Тема дня

07.10.2005 - 06:00

МЕЖДУ РЯСОЙ И МУНДИРОМ

Любые родители в определённые периоды жизни своих детей начинают задумываться об их образовании. Кого-то вполне устраивает обычная общеобразовательная школа, кто-то же подыскивает для своих детей нетрадиционные формы дополнительного обучения. Это вполне нормальное проявление родительского долга, любви и заботы, но в некоторых случаях ребенок сам выбирает свой путь, делает выбор… Нелегкий выбор, ответственный.  Согласитесь, в наше непростое время не каждый взрослый решится взять на себя ответственность — отправить своего ребенка в  благостный, таинственный, пугающий мир воскресной школы или отдать его в кадеты, — в казарму, принудиловку, муштру. А ведь в армии сейчас такое! Для того чтобы развеять некоторые мифы и предубеждения, я отправился сначала в воскресную школу города Советский, а затем в кадетские классы четвёртой школы… 

В НАЧАЛЕ БЫЛО

В воскресной школе меня встретил  Владимир Краснослабодцев, человек, который стоял у истоков её образования и вот уже на протяжении многих лет работает как в самой церкви, так и непосредственно преподаёт в школе.

Для беседы мы прошли в учебный класс, который по совместительству оказался школьной библиотекой. Обычные школьные парты, видеомагнитофон, телевизор и колоссальное количество религиозной литературы. До того, я никогда не думал, что в Советском — городе, скажем прямо, не имеющем глубоких культурно-исторических христианских корней, можно собрать такое количество православных источников. А так как каждая православная книга уже сама по себе уникальна и по печати и по дизайну и по оформлению, то — просто диву даёшься!

А начало всему положил приезд в середине девяностых в Советский отца Сергия и его сподвижников. Миссионеры столкнулись с неподдельным интересом советчан к православию. Владимир Краснослабодцев вспоминает (он тоже был в числе приехавших) о том, что люди приходили толпами, как паломники. Однако многие из приходивших были не посвящены не только в таинство обрядов, но даже в их значение. С большим трудом удалось раздобыть несколько учебных православных брошюр для того, чтобы начать просветительскую деятельность. По большому счёту не было ничего, кроме сильного энтузиазма что-либо делать. Объявили набор в воскресную школу через средства массовой информации.

Первых учеников (были преимущественно дети) не делили по возрасту. Занимались в старой церковной трапезной (столовой) за тем же столом, за которым обедали прихожане. Наглядных учебных пособий не хватало, поэтому преимущественно пели с детьми колядки под гитару, рассказывали им библейские истории, рисовали. По словам Владимира Краснослабодцева, некоторые из этих первых учеников до сих пор приходят в воскресную школу, теперь уже в качестве преподавателей.   

Тем временем занятия  в воскресной школе продолжались, интерес к ней не пропадал, и тогда заговорили о необходимости строительства отдельного здания воскресной школы.

К 98-му году благодаря спонсорским и благотворительным взносам удалось собрать кое-какие средства, и строительство началось. Через год первый этаж здания был завершён, и там начались занятия, в то время как второй этаж достраивался. Воскресная школа обрела материальное воплощение.   

ШКОЛА ШКОЛЕ РОЗНЬ

Когда мы употребляем слово «школа», то само собой подразумеваем некое учреждение, в котором чему-либо обучают. Ну, например, с обычной школой всё ясно — ребёнок приобретает знания, которые пригодятся в будущем, при освоении определённой профессии. А для чего нужна воскресная школа? На этот странный для Владимира Краснослободцева  вопрос он не мог не ответить философски: «Если вы обратитесь к истории, то наверняка согласитесь с тем, что родоначальниками воскресных школ можно считать церковно-приходские школы, в которых обучался практически каждый человек на Руси. Такие школы совмещали  в себе светское и духовное образование, и по их окончании, ученик выбирал либо светскую, либо духовную стезю. Однако, после октябрьского переворота, многие оказались отрезанными от духовного знания, и большинство до сих пор заблуждается, думая, что лишение человека знаний о религии даёт ему свободу. Как раз наоборот — делает его выбор несвободным, даёт ему однобокость. Вообще, современное мировоззрение построено на философии позитивизма — вере в прогресс, в науку. Но они не могут дать человеку не только счастья, а  даже  элементарного знания о мире, так  как мир наш не исчерпывается только видимым, материальным. И вот воскресная школа имеет в себе цель, хоть в какой-то мере возместить этот ущерб, хотя бы для тех, кто пожелает».

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Не знаю, как вы, а я всегда был убеждён в том, что обычный ребёнок никогда не пойдёт в воскресную школу, не интересно ему будет. В наш век компьютеров, интернета, мобильных телефонов, спутникого телевиденья зубы почистить не заставишь, а тут —  Закон Божий. Другое дело, если ребёнок всю жизнь воспитывался в строгих православных устоях, но много ли таких семей?             

Учениками воскресной школы оказались дети самые разные —  от пяти до восемнадцати лет. Всего учеников пятьдесят человек. В их распоряжение три учебных класса. Классные комнаты, кстати, самые привычные со школьными партами и досками.  Разве что иконы кое-где.

Все дети по возрасту делятся, соответственно, на три группы — младшая, средняя и старшая. Но это разделение условно, потому что некоторые из старших или средних групп знают о православии меньше самых маленьких. В таких случаях приходится подходить индивидуально. А разделяют их только потому, что рассказывать об одном и том же приходится по-разному,  с учётом возраста.

Мнение, что все дети воскресной школы «церковные» — заблуждение. Очень многие приходят из самых обычных семей, просто услышав объявление по телевизору или где-то прочитав, то есть САМИ ПРИХОДЯТ! 

Мне рассказали историю о девушке Ксении, которая пришла в воскресную школу уже достаточно в зрелом возрасте. Её отличала крайняя замкнутость и необщительность, к тому же семья девушки не имела никакого отношения к церкви. Оттого родителям её поступок был непонятен. В разговоре с преподавателями воскресной школы мама Ксении как-то призналась: «Хоть Ксения и моя дочь, но я до сих пор не могу её понять. Многие её поступки меня просто поражают». А между тем, Ксения продолжала посещать занятия воскресной школы. Особый интерес у неё вызывало старенькое фортепьяно, на котором она периодически пыталась музыцыровать. Здесь, нужно отметить, что до того Ксения видела этот благородный музыкальный инструмент только по телевизору. Педагоги присматривались к своей необычной ученице. «И, вот однажды, — вспоминает Владимир Краснослабодцев,—  я на свой страх и риск решил взять её в паломничество по монастырям Верхотурья, хотя мне было ясно, что человек она совершенно не церковный.

А Верхотурье, нужно отметить, несмотря на то, что там столько святынь — город достаточно бандитский. Подходим мы к стенам одного монастыря, в сопровождении монахини. Она стучит в ворота и говорит: «Молитвами святых Отец наш Господи Иисусе, Боже наш, помилуй нас». Из-за ворот другая монахиня отвечает: «Аминь» и открывает ворота. Тогда, обычно безучастная ко всему и молчаливая Ксения поворачивается ко мне и спрашивает: «А это что, у них пароль такой»? Спустя год  упражнений на фортепьяно, Ксения, минуя семь лет музыкальной школы, смогла поступить на музыкальное отделение,  какого-то искусствоведческого училища в Ханты-Мансийске.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Преподавателям воскресной школы наверняка приходилось сравнивать своих учеников с обычными школьниками. Тот же Владимир Краснослабодцев, насколько мне стало известно, временами преподаёт историю русской культуры в обычных общеобразовательных школах. По его мнению, в этом вопросе всё гораздо проще, чем многие себе представляют: «Вы знаете, к нам приходят дети, которые жаждут духовного знания. Они тоже могут и хулиганить и не слушаться. Был у нас мальчик один, девочку бил всё время. Какие-то драки постоянно, причём они друг без друга не могли. Это ведь обычные дети, которые выросли в том же самом мире, что и остальные. Скажу вам больше — даже если ребёнок вырос в строгой православной семье, он всё равно будет хулиганить. А в обычных школах очень часто встречаются дети, которых вообще ничего не интересует, душа их очерствела. А у меня пока ещё не хватает знаний или способностей, для того, чтобы определить с какой стороны лучше достучаться до таких детей. Конечно, и там есть дети, которые стремятся к духовным знаниям, но среда не даёт им возможность реализоваться подобным образом. А у нас тут собрание единомышленников. Здесь проще».

В воскресной школе нет традиционной в нашем понимании системы «наказание – поощрения», нет пятибалльной системы оценок, дневников, родительских собраний, ребёнка никогда не поставят в угол, не заставят выйти из класса, в конце концов, не оставят на второй год. А всё потому, что здесь понимают — ребёнок сюда пришёл сам и значит отношение к нему должно быть соответствующее. Любой школьный учитель, расскажи ему о подобном, просто не поверит. Должен же быть, какой-то метод воздействия? Взглядом! Добрый взгляд преподавателя — знак поощрения, не добрый — аналог двойки за поведения. Как уверяют преподаватели воскресной школы, этого бывает достаточно. Даже больше — они уверены в том, что «так и должно быть в идеале». Нам бы всем безутешным родителям такую уверенность.

УЧАТ В ШКОЛЕ

Чему же всё-таки учат в воскресной школе? Как выяснилось, их учебный план, это не много ни мало — Закон Божий, в рамках которого, например, изучается  церковно-славянский язык. Он, кстати, намного сложнее русского современного.

Выпускник старшей группы, как мне пояснили, должен понимать схему церковного богослужения, литургии, освоить ряд церковных профессий. Например, поработать звонарём, псаломщиком, панаморём, спеть в церковном хоре.

Большое значение придаётся, конечно же, истории православия. Сейчас, по словам Владимира Краснослабодцева, он  планирует со старшей группой начать изучение церковной истории от апостольских времён до Реформации: периода гонений, раскола Римско-Католической церкви. Вообще программа Воскресной школы  свободна, то есть каждый преподаватель составляет её сам по своему усмотрению, единственно, что её должен утвердить священник.

Обучение начинается с освоения простейших истин веры, библейской истории, истории православных праздников.

Занятия проходят по воскресеньям. Обычно дети приходят часов в одиннадцать. Сначала все вместе читают молитву и приступают к занятиям.

Преподавателей в воскресной школе немного. Обычно они работают за символическую зарплату на общественных началах. Прежде всего, это матушка Наталья, окончившая регентскую школу при Тобольской Духовной Семинарии, также Ольга Владимировна Сидоренко, и сам Владимир Краснослабодцев. Есть девушка, которая работает с самыми маленькими, когда позволяет свободное время, и преподаватель из Югорского училища искусств, который занимается  с детьми рукоделием.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ И НЕ ТОЛЬКО

В конце нашего разговора я попросил Владимира Краснослабодцева рассказать о тех, кто им помогает: «На здание воскресной школы деньги выделила администрация. Телевиденье «Радуга» как-то скинулось всем коллективом, помогли нам. Вообще, они постоянно, то конфет нам  дадут, то ещё чего-нибудь. Недавно видеомагнитофон подарили. Бывает, помогают простые люди: приносят карандаши, краски. Если всё сложится удачно, то в скором времени мы планируем открыть класс для взрослых, с Божьей помощью».

 Виктор Соболев

374

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки