Тема дня

10.04.2015 - 00:51

Многие регионы РФ скатываются в долговую яму. Что ждет ХМАО?

В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущим годом темпы немного снизились. Отметим, по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился на 20% и на 1 января 2015 года составил 2.089 трлн руб., что на 352 млн руб. больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 28.6%, но до этого прирост был менее существенным – +15.6% (2012 г.) и +7% (2011 г.). В 2014 суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 12%.

Стоит отметить, что в течение первой половины года суммарный государственный долг регионов снижался и начал расти только осенью, а основной скачок зафиксирован в декабре 2014 года. При этом во второй половине года изменилась и его структура. Если к началу лета доля государственных ценных бумаг субъектов РФ составляла 25% суммарного госдолга, то к концу года она снизился до 21%. При этом выросла доля кредитов, полученных регионами: с 38% до 43% увеличились заимствования от кредитных организаций и с 29% до 31% выросли бюджетные кредиты. А доля государственных гарантий снизилась с 7% до 5%.

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2014 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина о долговых обязательствах. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2015 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета, то есть к собственным доходам бюджетов без учета безвозмездных поступлений.

Уточняется, что отношение госдолга регионов на 1 января 2015 года к объему налоговых и неналоговых бюджетов регионов за 2014 года по России в целом составило 35.4%, что выше показателя за 2013 год (33%). При этом разброс показателя по регионам весьма широк: от 0% в Ненецком автономном округе и Сахалинской области до 144.4% в Чукотском автономном округе.

Низкий уровень долговой нагрузки – меньше 10% от объема налоговых и неналоговых доходов – зафиксирован только у шести российских регионов, но состав по сравнению с прошлым годом изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область — 0.2% долговой нагрузки, г. Санкт-Петербург — 3.7%, Алтайский край — 5.2% и Ханты-Мансийский округ – Югра с отношением госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета в 7.7%. Объем госдолга Югры составляет 14 493.7 млн. рублей. Отметим, объем государственного и муниципального долга ХМАО на душу населения на 1 января 2015 года равен 11 110 руб. на человека. Доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов югорского бюджета в 2014 году составляет 95.2%. Объем долга по городам ХМАО распределен следующим образом: столица Югрв имеет долг в 221 000,0 тысяч рублей; экономическая столица округа отличилась самой крупной задолженностью – 943 379,1 тыс. рублей; в Радужном 221 712,1 тыс. рублей; Лангепас имеет долг в 108 248,2 тыс. рублей; долг Нягани составляет 214 147,1 тыс. рублей; в Пыть-Яхе долг — 343 632,7 тыс. рублей; Покачи должны 202 485,8 тыс. рублей; Югорск — 213 000,0 тысяч рублей. Самый небольшой долг у Урая – 26 800,0 тысяч рублей.

Из соседей по УрФО кроме Тюменской области никто выше Югры не поднялся. Челябинская область на 16 месте с долговой нагрузкой в 30,8%. На 17 позиции ЯНАО – 31,7%. В соседнем ЯНАО также, зафиксирован довольно высокий объем задолженности (66.8 тыс. руб. на одного жителя). Свердловская область на 20 месте – 34,8%. Курганская область входит в тридцатку, она на 29 месте с долговой нагрузкой 51,4%.

Прошлогоднему антилидеру по уровню долговой нагрузки – Республике Мордовия – удалось снизить долговое бремя с 172% до 121.1%, но показатель все равно еще очень высокий и регион занял вторую с конца строчку. За 2014 год руководству Республики Мордовия удалось увеличить доходы бюджета на 12%, причем рост налоговых и неналоговых доходов составил 52%, при этом объем долга увеличился на 7%.

В число регионов с самой высокой долговой нагрузкой также входят Костромская область, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 121.1%, Республика Карелия – 119.3%, Смоленская область – 115.6%, Республика Северная Осетия — Алания – 114.9%, Республика Ингушетия – 113%, Белгородская область – 106.1%, Карачаево-Черкесская Республика – 103.6% и Астраханская область – 100.8%. При этом во всех этих регионах, за исключением Белгородской области и Республики Мордовия, этот показатель увеличился на 11-29 процентных пункта.

Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета увеличивается из года в год: в 2012 году таких было всего два, в 2013 году – семь, по итогам 2014 их уже десять. В 2014 году уровень долговой нагрузки сократился только у двадцати субъектов РФ. Самое значительное снижение у Республики Мордовия, о которой уже было сказано. У Республики Тыва отношение госдолга к собственным доходам по итогам 2014 года составило 56.7%, что на 11.9 процентных пункта ниже, чем годом ранее. В 2014 году отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам на 10 и более процентных пункта выросло у 34 регионов. Наиболее существенно долговая нагрузка повысилась в Чукотском автономном округе, Костромской области, Астраханской области, Республике Карелия и Магаданской области, где отношенные госдолга к собственным доходам повысилось более чем на 20 процентных пунктов. Причем практически во всех этих регионах, за исключением Магаданской области, объем государственного долга превышает собственные доходы. В Магаданской области, напротив, несмотря на существенное повышение, уровень долговой нагрузки остается на удовлетворительном уровне.

Самый высокий объем государственного долга – более 100 млрд руб. – зафиксирован в трех регионах: Московской области (103.2 млрд руб.), Краснодарском крае (136.3 млрд руб.) и г. Москве (161.7 млрд руб.). Но Москва по итогам года стала одним из немногих российских регионов, которые сократили объем долга (-10%) и в целом его уровень по отношению к собственным доходам (10.7%) не вызывает опасений. Объем задолженности Московской области так же далек от критических значений даже несмотря на то, что по итогам года он вырос на 23%. А вот в Краснодарском крае уровень долговой нагрузки близок к критическому: по итогам 2014 года отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 90%.

В 2014 году более чем в два раза государственный долг вырос у трех субъектов РФ. Наиболее существенный рост отмечен в Пермском крае – почти в 23 раза до 12.5 млрд руб., в Иркутской области – в 3.7 раза до 11.8 млрд руб., в Магаданской области – в 2.5 раза до 6.4 млрд руб.

Лидерами по снижению объемов госдолга в 2014 году стали Сахалинская область, которая в 2014 году полностью погасила свои долги, Тюменская область и г. Санкт-Петербург, где объем государственного долга снизился соответственно на 56% и 22%.

В текущем году можно ожидать дальнейшего увеличения долговой нагрузки и, вероятно, ускорения темпов прироста государственного долга субъектов РФ. Несмотря на стагнирующую экономику регионам придется искать средства для реализации социальных обязательств. Регионы разработали уже свои антикризисные планы, в том числе касающиеся и сокращения государственного долга. Качество и результативность этих планов покажет время, но пока складывается общее впечатление, судя по ряду опубликованных региональных документов, что надеяться на прорыв не приходится.

Что касается структуры госдолга, то можно ожидать увеличения доли более дешёвых бюджетных кредитов, что снизит расходы на обслуживание государственного долга. В конце февраля президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству выделить регионам из средств федерального бюджета 160 млрд руб. для погашения части коммерческих кредитов, но не на безвозмездной основе, а в виде менее обременительных бюджетных кредитов. Чуть позже министр финансов Антон Силуанов сказал о том, что муниципалитетам так же будут выделены средства из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов бюджетными.

Отмечается, что государственный долг повышался в прошедшем году на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ.

685

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки