следователей прокуратуры, сложились самым благоприятным образом.

«В ОЧЕРЕДЬ…»

Первой получить квартиру с помощью главы города Советский через фонд «Жилище» рискнула Елена Перевышко, занимавшая в ту пору должность начальника Управления делопроизводства администрации МО «Советский район». По версии следствия, для этого она прописалась в фенольном доме в микрорайоне «Нефтяник» на площади одного из городских чиновников, «нарисовала» справки и пошла по инстанциям. Чего хочет женщина – того хочет Бог, в результате, после заключения договора, ей была предоставлена квартира стоимостью 1 299 940 рублей. 10% из них она заплатила сама, остальную часть суммы погасил фонд «Жилище».

Спустя какое-то время В. А. Григорьев решил позаботиться уже о себе. Для этого он прописался в квартире того же самого чиновника в мкр. «Нефтяник», и 3 февраля 2005 г. мэр с целью приобретения жилья по заниженной цене обратился к и.о. главы МО «Советский район» Н. И. Анфалову с заявлением о предоставлении ему жилья, к которому приложил заведомо подложный официальный документ о проживании в  фенольном жилье  своей семьи в составе 4 человек. 4 февраля В. А. Григорьев направил директору фонда «Жилище» обязательное для исполнения письмо о выделении своей семье квартиры. 25 февраля между фондом «Жилище» и В. А. Григорьевым был заключен договор купли-продажи квартиры стоимостью 1 821 387 рублей. Согласно договора Григорьеву была предоставлена рассрочка платежа с оплатой в 1 264 851 руб. и предоставлением оставшейся суммы в виде безвозмездной субсидии согласно условиям программы. Позаботился В. А. Григорьев и о своей супруге: примерно в это же время и примерно таким же образом Григорьев приобрел для нее жилье по улице Гагарина, 81 на сумму 1 650 782 рубля.

Как предположило следствие, в щедрости и благородстве души Советского градоначальника смогли убедиться в общей сложности 48 человек. Именно столько эпизодов преступного злодеяния ему инкриминировала впоследствии Югорская межрайонная прокуратура. Некоторые из этих эпизодов вполне смогли бы послужить сюжетами для сатирических рассказов писателя Салтыкова-Щедрина, который в свое время мастерски глумился над жадностью уездных чиновников. Так, в ходе следствия был выявлен один из фактов незаконного приобретения жилья. Тогда объектом внимания следователей стала Елена Маценко, занимавшая некогда должность заместителя начальника финансово-экономического управления администрации Советского района. Она проживала в двухкомнатной квартире каменного дома, которую получила от районных властей в начале 90-х годов как молодой специалист. Не состоя в очереди на улучшение жилищных условий, она обратилась к главе администрации Советского района А. Н. Расковалову с просьбой улучшить условия, так как у нее разнополые дети. В итоге главой было принято решение бесплатно передать ей четырехкомнатную квартиру в доме номер 37, расположенном на улице Советской, общей площадью 78,6 квадратных метров. Однако в новом доме работницу администрации устраивало не все. Ей не нравилось, например, то, что рядом с подъездом скапливается множество машин, потому что к дому пристроен промышленный магазин, к тому же вид из окна квартиры был так себе. В 2004 году она обратилась с просьбой к главе города Советский В. А. Григорьеву, чтобы он помог ей улучшить условия проживания. Мэр города согласился с тем, что условия, действительно, скверные, и подписал заявление. После этого он, по обыкновению своему, отправил его директору фонда «Жилище» А. Т. Асланову  с указанием предусмотреть для «бедной» женщины квартиру в доме номер 34 на улице Припарковая. В результате данных действий между Маценко и «Жилище» был заключен договор долевого участия в строительстве и дополнительный договор, по которому стоимость ее новой квартиры площадью 83,51 квадратных метра составила всего 143 тысячи 137 рублей. Свою прежнюю квартиру на улице Советской  в доме номер 37 счастливая обладательница нового жилья передала в муниципалитет, не забыв предварительно оценить ее у независимого эксперта в 1,5 миллиона рублей.

ПРОКУРОРСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Началом конца всей этой истории можно условно считать 3 августа 2006 года. Именно в этот день окружная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении главы города Советский В. А. Григорьева. А уже 20 августа того же года главе Советского В. А. Григорьеву было предъявлено обвинение в совершении преступлений по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 3 ст. 159 (мошенничество), ч. 3 ст. 327 (подделка документов) УК РФ. В отношении обвиняемого была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. На следующий день в Советский районный суд было направлено ходатайство об его отстранении от должности главы. 23 августа судья Советского районного суда удовлетворил ходатайство следователя прокуратуры. Советский чиновник был временно отстранен от должности с 25 августа. Сделано это было для того, чтобы он не имел возможности, используя административный ресурс, воздействовать на свидетелей по уголовному делу, многие из которых являлись его подчиненными.

СУД УШЕЛ

Оглашение приговора по этому громкому делу состоялось 6 апреля 2007 года. Обвинение по 286 статье «превышение служебных полномочий», связанной с 48 эпизодами распределения квартир суд счел недоказанными и вынес в этой части оправдательный приговор. Сенсации не состоялось. В то же самое время главу города Советский признали виновным в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями по трем эпизодам, имеющим отношение к распределению квартир – себе самому, собственной жене и Е. Перевышко. Таким образом, бывший высокопоставленный чиновник ответил только по трем пунктам обвинений из пятидесяти двух.

В результате частичного сложения наказания Григорьев был осужден на пять лет лишения свободы с отбыванием срока заключения в исправительной колонии общего режима, а также лишен права занимать руководящие должности в органах местного самоуправления, имеющих отношение к жилищному фонду сроком на 3 года. Прямо из зала судебных заседаний В. А. Григорьева этапировали в следственный изолятор Советского ГРОВД.

Материал подготовил Е. Давыдов

593

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки