Тема дня

21.11.2018 - 09:04

Не делайте мне буллинг, или «Школа выживания»

«Строит из себя святошу: не курит, не пьет, по «впискам» не ходит!»; «Нищеброд! Даже на нормальный телефон нет денег»; «Страшная/толстая/тупая такая! Кто с тобой общаться-то будет?»... Тема травли в школе актуальна во все времена. Жертвой буллинга может стать любой ребенок. И дело не в том, что он «не такой как все». Причина травли — желание одноклассников доминировать, показать свою крутость. Многие думают, что это «школа выживания», которую надо пройти. На самом деле для ребенка это травма, которая может повлиять на его взрослую жизнь. Наши герои согласились откровенно поговорить с ИА «2 ГОРОДА» на эту непростую тему: каково это — быть объектом насмешек в своем классе или, наоборот, находиться по другую сторону баррикады школьных издевательств, и за что гнобят нынешние одноклассники своих сверстников. 

 

«Оскорбляли за то, что я была бедно одета»

Кристина (имя изменено по просьбе собеседницы), 31 год:

- Мои родители поехали за лучшей жизнью на Север, когда мне было 10 лет. В пятый класс я пошла уже в Югорске. Большого дохода у нашей семьи не было. В итоге родители зарабатывали копейки, и их едва хватало на еду. О новых вещах мы с братом только мечтали. Мама — швея — как могла, пыталась нас одеть. Бывало и такое, что перешивала вещи по несколько раз.

В общем, придя в школу, я столкнулась с травлей одноклассников по поводу своего скудного и бедного гардероба. Помню постоянные придирки, оскорбления, потасовки. Это было ужасное время для меня! В школу ходить вообще не хотелось, каждый день для меня был стрессом! 

Сейчас скажу, что меня это не сломало, а, наоборот, закалило мой характер. Я всегда добиваюсь поставленных целей: окончила институт с красным дипломом, работаю на хорошей должности… А ситуация с безденежьем подтолкнула меня научиться шить и вязать красивые вещи. Сейчас с одноклассниками общаемся редко, но когда собираемся, прошлые обиды не обсуждаем. Наверняка они все помнят. Надеюсь, им стыдно, и своих детей они будут воспитывать не такими жестокими, какими были сами.

 

«Если ты не куришь и не пьешь, тебя высмеивают и называют странным»

Катя Поперечная (имя изменено по просьбе собеседницы), 15 лет:

- Говорят, что сейчас подростки жестокие. Я думаю, что так было всегда, как и всегда существовала проблема «отцов и детей». Сейчас молодежь тоже конфликтует и между собой и с родителями. Часто подростки, совершая проступки, не задумываются о последствиях.

Нынешние сверстники гнобят своих одноклассников за то, что те не похожи на остальных. В свои 14-15 лет многие уже знают вкус алкоголя и табачных изделий. Если ты не куришь и не пьешь, тебе предъявляют, что ты странный. Некоторые просят пояснить за одежду, за то, что она не такая дорогая, как у них. В молодежных компаниях любят высмеивать определенных людей, которые обычно воспринимают стеб всерьез и начинают искать причину в себе. Так и до депрессии или суицида недалеко.

Сегодня многих моих сверстников не понимают родители, и получается, что помимо сверстников их гнобят и в собственной семье. Временами кажется, что все против тебя, и в этом мире нет поддержки, но надо научиться ценить то, что имеешь на данный момент. А еще есть психологи в школах, стоит к ним только обратиться. Поэтому не замыкайтесь в себе, это путь в никуда.

 

«Школа — больное пространство. И мы — толпа молчаливых неучастниц»

Ксения Бугрова, 27 лет:

- «Юля, твоя мама поступила очень плохо. И Саше от этого больно», — говорила наша классная с убежденностью твердой, как вершина шкалы Мооса. Мы с одноклассницами сидели кружком, Юля голубыми глазищами смотрела то на нас, то на хмурую учительницу, а в глазищах дрожали слезы. Саша же, согретая силой толпы, сидела расслабленно и ухмылялась.

У нас в классе были приняты духовно-нравственные беседы для девочек/мальчиков/мальчиков и девочек вместе. На этой, девчачьей, мы должны были уяснить, вызубрить: нельзя уводить чужого мужа, и что расплата передается по наследству. Юлина мама позарилась на Сашиного папу, поэтому Юлины страдания закономерны. Тощая Саша и ее полная подружка Кристина имеют полное право издеваться над дочерью «блудницы». А мы, остальные, имеем полное право делать вид, будто ничего не происходит. Об этом не говорилось прямо, но и так все было понятно.

Школа — больное пространство. Это сказал учитель-аноним одному изданию. Болезнь провоцируют авторитарное устройство, неизбежное подчинение по цепочке. Администрация — учителя — дети. Родители чаще всего чуть сверху и в стороне. В истории с Юлей их не было (не помню), зато была ветхозаветная мораль классной, непреложная учительская истина. Была Саша, которая право имеет, и были мы — толпа молчаливых неучастниц. В 15 лет этот сюр казался нормальным положением дел.

И все же что-то меня смущало. Я пыталась общаться с Юлей, но не заступалась, когда ее гнобили: не хватало смелости, сил. А в какой-то момент вообще трусливо придумала причину, чтобы отстраниться. Уговорила себя, что Юля меня подвела. Конечно, не было такого, но душил страх, что вот-вот и меня оглушит гогот, накроют сплетни и презрительные взгляды.

Буллинг продолжался: то вялый, то жаляще-бодрый, и закончился выпускным, на который Юля не пришла. Сколько нужно времени, чтобы «вылечиться» от школы? После той истории прошло больше 10 лет.

 

«Если моего ребенка будут обижать, не буду никому бить морду, а лучше разберусь в ситуации»

Ольга (мама ученика, в чьем классе травили ребенка), 41 год:

История произошла в классе моего ребенка. С нами учился мальчик из малообеспеченной семьи. Тогда школьной формы не было, и дети ходили, кто в чем мог. Один паренек все время ходил в спортивном костюме. Наш класс, мягко говоря, был с претензией на «элитный» (не люблю это слово): родители-начальники или работали в «трансгазе». К тому же все дети хорошисты и отличники, а он был середнячком. 

В пятом классе несколько девочек-отличниц объединились и стали дружить против класса. Даже классная руководительница — она была молоденькая, только после пединститута — справиться с ними не могла. И девочки решили, что этот мальчик не подходит их классу, и написали на него заявление директору школы.

Потом они пытались подписать заявление у класса, но не все ребята пошли на это. Чем дело закончилось? Мальчик доучился с нами до 7-го класса.

Я считаю, что многое зависит от родителей: как они настроят и мотивируют своего ребенка. Мама этого мальчика держалась особняком, не пыталась урегулировать ситуацию. Если моего ребенка будут обижать, то я не пойду никому бить морду, а лучше разберусь в ситуации и настрою сына на другое восприятие...

 

«В моей практике был случай, когда девятиклассники издевались над своим одноклассником. Парень даже плакал при всех»

Директор Советского филиала АНПОО «Уральский промышленно-экономический  техникум» Анна Филиппова (г. Советский):

Фото из личного архива Анны Филипповой

- Травля в школе — тема очень серьезная как для детей, так и для взрослых. Мы отдаем свое чадо в школу и думаем, что все его будут холить и лелеять, но реальность иногда бывает совершенно другой. Когда такое происходит с твоим ребенком, хочется всем закрыть рты, встать на защиту. Такой вариант ничего не даст. В моей практике был случай, когда девятиклассники издевались над своим одноклассником. Парень даже плакал при всех. Обидчики говорили, что цепляются к нему и ждут, когда он ответит, вспылит, закричит. В итоге я пригласила в кабинет «вожака» и маму парня, которого обижали. Мать проявила такую агрессию к однокласснику своего сына, что тот запросил меня о помощи. На это я ответила, что ничего не вижу и не слышу. После этого все прекратилось. Это было не педагогично, зато действенно.

Я считаю, что прекратить травлю можно в случае, если ты не будешь поддаваться (вспомните себя в школе, да и не только — на работе). Как только дашь отпор, сразу все прекращается.

Но лучше, если такой ситуации вообще не будет. И это зависит от родителей в первую очередь, и от учителя — во вторую. Пример из практики. Ребенок с тяжелой инвалидностью обучается в обычной школе. Родители воспитали в девочке чувство собственного достоинства, которое позволило не стесняться собственных патологий. Учитель так организовал взаимоотношения в классе, что ученики считали за честь помочь своей однокласснице.

Надо ли вмешиваться? В зависимости от ситуации. Я сама педагог с многолетним стажем. Никогда не вмешивалась в процесс воспитания моих детей в школе. Молча слушала о том, что мои дети сделали не так, какие они у меня плохие, что не выполняют домашнее задание. Однажды меня и моего сына пригласили в школу, в кабинет завуча. Заместитель директора по учебной части на повышенных тонах спрашивала у моего сына, почему у него по математике выходит двойка. Я попросила ребенка выйти из кабинета и этот же вопрос задала завучу. После нашего разговора моего ребенка оставили в покое: он закончил 9 классов, ушел в колледж. Сегодня получает второе высшее образование.

Учите детей защищать себя. Сейчас многие будут возмущаться, мол, им и так дали много прав, а где обязанности?! Я снова и снова буду повторять: учите детей защищать себя и сами защищайте своих детей! Но при этом все должно быть в меру.

 

Мнение эксперта

Практикующий психолог, психотерапевт (со специализацией в гештальт-подходе) Марина Понкратова (г. Советский):

Фото из личного архива Марины Понкратовой

- В своей практике я достаточно часто сталкиваюсь с подростковой агрессией: в учебных заведениях, на улице, в семье. Причем в 8-9 классах агрессия сильнее, чем в 10-11, потому что подростки постепенно учатся контролировать свои эмоции.

Ребенок не рождается жестоким, это «приобретение» от воздействия внешней среды. Человек, как животное, может быть агрессивным в определенных ситуациях — тогда, когда ему нужно выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является базовым в появлении и проявлении жестокого поведения. Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр также важно в появлении жестокости у детей и подростков, но вторично.

В семье ребенок часто играет роль «жертвы» в детско-родительских отношениях:

– Когда у родителей сверхзабота и жалость, они неосознанно показывают ребенку, что он ничего не может («жертва»).

– Когда в семье жестокость и насилие (физическое и психологическое и к ребенку, и к другим членам семьи), ребенок тоже «жертва». И такие дети пытаются заполучить власть среди более слабых, доказать, что они могут быть авторитетом.

В своей практике я часто встречаюсь с ситуациями буллинга. Причем обращались ко мне мамы и папы обеих сторон этого неприятного процесса: и родители жертв и родители агрессоров.

Одна из историй, произошедшая не в нашем городе (работаю в «скайпе»): красивая 14-летняя девочка, недавно пришедшая в класс, вызвала интерес мальчиков-одноклассников, чем, видимо, спровоцировала, раздражение некоторых сверстниц. На перемене, переодеваясь на урок физкультуры, 4 сверстницы попытались начать разговор с оскорблений. Получив такой же ответ, девочку толкнули, уронили, но она закричала, призывая на помощь, чем напугала нападавших, заставив их отступить.

На этом травля не закончилась. Одноклассницы продолжили писать в социальных сетях, в записках на уроках. Предлагали за «спокойную жизнь в классе» заплатить «моральный ущерб» — встать на колени перед всем классом или выйти на драку. Сообщения были очень даже нешуточными, вплоть до угроз, что придут с «толпой пацанов, и они тебя…».

В описанном случае все закончилось хорошо, так как девочка показала сообщения маме, обратившись к ней за помощью. Чаще же наши дети пытаются самостоятельно решить такие проблемы.

 

Что делать в похожих ситуациях? Как быть с подростковой жестокостью?

В семьях:

- Воспитывать детей, не используя приказной и запретительный характер, не делая ребенка «кумиром», который не в состоянии обслужить себя сам. Ведь тогда ребенку не нужно будет доказывать окружающим, что он чего-то стоит, проявлять насилие над слабыми.

- Поговорить с ребенком о возможном жестоком поведении в отношении него. Объяснить опасность. Внушить, что первое действие в случае угрозы — сообщить об этом родителям, что в таких случаях только взрослый может принять правильное, взвешенное решение.

- Очертить круг людей для ребенка, к кому можно обратиться за помощью, если по каким-то причинам не получается это сделать с родителями.

- Убедить ребенка, что в любом случае надо действовать по закону, а не по понятиям. Объяснить, как наказуемы по закону такие действия.

В школах:

- Не закрывать глаза, надеясь, что подростки сами разберутся.

- Рассказывать подросткам и родителям о юридической ответственности.

 

И еще:

· Экстренная психологическая помощь, телефон доверия в Югорске: 28-7-28.

· Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (работает круглосуточно, бесплатно): 8-800-2000-122.

· Центр психологической помощи в Советском: https://vk.com/club117085998

· Психологическая помощь в Югорске, Советском: https://vk.com/territorijavozmojnostei

 

КАТЯ ЧЕХОВА

ИА «2 ГОРОДА»

9
5702

Комментарии

Аватар пользователя Федя
Федя
5.53.16.255

 Главное не выращивать компьютерных овощей! Занятия спортом в помощь и конечно личный пример.

Аватар пользователя Еленка
Еленка
145.239.90.27
вы может 2-х метровый блондин с голубыми глазами, а ребенок маленький толсожопик и нос картохой, вы же его заклюёте своим личным примером.
Аватар пользователя (((((((
(((((((
37.233.103.114
Все психологи которые попадались мне с садика, понятия не имеют что это такое и даже когда была проблема, пришла поговорила с психологом и ...ничего. Нулевой результат. К сожалению.
Аватар пользователя ГТЮ+
ГТЮ+
188.19.168.79

Да! Отпрыски газпромовских начальников очень сильно любят выделываться. Шмотки, машины, поездки на Мальдивы, к примеру. В разговорах мажоры любят прихвастнуть, сколько "капусты" на зарубежных курортах потратили, на каких автомобилях ездят, ... Однако, не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна.  ...В охране УАВР по сей день работают батюшкины сынки, с огромными зарплатами. Попадают туда по знакомству. Пора эту шайку - лейку разгонять, согласно Конституции России. Газпром в Югорске сдувается, на корабле паника. Это радует. Icon biggrin

Аватар пользователя Йцукен
Йцукен
92.43.84.77

Не согласен. Не деньги главная беда, а то что родители этих детей из-за загруженности на работе не уделяют их учебе и воспитанию времени... Но это проблема не только ГТЮ, а любой организации где тебе приходится работать по выходным, задерживаться на работе до позднего вечера.

Аватар пользователя ХРЮ+
ХРЮ+
188.19.168.79

Не деньги главная беда, а то, что родители присовывают своих, иногда и вовсе бесталанных "мажорчиков" по блату, на денежные места.

Аватар пользователя Будущий пенсионер
Будущий пенсионер
85.140.14.150

___- Воспитывать детей, не используя приказной и запретительный характер,___

Да да, конечно, ... не в каждой семье есть психолог или учитель со стажем, который одним убеждением может воспитать в ребенке доброе вечное.

Аватар пользователя Грицай
Грицай
46.148.19.52
Здесь написали за детей газпромовских руководителей. Можно только подтвердить, и с горечью кивнуть. В ЛПУ там вообще начальство царь и бог, в некоторых случаях женщины проходят через их отбор. Мужья с горечью вздыхают, ревность. А никуда не денешься кредиты, семья. Подумаешь молдая жена с корпоратива под утро придёт. Зато это гарантии, какие никакие. Так и живут..
Аватар пользователя Йцукен
Йцукен
92.43.84.72
Ну значит такие семьи... если так живут

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки