Тема дня

02.02.2009 - 05:00

«МЫ СРАБОТАЛИ НА «ШЕСТЬ С ПЛЮСОМ»

В начале нового года принято подводить итоги прошлого и строить планы на будущее. Следуя этой традиции, мы встретились с первым заместителем главы администрации Советского района Денисом Мамонтовым, чтобы поговорить о результатах работы районной власти за прошлый год и о кризисных планах на этот.

Корр.: В прошлый раз мы встречались с Вами и с господином Марковым. В ходе беседы Вы вместе с ним обозначили серьезные намерения по улучшению благосостояния Советского района. Потом господин Марков пропал с политического горизонта…
Д. М.:
Господин Марков ушел работать в бизнес, который связан с территорией Советского района, точнее, с компанией «КАРСИККО ЛЕС». Его туда пригласили на работу, и он согласился. Я думаю, для нас это очень хорошее подспорье, поскольку близкий нам человек работает в группе компаний «КАРСИККО ЛЕС». Это позволит Советскому району отстаивать свои экономические интересы.
Корр.: Каким образом?
Д. М.:
Мы будем стремиться к тому, чтобы база компании, находящаяся в г. Советский, стала одним из основных подразделений, соответственно, это позволит привлекать больше инвестиций. Об итогах работы Маркова лучше спросить у С. Удинцева. Я же со своей стороны могу сказать, что, например, проект по строительству котельных стоимостью более трехсот миллионов рублей с привлечением банковских кредитов и инвестиций был разработан непосредственно Марковым, правда, внедрение прошло уже без его участия.
Корр.: Сейчас многие у нас сомневаются в целесообразности этой затеи с котельными. Что, на Ваш взгляд, это дало горожанам?
Д. М.:
Это горячая вода без перебоев зимой и летом, это существенная экономия энергозатрат по сравнению с котельной ДКВР, у которой значительно ниже КПД. Вообще котельная ДКВР уже свое отработала. Она не может эксплуатироваться вечно, к тому же требует регулярных дорогостоящих капитальных ремонтов.
Корр.: В данный момент котельные функционируют в полном объеме и никто в городе не мерзнет?
Д. М.:
Да, все котельные запущены на проектную мощность. Есть проблемы с теплом в микрорайоне Звездный, температура в связи с холодами там бывает ниже норматива. Но частично это связано и с действиями самих потребителей тепла, которые сливают воду, в результате чего нарушается система теплоснабжения.
Корр.: А зачем они воду сливают? Может, потому что мерзнут?
Д. М.:
У кого-то неправильно работают радиаторы отопления, неправильно сделана подводка к домам, есть факты, когда теплицы устанавливают, при этом производят несанкционированные врезки в магистраль. Проблемы возникают и из-за того, что сети находятся в ветхом состоянии.
Корр.: А как в целом переживает зиму Советский район?
Д. М.:
Очень хорошо. Во-первых, зима не самая суровая, во-вторых, существенных аварий на сетях теплоснабжений пока не было.
Корр.: Коммунальщики, говорят, зашиваются?
Д. М.: Это вопрос отношения людей к работе. Много работы – для них хорошо, не было бы ее – они бы остались не востребованы. А так есть проблемы с запасом дров, но с тем объемом дров, который имеется, люди гарантировано получают тепло. Что еще? Где-то теплотрасса открытая, потому что не хватило средств коммунальным предприятиям для приведения объектов в нормативное состояние. Но в целом по тем сводкам, которые мы получаем от коммунальщиков о количестве аварий, состояние дел нормальное.
Корр.: Будем надеяться на то, что коммунальщики вас не обманывают. Как вы оцениваете работу администрации за минувший период?
Д. М.:
Мы сработали на «шесть с плюсом».
Корр.: Хорошо, как вообще Советский район вступает в этот год с учетом того, что сейчас идет постоянное запугивание в связи с экономическим кризисом?
Д. М.:
Ну, знаете, если смотреть федеральные каналы, то создается впечатление, что у нас наоборот все в порядке.
Корр.: Это если им верить.
Д. М.:
Да. На мой взгляд, люди еще не представляют себе всего драматизма той ситуации, в которой мы все оказались. Не хотелось бы запугивать, но ситуация очень сложная. Это стало ясно уже по итогам 2008 года, в частности уменьшились размеры производства лесопромышленного комплекса из-за того, что на мировом рынке значительно снизились объемы потребления. На экономических показателях района также негативным образом сказался и кризис банковской системы. В связи с этим можно предположить, что этот год будет для реального сектора экономики района очень тяжелым и не факт, что ситуация изменится в лучшую сторону к концу года. Все это сделает невозможным реализацию инвестиционных планов, усложнит жизнь нашим предпринимателям. Будут проблемы с развитием производства и привлечением банковских кредитов у предприятия «КАРСИККО ЛЕС», «Лесопильных заводов Югры». Кстати, «Лесопильные заводы Югры» сейчас стоят, чтобы не работать на склад. Хотя при этом лесозаготовка ведется, что внушает некоторый оптимизм. Аналогичные проблемы есть у Березовского ЛПК, там скопилась продукция, которую некому отгружать.
Очень сложная ситуация для бюджетников района. Дело в том, что у нас уже два года действует формализованная методика распределения дотаций и финансовой помощи из средств окружного бюджета. Напомню, район дотационный, его бюджет на 70% состоит из средств окружного бюджета. Так вот эта методика содержит противоречия. Район у нас большой, в советские времена он входил в первую десятку территорий округа по уровню экономического потенциала, соответственно, инфраструктура образовалась внушительная – школы, больницы, объекты соцкультбыта и т. д. Но при распределении средств из округа все это не учитывается, и нас по дотациям приравнивают к прочим муниципальным районам, которые такой инфраструктуры не имеют и, соответственно, не несут подобных затрат. Мы два года боремся с этой системой, но при этом Правительство автономного округа пересматривать методику не собирается.
Также мы рассчитывали в конце прошлого года получить дополнительные средства из округа, но не получили их. Округ подстраховался и создал себе финансовый резерв, так как планирует сокращение доходной части своего бюджета. Соответственно мы начинаем этот год без финансовой прочности, у нас нет запаса, поэтому бюджетные учреждения района будут переживать этот год очень сложно. Их руководителям поставлена задача по сокращению штатов, по минимизации расходов, экономии и т. д.
Корр.: А как обстоят дела со строительством?
Д. М.:
Мы одна из немногих территорий округа, которой разрешили провести конкурсы и начать строительство всех запланированных на конец 2008 года объектов. Здесь нужно отметить очень хорошую работу Управления архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, которое своевременно подготовило все проекты, потому что счет шел буквально на дни. Так, уже началось строительство пожарного депо в Советском и здания милиции в п. Пионерском. Пока строительство этих объектов заложено в окружной бюджет следующего года. В марте 2009 года в Думу автономного округа будет внесен проект закона о секвестировании расходов бюджета, в котором в большей степени будет секвестировано, то есть урезано, финансирование объектов капитального строительства.
Корр.: Для нас это что означает?
Д. М.:
В первую очередь, это означает, что строительство трех детских садов в Коммунистическом, Агирише, Малиновском, наверное, не начнется в 2009 году. Будем считать, что все переносится на 2010 год.
Корр.: А те объекты, которые заложены?
Д. М.:
Пока мы предполагаем, что они останутся у нас.
Корр.: О замораживании пока речи не идет?
Д. М.:
Пока нет, но говорить о перспективах тоже рано, поскольку объем финансирования еще окончательно не установлен, когда это случится - у нас появится достоверная информация.
Корр.: Все дело в низких ценах на нефть?
Д. М.:
Конечно, потому что 90% окружного бюджета формируется за счет средств нефтедобывающей отрасли. Если говорить об объектах, от которых мы можем отказаться с минимальным ущербом для себя – это объекты, строительство которых еще не начато, например, информационно-культурный центр в г. Советский, физкультурный центр в п. Пионерский, как я уже говорил, три новых садика. Проблематичной становится школа в п. Зеленоборский, но от нее не хотелось бы отказываться, то же самое с реконструкцией Советской районной больницы.
Корр.: Что, на Ваш взгляд, будет с ценами на жилье?
Д. М.:
На мой взгляд, они останутся на уровне 35 тысяч рублей за квадратный метр. Ресурсов для снижения нет, поскольку ставки по банковским кредитам повышаются, так что удешевление стройматериалов не повлечет за собой снижение цен на квадратный метр, а на вторичном рынке жилья цены, скорее всего, будут падать.

Корр.: Как обстоят дела с деревянным домостроением?
Д. М.:
Деревянное домостроение в нынешних условиях - это наша палочка-выручалочка. Именно оно позволит лесопромышленной отрасли работать в этом году, потому что есть надежды на высокое внутреннее потребление древесины. В этом году мы планировали выйти на уровень двадцати тысяч квадратных метров деревянного жилья.
Корр.: В какую сумму обходится квадратный метр районному бюджету?
Д. М.:
27 тысяч рублей. Кстати, стоимость квадратного метра социального жилья мы придумываем не сами, нам ее определяет Региональная служба по тарифам.
Корр.: А в кирпичном?
Д. М.:
35 тысяч рублей.
Корр.: В панельном?
Д. М.:
Так же, дело в том, что панели производятся в Югорске и стоят дорого.
Корр.: А какой смысл строить панельные и деревянные дома, если кирпичные очевидно лучше, а разницы в стоимости либо вообще нет, либо она незначительная?
Д. М.:
Смысл в том, чтобы загрузить работой наши местные предприятия – это, во-первых. А во-вторых, в прошлом году были проблемы даже с кирпичом, его невозможно было достать.
Корр.: И это подтвердят предприниматели, которые занимаются производством и поставками стройматериалов?
Д. М.:
Разумеется. Мощностей Пионерского кирпичного завода не хватало, а брать в Югорске – слишком дорого для нас.
Корр.: Если спрос намного превышает предложение, наверное, имеет смысл развивать производство? Существуют же административные механизмы для поддержки отдельных секторов экономики?
Д. М.:
Существуют, но денег на это нет. Мы по возможности стараемся поддерживать кирпичное домостроение, чтобы Пионерский кирпичный завод имел работу, мы поддерживаем деревянное домостроение, чтобы домостроительный комбинат был загружен. Вот это форма нашей поддержки. Мы могли бы строить больше любого жилья: и деревянного, и кирпичного, если бы мощности заводов наших поставщиков позволяли.
Корр.: Могли бы строить больше, но было не из чего – ясно. Давайте поговорим о малом и среднем бизнесе, о котором много говорят, но мало делают. А у нас как?
Д. М.:
Поддержка малого предпринимательства осуществляется на уровне округа через реализацию программы. Администрация района дважды вносила свою программу в Думу, дважды Дума ее отклонила по разным причинам. Первая программа, когда еще закон нам позволял, предполагала предоставление бюджетного кредита филиалу окружного Фонда поддержки предпринимательства. Тогда депутаты не согласились, потому что им не понравилась схема кредитования субъектов малого предпринимательства. В 2008 году изменилась форма поддержки, был принят новый окружной закон. В соответствии с этим документом мы составили свой проект программы, который депутаты отклонили ввиду того, что не нашли необходимых для реализации программы 12 миллионов рублей. Есть два выхода, первый – принять программу без депутатов на уровне районной администрации, у нас такая возможность есть, и второй вариант – договариваться, объяснять необходимость и значимость поддержки малого и среднего бизнеса. Хотя нужно признаться, в любом случае необходимых средств в бюджете района нет. Сейчас идут повсеместные сокращения и уменьшения объемов заработных плат, в таких условиях обозначать финансовую поддержку малого бизнеса как приоритетную задачу было бы странно.
Корр.: Как человек, находящийся во власти, скажите: чиновники, которые пишут программы для развития бизнеса, депутаты, которые эти программы утверждают либо не утверждают, понимают, насколько это важно? Порой создается впечатление, что тема бизнеса для них далекая, а все делается для бутафории что ли.
Д. М.:
Да нет, если бы это было так, ограничились бы раздачей почетных грамот.
Корр.: А что, разве не так?
Д. М.:
Раздаем, конечно, и грамоты, отмечаем праздники торговли, чествуем предпринимателей-спонсоров социальных акций – все это есть. А по поводу бутафории – это не бутафория, а жесткая ограниченность ресурсов. Вообще в нашем округе за последние 12 лет на поддержку бизнеса было потрачено больше миллиарда рублей. Сейчас основное направление поддержки малого бизнеса заключается в том, чтобы дать предпринимателям возможность показать себя, чему-то научиться, найти для себя некие конкурентные преимущества и за свои деньги эти преимущества реализовать. Исходя из этого, все мероприятия в округе представляют собой выделение средств на оплату семинаров, поездок на выставки местных товаропроизводителей. И мы идем в том же направлении. А что касается малого бизнеса в сфере торговли, то там существуют жесткие ограничения по количеству проверок, которые могут осуществлять инспектирующие службы. Другими словами, в данном случае помощь заключается в том, чтобы не мешать работать.
Корр.: Странно как-то выходит на поддержание бюрократического аппарата у чиновников всегда находятся и ресурсы, и нормативные акты, а вот на развитие реального сектора… Хорошо, тема малого бизнеса требует более обстоятельного разговора, это предмет отдельной беседы. Пара слов по теме городских агломераций, тем более, что мнение ваших югорских коллег нам уже известно.
Д. М.:
Термин «агломерация» чисто экономический, очень не хотелось бы, что бы все это перешло в область политических дискуссий.
Корр.: Это когда у нас экономика без политики обходилась?
Д. М.:
Да, такое бывает на муниципальном уровне, а вот на уровне округа и области уже трудно отделить экономику от политики. Нам же с Югорском особо делить нечего. Существование двух городов, располагающихся в непосредственной территориальной близости друг от друга, в любом случае предполагает наличие тесных экономических связей. Рассматривать преобразование экономики и социальной сферы одного города в отрыве от другого - невозможно. В данном случае агломерация характеризует некую общность территории. Жители нашего города работают в Югорске, югорчане ездят к нам в магазины.
Корр.: Непонятно тогда, что означает словосочетание «создание агломераций».
Д. М.:
Создать в данном случае - перенести идею на бумагу для того, чтобы можно было рассматривать некий макет, который позволит вырабатывать управленческие решения в части этой территории.
Корр.: С администрацией города Югорска уже были какие-то контакты на эту тему?
Д. М.:
Никаких документов от Правительства округа по созданию агломерации нет. По большому счету, необходимо провести работу по созданию информационной базы о состоянии экономики и промышленности наших городов для того, чтобы иметь возможность рассматривать перспективу создания каких-то единых служб. Пока тесных контактов на эту тему не было и, я думаю, что они предвидятся только в будущем с подачи Правительства автономного округа. Хотя возможностей для сотрудничества много, в первую очередь, в области здравоохранения. У нас подготовлено соответствующее соглашение между лечебными учреждениями. Все же знают, например, что в Югорске есть компьютерный томограф – у нас нет…
Корр.: Не знаю, слышали ли Вы шутку на эту тему: «В Югорске хороший роддом, а в Советском - морг, в Югорске - компьютерный томограф, а в Советском - морг, в Югорске - хорошая детская поликлиника, в Советском - морг». Не получится так?
Д. М.:
Я надеюсь, что нет, для этого и будем работать. У нас есть доктора-профессионалы, к которым обращаются и жители Югорска, а это важнее любой материально-технической базы. Если говорить о строительстве роддома, то мы планировали начать его в 2011 году, независимо от планов города Югорск.
Корр.: Давайте перейдем от власти близкой к еще более близкой – городской. Как складываются отношения между городской и районной властью?
Д. М.:
Насколько мне известно, путем достаточно сложных переговоров были достигнуты договоренности о том, что полномочия, наиболее затратные, обеспечивающие жизнедеятельность города, остаются за районом. Ругать городскую администрацию не вижу никакого смысла, поскольку у нее не было возможности особо себя проявить. Я думаю, что у них эйфория от победы на выборах прошла, и сейчас у нас начнется нормальное плодотворное сотрудничество с городской администрацией. Скандалы, наверное, будут, видимо, это часть местного менталитета – решать спорные вопросы громко.
Корр.: Скажите, в результате всех этих перетрубаций с полномочиями, как изменится совокупное количество чиновников?
Д. М.:
Пока чиновников не станет больше с учетом финансового дефицита, но в целом та система, которая внедряется в нашей стране путем создания в каждом поселении администраций, безусловно, ведет к увеличению количества чиновников. Станет больше бухгалтеров, например. К тому же, в каждой администрации будут созданы свои профильные управления.
Корр.: Парадоксальная картина получается: одних сокращают, других увеличивают.
Д. М.:
Меняются полномочия, меняется структура администраций поселений. К сведению, в средней полосе России чиновников намного больше, чем у нас, поскольку округ наш молодой. Нужно понимать, что поселения не могут не выполнять предписанные им законом полномочия, соответственно, штатные единицы под них создаются.
Корр.: Вопрос от читателей: что у нас с бассейном?
Д. М.:
Строительство бассейна было закончено осенью этого года, сейчас с некоторой задержкой осуществляется поставка мебели и технологического оборудования. К концу января, думаю, бассейн заработает в нормальном режиме.
Корр.: А что у нас со строительством виадука? Сначала он долго стоял, потом выяснилось, что объект нуждается в реконструкции, на которую денег так и не нашли. В итоге все закончилось тем, что приехали, сняли знак и сказали, что он открыт.
Д. М.:
Движение по нему в настоящий момент разрешено и это главное. К сожалению, для иного мы пока возможностей не имеем.
Корр.: Что с ивдельской дорогой?
Д. М.:
Это нужно спрашивать у наших соседей-свердловчан.
Корр.: Россель приехал, открыл…
Д. М.:
Видимо, это было открытие частичного проезда.
Корр.: В отпуск по этой дороге нельзя будет съездить?
Д. М.:
Почему? С большой вероятностью можно, если не произойдет экстраординарных событий. К лету основные строительные работы должны завершиться.
Корр.: Последняя тема для разговора, как и в прошлый раз, местные СМИ.
Я имею в виду то, в какой стадии процесс акционирования ОАО «РТР»? В прошлый раз вы говорили, что это долгий и мучительный процесс.
Д. М.:
Сейчас и газета, и ТВ работают нормально. Процесс закончился, акционирование завершено, в течение года вели переговоры с потенциальными покупателями предприятия, но в связи с кризисом все остановилось. Проблема еще и в том, что актив трудно оценить в денежном эквиваленте. Здание находится в центре города, есть определенная материально-техническая база, предприятие с историей и т. д. Как все это посчитать?!
Корр.: Вы не находите, что это интересная тема, если обсуждать ее в русле агломерации?
Д. М.:
Да, мы предлагали эту идею Югорску, но администрация города не захотела отказываться от своего городского ТВ. К тому же, у нас в то время с телевидением было много проблем…
Корр.: «РТР» дорого обходится бюджету?
Д. М.:
Очень дорого.
Корр.: Оправдывает затраты?
Д. М.:
С экономической точки зрения газета оправдывает, а телевидение нет, но оно востребовано населением. Местные новости смотрит большинство жителей района, по этой причине есть интерес рекламодателей. К тому же, телевидение - это очень важный информационный ресурс для нас, поскольку «Норд» или «Югорск ТВ» не будут в полном объеме освещать те мероприятия, которые у нас проходят. Поэтому мы не собираемся отказываться от услуг телевидения. Будем экономить, в случае необходимости сокращать эфирное время, главное, чтобы коллектив понимал логику наших действий. 


                                                                                                                        Беседовал В. Турин

431

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки