Тема дня

26.06.2013 - 06:00

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

В минувшее воскресенье отмечался День медицинского работника. Чтобы узнать, насколько комфортно живут, работают наши медики, мы решили пообщаться с председателем профкома Советской районной больницы. О зарплатах и пациентах, о проблемах и достижениях, а также о многом другом в разговоре с Н.Ю. Савельевой.

Корр.: Наталья Юрьевна, профсоюз занимается нуждами работников, решением их проблем. А условия и комфорт работы медиков отражаются на пациенте: злой медработник - плохой медработник. Давайте поговорим о наиболее насущных проблемах?

Н.Ю.: В первую очередь и зачастую медперсонал обращается с вопросами по заработной плате и с пожеланиями, чтобы она была выше. В данный момент неудовлетворенность зарплатой в основном у младшего персонала. Врачи и средний персонал вынуждены работать на 1,5-2 ставки. Чтобы получать хорошую зарплату, доктора практически живут в больнице. 

Корр.: А какова заработная плата младшего персонала?

Н.Ю.:Санитарочка получает в среднем 9-10 тысяч рублей. Так как это меньше МРОТ, начисляется доплата.

Корр.: Насколько известно, государство обещало поднять заработную плату медработникам одновременно с проведением системы модернизации здравоохранения. Эта самая модернизация проходила 3 года. Каковы результаты? Путин говорил, что зарплата медика должна быть выше, чем средняя по экономике региона.

Н.Ю.:Представители Департамента здравоохранения, которые приезжали буквально перед выборами, говорили, что рост зарплаты будет. Они обещали, что средняя зарплата врача к 2017 году будет составлять 80 тысяч рублей. С января 2013 года она уже поднялась на 5,5 %. Насколько я знаю, ежегодно до 17-го года планируется повышение на 20 %. С июня тоже запланировано поднятие, правда, на какой процент, еще неизвестно.

Вообще существует базовая зарплата - оклад, на который накручиваются выплаты: северные, кадровые, стимулирующие. Пока непонятно, на 20 % повысится основной фонд или только оклад, потому что в реальности такой рост не ощущается.

Корр.: Недавно в полиции разом повысили зарплату, а вот стала ли она работать лучше - еще вопрос. А в вашей сфере с ростом зарплаты можно рассчитывать на то, что качество оказания медицинских услуг повысится?

Н.Ю.: На качество услуг это может впрямую и не повлиять, но отток кадров из учреждения должен снизиться.

Корр.: В довесок к вопросу о прошедшей модернизации. По сути, этапы модернизации - это элементы нацпроекта «Здоровье». Было время, когда об этом проекте много говорили, а сейчас ничего не слышно. Ощущение такое, что весь пар ушел в свисток.

Н.Ю.: Ну родовые сертификаты, например, остались - люди как получали их, так и сейчас получают. Были сильные перекосы в заработной плате - те, кто участвовали в модернизации, получали по 100 тысяч. Но вообще не всех структурных подразделений коснулась модернизация. В то же время оборудование, материалы как закупались, так и закупаются. В нашей больнице поставили новый компьютерный томограф. Он работает с Нового года. Сейчас все разговоры о реконструкции больницы - это глобальная перестройка.

Корр.: Я понимаю, что этот вопрос правильнее адресовать главному врачу, но все-таки расскажите в двух словах, что это за реконструкция? Есть ощущение, что на такие деньги можно новую больницу построить.

Н.Ю.: Да и правильнее, наверное, новую построить.Новый роддом, перинатальный центр, более расширенный стационар, в одном здании не 4 структурных подразделения, как сейчас, а два – все это планируется в рамках реконструкции. Пациенты ощутят улучшение: вместо четырех-, шестиместных палат – двухместные, переходы, чтобы не ходить по улице из одного корпуса в другой, а также преобразятся кабинеты поликлиники. Следовательно, появятся новые специалисты и оборудование.

Корр.: Вернемся к проблемам больницы. Насколько я понимаю, следующим после зарплаты стоит кадровый вопрос.

Н.Ю.: С одной стороны, унас кадры укомплектованы и специалистов хватает, но, с другой - это не так. В поликлинике не хватает терапевтов, узких специалистов.

Корр.: Насколько я понимаю, речь идет о том, что одно дело не хватает с точки зрения нормативов, а другое дело, когда не хватает с точки зрения востребованности пациентами?

Н.Ю.: Именно так.По нормативам - хватает, а по востребованности - нет. К примеру, нам, на Советский, полагается дерматолог на 0,5 ставки, а пациентов к нему в разы больше. Надо менять нормативную базу, ведь заболеваемость по всем направлениям растет с каждым годом. Здесь остро стоит вопрос об обеспечении жильем. Специалисты приезжают и вынуждены снимать квартиры. Правда, сейчас район оплачивает съемное жилье. Но у нас еще большой процент тех, которые проработали в больнице много лет, а своего жилья не имеют. Получается парадокс: одни 20 лет живут в общежитиях, а другим снимают квартиры.

Корр.: По некоторым данным, коэффициент работы по совместительству у врачей, если брать по России, составляет 1,5 ставки на человека, а в некоторых регионах - 2-3 ставки. На качество оказания услуг это должно влиять кардинальным образом…

Н.Ю.: И влияет. Врач - тоже человек. Если он отработал день, потом пошел дежурить в ночь и потом снова в день на работу, можете представить, о чем здесь речь.

Корр.: А как сами врачи относятся к подработкам? Они с удовольствием идут на это, учитывая материальную выгоду? Двойную нагрузку берут добровольно?

Н.Ю.: Добровольно. Врач не от хорошей жизни идет на совместительство. И делает он это в ущерб своему здоровью и семье из-за меркантильного, денежного интереса.

Корр.: Наталья Юрьевна, а, на Ваш взгляд, почему с кадрами такая ситуация? Ведь это не только в нашем регионе, недостаток кадров в медицине по всей стране. Выпускники не поступают в медицинские вузы или они идут туда, но потом не желают работать в медицине?

Н.Ю.: В вузы идут. По статистике, конкурс в мединституты очень большой. Дело, скорее, в том, что по окончании обучения многие выбирают работу в коммерческих структурах или открывают частные клиники, или же устраиваются в платные, частные больницы. В мегаполисах ситуация такова, что там специалисты работают в платных клиниках, а подрабатывают в государственных, чтобы шел трудовой стаж, официальная «белая» зарплата.

Корр.: Еще одна проблема, которая волнует врачей - формализация работы - бумажные отчеты. Медики жалуются, что много приходится писать в ущерб обслуживания пациента.

Н.Ю.: Совершенно верно. Страховые компании очень жестко берутся за докторов, когда дело касается документации, зачастую накладывают штрафные санкции за несоблюдение четких норм. Подобный «рэкет» страховых компаний отнимает много времени у врача. Прежде чем принять пациента, необходимо заполнить определенное количество бумаг, и после приема тоже нужно заполнить бумаги. В стационаре вся информация уже есть в компьютере. Доктор не занимается писаниной в таком объеме, как в поликлинике. В рамках реконструкции больницы хотят провести локальную сеть по всему учреждению между поликлиникой, стационаром и приемным покоем. Если будет сеть, будет проще.

Корр.: Чтобы решить какую-либо проблему, у профсоюза есть возможность, что называется, давить снизу?

Н.Ю.: Профсоюзный комитет может выразить свое мотивированное мнение. Не всегда оно совпадает с мнением руководителя. Тогда в процессе урегулирования создается комиссия, но после соблюдения формальной процедуры главный врач может издать локальный нормативный акт и без учета нашего мнения.

Корр.: В чем тогда смысл профсоюза? Какое благо от него?

Н.Ю.: Основное благо - это защита прав сотрудников. Допустим, если работник напишет письмо в профсоюз о рассмотрении нарушений его прав, то мы будем искать способ помочь. Письмо в профсоюз - это не жалоба на руководство, это просьба о содействии. Жаловаться на руководство нет смысла. У нас нет рычагов влияния. Все что мы можем - это устроить конструктивную беседу либо юридическую консультацию.

Корр.: В профсоюзе вашей больницы сколько людей?

Н.Ю.: Больше 50 % всех работников больницы. На 1 января 2013 года 513 человек.

Корр.: А какие еще есть причины, чтобы вступить в профсоюз?

Н.Ю.: Это культурно-массовые мероприятия. Члены нашего профсоюза посещают бассейн, спорткомплекс “Олимп”, занимаются футболом, шейпингом, в тренажерном зале, играют в бильярд. Мы дарим подарки к Новому году и ко Дню медицинского работника. Выделяем материальную помощь к юбилею, при выходе на пенсию. Семье, в которой дети-первоклассники или выпускники, тоже выделяются деньги. Также материальная помощь гарантирована, если с членом профсоюза случаются какие-то форс-мажорные обстоятельства - пожар, смерть близких или серьезная болезнь. Но люди часто заблуждаются в том, что профсоюз - это социальный гарант. Если раньше он отвечал за распределение в детские сады, жилищный фонд, санаторно-курортное лечение, лагеря для детей, то сейчас мы лишены таких возможностей.

Корр.: Считалось всегда, что профсоюз - это коллегиальный орган, который может с любой администрацией разговаривать на равных и отстаивать интересы своих членов. А Вы говорите, что этого нет, что администрация смотрит на профсоюз сверху вниз.

Н.Ю.: Получается так. Мы можем только писать письмо на имя главврача, если не согласны с нарушением какого-то пункта коллективного договора, размером стимулирующих выплат и так далее. Занимаемся перепиской, в общем. Тем не менее, я считаю нашим большим достижением принятие коллективного договора на 2013-2016 годы, он довольно-таки неплохой по содержанию. Во многих вопросах мы пришли к согласию с главным врачом - работодателем. Кое-что отстаивали и отстояли. По сравнению с прошлым коллективным договором, по тем разделам, в которых были разногласия, мы пришли к определенным соглашениям. Много положительных решений в вопросах по компенсациям за работу напряженного рабочего дня, аттестации рабочих мест, а также льготному отпуску, материальной помощи.  

Корр.: Продолжим перечень проблем, которые беспокоят наших медработников… А пациенты не являются одним из источников неудобств, скажем, даже проблем врачей? Не секрет, что некоторые бывают особенно конфликтными.

Н.Ю.: Это очень серьезная и сложная проблема. Отношение людей к врачам, порой, оставляет желать лучшего. Человек в белом халате должен вызывать уважение. Есть такие ситуации, когда пациент еще не зашел на прием, но уже негативно настроен по отношению к врачу. Доктор не защищен от пациента, от его хамства, грубостей, оскорблений, обвинений. Бывают необоснованные обвинения. Сейчас это встречается гораздо чаще, люди стали намного требовательнее к докторам. Мне кажется, что все это связано со СМИ, которые рассказывают о медицине, выделенных средствах на нее и о том, что, несмотря на это, некоторые услуги являются платными.

Корр.: Как правило, источниками информации являются чиновники и руководители, которые, например, боятся открыто заявить, что наша медицина уже не бесплатная. А раз так, то пациент приходит и требует того, что говорят по телевизору.

Н.Ю.: На самом деле издается нормативный акт, в котором говорится о том, что все бесплатно, а вместе с ним приходят дополнительные указания, обязывающие врачей развивать платные услуги. И еще, на сегодняшний день медицинскую помощь превратили в услугу. Нас приравняли к магазину, потому что пациент для врача - это объект, который  помогает заработать деньги. Сейчас это считается нормальным.

Корр.: То есть Вы как бы ответили на вопрос, бесплатная ли у нас медицина?

Н.Ю.: Нет, не бесплатная. Существует страховой полис, в котором четко отображается перечень тех услуг, которые вам оказывают бесплатно, а вот то, что вне этого списка, уже за деньги. Также есть определенные услуги, которые в стационаре бесплатные, а в поликлинике - платные. Многие люди не понимают эту систему, происходят конфликты между врачом и пациентом. И уж если что-то не понравилось, жалобу пациенты не забывают писать, даже имя и отчество врача узнают. А вот благодарность доктору за хорошую работу - это большая редкость.

Корр.: Может быть, это потому, что хорошая работа врача должна считаться нормой? Тем не менее, хороших врачей, могу Вас заверить, очень любят и ценят. Наверное, это недостаточно проявляется в виде записных благодарностей, но это так. Поэтому в заключение беседы от всей души поздравляем Вас лично и всех медработников Советского района и Югорска с профессиональным праздником. Уверены, что к этим поздравлениям присоединяются и благодарные пациенты, которых, поверьте, немало.

Беседовал В. Турин

507

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки