
— Олег, вы в бизнесе 13 лет. Как все начиналось?
— На самом деле я много чем занимался в жизни. С 16 лет начал подрабатывать на стройках и в охране. Через два года меня взяли водителем мусоровоза в МУП «Югорскэнергогаз». Проработав там год, ушел в автосервис города Советского. Так получилось, что на второй день работы мне предложили должность заведующего складом автозапчастей. И понеслось. В 23 года у меня была самая крупная транспортная компания в городе — 10 единиц техники. Мы занимались грузоперевозками. Потом еще было много проектов, в том числе дорогостоящих.
Первоначально вместо кафе Олег хотел открыть кальянную в Югорске.
На сегодня у меня и моих партнеров два бизнес-проекта в Югорске: магазин спортивного питания и автосервис. В Екатеринбурге есть сеть пивных магазинов и хостел. В Первоуральске организован кальянный бизнес. В Красногорске (Московская область) открыли детский сад и интернет-магазин по продаже валенок и шапок ручной работы.
— Когда открыли лаунж-кафе «Мансарда» в Югорске?
— В 2017 году. Это заведение на несколько лет стало местом притяжения для горожан. Там проходили шоу с выступлением артистов, паб-квизы и многое другое.
МАНСАРДА LOUNGE CAFE ЮГОРСК (фото: vk.com).
Изначально эта должна была быть кальянная. Но потом началось: «Давайте ремонт сделаем, давайте включим закуски — кухня вроде есть…» В итоге получилось полноценное кафе с европейской кухней. Просуществовало заведение три года. Когда началась пандемия, и запретили курить кальяны, у нас резко упал оборот.
МАНСАРДА LOUNGE CAFE ЮГОРСК (фото: vk.com).
Когда запретили работу общепита, мы попытались работать на доставку. Но, видимо, это была не наша тема. Мы за месяц сделали оборот на 200 тысяч рублей, а затрат понесли на 280. Даже в ноль не сработали. Пришлось закрыть заведение. Хотя перед самой пандемией мы заказали новую, современную мебель и атрибутику для караоке.
— Год назад было второе возрождение «Мансарды».
— Весной 2021 года мы открылись вновь, но уже на новом месте — где раньше было кафе «Добрыня». Хотя мы тогда уже понимали, что не сможем повторить то, что делали ранее, и что заведение долго не просуществует. Было все не то: атмосфера, интерьер... На протяжении почти года мы работали в убыток. Как раз в это время ввели QR-коды, и произошел большой отток посетителей. Поддержка бизнеса от государства в это время была копеечной — в районе двухсот тысяч рублей.
Олег Айль: «После объявления четвертой волны пандемии многие наши проекты рухнули».
— Если не брать во внимание пандемию, вообще, ресторанный бизнес — неблагодарное дело в провинции?
— Скажу жестко. Люди в нашем городе избалованные. Многие часто бывают в крупных городах. По приезде в Югорск пытаются на нас давить, требуя того же уровня, который есть в заведениях мегаполиса. Всем подавай супер-интерьер, дизайнерскую мебель. А для кого? У нас нет такого трафика, как в крупных городах.
МАНСАРДА LOUNGE CAFE ЮГОРСК (фото: vk.com).
Если делать супер-дизайн, это стоит бешеных денег, которые никогда в провинции не окупятся. Чтобы вы понимали, элементарное обновление меню стоит около ста тысяч рублей. Можно сказать, что я четыре с половиной года занимался благотворительностью. Люди ходят, отдыхают, а я сижу и ничего не получаю. Все уходило на зарплату, аренду и коммуналку.
Прибыли нет. С того же магазина спортивного питания мы зарабатываем в месяц максимум десять тысяч рублей. Сейчас все ушли в онлайн.
— Что жестче всего хейтили посетили?
— В провинции интересный менталитет. Люди пишут хорошее только тогда, когда ты либо закрываешься, либо умер. Но когда ты живой и занимаешься делом, идет только хейт. Много было критики в наш адрес. Но есть встречный вопрос к людям: а что они сами сделали в этой жизни, чтобы нас хейтить? Мы хотя бы что-то делаем.
Олег показывает нелестные комментарии в соцсетях.
Было много жалоб на обслуживание — некомпетентных сотрудников. Когда мы только открылись, приглашали людей из больших городов, платили им бешеные зарплаты. Например, управляющий получал около 80 тысяч рублей в месяц, бармен — 70. Когда был оборот, мы могли платить, когда доход упал — начали нанимать местных, которые не имеют такого опыта, как сотрудники с мегаполисов. Мы не хотели их обучать, поскольку не было гарантий, что после этого сотрудники останутся в заведении. Смысл обучать персонал, если он после этого уйдет к тем же конкурентам? А так никто не хотел саморазвиваться.
На самом деле мы всегда знали об этой проблеме и, скажем так, позволяли воровать у себя. На планерках я так и говорил: «Воруйте. Но так, чтобы мы не замечали». Кстати, когда об этом напрямую сказал персоналу, воровства стало намного меньше (смеется). Хотя сейчас я говорю про все эти проблемы и понимаю, что и сам отчасти виноват, так как недостаточно уделял внимания бизнесу.
Персонал заведения состоял из 23 сотрудников. Олег: «Думаю, у нас был лучший коллектив в городе из сферы общепита». На фото: День рождения «Мансарды», 2019 год (фото: МАНСАРДА LOUNGE CAFE ЮГОРСК, vk.com).
— Много денег потребовалось для повторного запуска кафе?
— Открыться в «Добрыне» для меня стоило полтора миллиона рублей. Хотя там, по сути, все уже было: закупай продукты и заходи. Но в процессе работы выяснялось: того нет, этого нет. Пришлось многое докупить. Но в итоге из-за оттока посетителей мы пришли к решению закрыть заведение.
Скриншот с личной страницы Олега (фото: Instagram).
Я знаю, что можно было сделать в «Добрыне», чтобы это качнуло. Но это деньги, которые я не хотел туда вкладывать. Чтобы вы понимали, мы с партнером вложили в «Мансарду» 9,5 миллионов рублей. И ни копейки не заработали.
— Что вам дал опыт «Мансарды»?
— Чтобы я никогда не открывал общепит (смеется).
До пандемии мы были на высоте. Мы заказали новую мебель, вывеску. Планировали поэтапно обновить комнаты и основной зал, сделать ремонт, закупить новую мебель. Планы были грандиозные, но пандемия все убила. Последний месяц до пандемии был самым прибыльным за всю историю заведения. Мы начали выходить в плюс, это нас мотивировало на развитие. Даже смогли заработать на автофургон, поскольку выиграли муниципальный тендер на обслуживание социально незащищенных слоев населения. В итоге машину потом продали.
— Несмотря на непростое время, вы готовы вкладываться в новые проекты?
— Ничего такого глобального мы сейчас не хотим открывать в Югорске. В кризисное время, когда все не знали, как выплыть, мы тратили деньги и открывали новые проекты. Как видите, не все зашло. В Екатеринбурге в этом году по любому будет запуск проекта — второго магазина кальянной атрибутики.
Олег Айль: «Заниматься бизнесом в разных городах — нигде не легче».
— А в Югорске?
— Для вас открою тайну. Мы планируем открыть в Югорске клуб предпринимателей, воссоздать там неформальную и расслабляющую атмосферу для бизнесменов, с чаем, кофе. Это будет что-то типа лаунжа, но там не будет кухни и караоке. Сейчас занимаемся поиском помещения.
— Почему возникла такая идея?
— Многие спрашивают о том, как состояться в бизнесе. Вот, недавно 15-летний парень приходит и говорит: «Я хочу заняться бизнесом. С чего стартовать?» У него есть амбиции. Клуб будет для тех, кто хочет поделиться опытом и идеями.
Несмотря на кризис, у Олега в планах реализация новых бизнес-проектов. Фото предоставлено PR-менеджером предпринимателя.
Честно, у меня есть еще одна мечта — сделать что-то типа столовой с качественной едой, в которой будет самообслуживание. В общем, как вы уже поняли, я не люблю сидеть на месте.
КАТЯ ЧЕХОВА
ИА «2ГОРОДА»
Сделайте ночной клуб, небольшой, с техно и дип хаусом.