Тема дня

26.02.2015 - 00:29

«Мы толкаем предпринимателей на обман государства…»

В Югре приняты «налоговые каникулы» для будущих индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной или патентной системе налогообложения. Депутаты думы ХМАО хоть и проголосовали за данный законопроект, предложенный департаментом финансов, высказали мнение, что вряд ли он существенно скажется на развитии в округе малого бизнеса, так как воспользоваться им смогут немногие. Финансисты правительства Югры настаивают – закон даст свой эффект, ведь он направлен на вывод нелегального бизнеса и мотивацию создания новых проектов.

Депутаты думы ХМАО за один присест приняли законопроект, который так ждал малый бизнес после обещания президента Владимира Путина о новых налоговых послаблениях для них. Напомним, в своем послании президент обещал двухлетние налоговые каникулы для предприятий, которые регистрируются впервые, а также льготы для производств, которые начинаются «с нуля».

Выступая перед депутатами, директор департамента финансов ХМАО Вера Дюдина напомнила, что в конце 2014 года вступили в силу изменения в Налоговой кодекс РФ, дающие регионам возможность устанавливать с 2015 по 2020 год двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и (или) научной сферах, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения.

По ее словам, федеральный законодатель позволил регионам самостоятельно выбирать, какие виды деятельности подойдут для применения нулевой ставки, а также устанавливать ограничения на применение нулевой налоговой ставки, в том числе в виде предельного размера доходов ИП и средней численности работников. Нарушение этих условий будет основанием для утраты права на применение указанной налоговой ставки.

По ее словам, федеральный законодатель для применения льготы установил ограничение по численности работников: для ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, – 100 человек, для патентной системы – 15 человек. Годовой доход у этих ИП не должен превышать 60 млн рублей в год.

«С учетом мнений предпринимательского сообщества мы ввели дополнительные ограничения – для ИП, применяющих упрощенную систему, численность должна быть не более 50 работников», – отметила Вера Дюдина.

Уже позже один из помощников Дюдиной рассказал Znak.com, что по поводу ограничений были бурные дискуссии с муниципалитетами. Ведь именно муниципалитеты будут считать недостающие доходы от применения налоговых каникул. «Были те, кто предлагал более жёсткие ограничения. Например, Ханты-Мансийский район предлагал установить предельный размер годового дохода в пределах от 200 тыс. рублей. Но закон позволяет нам снизить данную планку только до 6 млн рублей. Кроме того, анализ налоговой службы по ХМАО показал, что это все равно нецелесообразно, так как основная доля, или 90%, налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых предполагается установить нулевую налоговую ставку, и зарегистрированные в 2012 и 2013 годах, получили доход, не превышающий 1 млн рублей. С другой стороны, был запрос у других муниципалитетов на более повышенный доход – например, Сургутский район «запросил» 60 млн рублей. И мы в итоге оставили данный критерий на уровне, установленном Федерацией», – отметил собеседник.

По его словам, также были большие споры по установлению средней численности работников ИП. «Первоначально департамент финансов предлагал установить ограничение по численности - 10 человек, чтобы распространить действие льготных условий только на микропредприятия, при этом не устанавливать предельное значение по численности (15 человек), а также принимая во внимание предложения муниципальных образований (большинством предложено ограничение именно в 10 человек). Но в ходе обсуждения решили, что число работников не должно превышать 50 человек», – рассказал представитель депфина.

Также много предложений было по перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка. По ее словам, сферы деятельности, в которых будет применяться льгота, остались теми же, что прописаны в федеральных законах.

Как пояснила Дюдина, льгота принесет выпадающие доходы, которые оцениваются до 55 млн рублей ежегодно.

Депутат Александр Колодич высказал озабоченность тем, что после принятия данного закона малый бизнес будет массово уходить либо в ИП, либо на патентную основу, чтобы получить льготу. «Риски такие есть, не исключаем, но налоговики будут выполнять свою контрольную деятельность», – ответила Вера Дюдина. Депутат Евгений Марков поддержал Колодича и добавил, что нужно расширять налоговые преференции не только для данных категорий малых предпринимателей. «Почему бы нам не выступить с законодательной инициативой по снижению налогообложения по тем же отраслям экономики, что мы льготируем данным законом, и для наших ООО. Мы ведь можем выступить с предложением по снижению наших региональных нормативов», – сказал он.

Вера Дюдина предложение не поддержала. Она отметила, что сейчас на федеральном уровне обсуждается план по мерам поддержки экономики, в том числе вопрос о возможном снижении для малого и среднего бизнеса ставок от 6% до 1%. «Обсуждается целый ряд льгот, и когда это право будет предоставлено субъектам РФ, мы, естественно, будем этой работой активно заниматься», – обратилась она к Маркову. Но на это Марков лишь отметил, что регион и сейчас может этим заниматься на своем уровне.

– Не может, – оборвала Маркова Дюдина. – У нас сейчас установлены ставки в соответствии с федеральным законодательством.

По ее словам, даже если федеральный центр и позволит снижать ставки, то и тут надо подумать – насколько, поскольку эти налоги формируют доходы местных бюджетов. Но Марков настаивал на своем.

– Если посмотреть, какой эффект от предложенных сейчас вами льгот, – это всего 55 млн рублей. Если прибавить сюда доходы от ООО, общий выпадающий доход будет примерно 100 млн рублей. Это не 20 млрд рублей, которые мы ежегодно в виде льгот предоставляем предприятиям ТЭКа. Мое предложение – внести на рассмотрение правительства вопрос об уменьшении налогообложения для предприятий ООО, работающих в тех же секторах экономики, что мы льготируем данным законопроектом, – подытожил Марков.

Но Вера Дюдина была непреклонна. Она заявила, что главная задача предложенного законопроекта – вовлечь в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность.

– Речь идет о том, что данных предпринимателей еще нет, но мы их мотивируем, говорим: придите и легально займитесь бизнесом - и у вас будет минимальная ставка. Это способ вывести их из тени.

Она добавила, что власти уже сделали все возможное для облегчения налогового бремени других категорий малых предпринимателей: «Мы могли им в свое время поднять ставку до 15%, но у нас она минимальная – 5 %, и мы ее держим, хотя могли бы для каких-то видов деятельности, более маржинальных, ее поднять до максимума».

Этот спор прервал депутат Юрий Важенин. Его интересовало, почему льгота только для тех, кто «впервые» зарегистрировался как ИП.

– Почему не вновь? Я был индивидуальным предпринимателем, не пользовался никакими льготами, окреп и создал ООО. Теперь вроде как дается возможность мне уйти от налогов, но если я вновь уйду в ИП, я никаких льгот иметь не буду. На мой взгляд, надо уравнять шансы и убрать эту норму, кто впервые зарегистрировался, – обратился он к Дюдиной.

Но чиновники пояснили, что в первом варианте федерального законопроекта была формулировка «впервые зарегистрированный за последние два года», но уже в окончательном варианте осталось только «впервые».

– Это федеральная норма, и направлена на то, чтобы стимулировать тех, кто в таких непростых условиях решится впервые заниматься бизнесом, – пояснил директор департамента экономического развития ХМАО Павел Сидоров.

– Ну мы толкаем предпринимателей на изобретательство для обмана государства, – грустно подытожил Евгений Марков.

Депутаты в итоге хоть и сошлись на том, что данный законопроект не сильно-то и поможет малому бизнесу, но все равно единогласно его поддерживали в том виде, в каком он пришел в думу, в первом и втором окончательном чтениях. Данный законопроект вступает в силу с 1 января и действует до 1 января 2021 года.

Вероника Завьялова

610

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки