Тема дня

14.01.2021 - 08:58

НЕ В СТОРОНЕ. «Я не понимаю, как можно пройти мимо, когда видишь, что рядом умирает собака». Люда — о предательстве, выгорании и шансе на жизнь

Несмотря на яркую, неординарную внешность, Люда немногословна и предпочитает находиться «в тени». Я позвонила ей, потому что давно хотела сделать материал о ее деятельности. Мне нравятся люди с сильным характером, которые помогают слабым не для пиара и потехи своего самолюбия под маской любви, а потому что по-другому не могут. Люда — из таких. Она спасает животных, давая им шанс на жизнь. Помогает всем: бездомным и некогда домашним собакам и кошкам, которых предали люди, выбросив на полном ходу из машины или оставив умирать в лесу в картонной коробке на морозе. Годы волонтерства в режиме 24/7 научили Люду не плакать и не жалеть, а четко следовать отработанной схеме. А иначе никак — можно выгореть. Хотя бывают истории, от которых мурашки. Истории о нереальной самоотдаче делу. Ну, например, кто еще кроме Люды решится ночью повезти из Югорска в Тюмень неходячую собаку? Потому что именно там нашлись волонтеры, которые были готовы вылечить и приютить бедное животное. Позже выяснится, что собака стала инвалидом из-за пули, застрявшей в позвоночнике.  

 

«Наш девиз почти как у ВДВшников — "Кто, если не мы!"»

При подготовке к интервью в моей голове крутился лишь один вопрос к нашей сегодняшней героине: зачем ей все это надо? Тем более, забегая вперед, скажу, что Люда, помимо реальной волонтерской помощи бездомышам Югорска и Советского, ежедневно ведет в социальной сети организованное ей пять лет назад сообщество «Кот Бегемот».    

Фото: Катя Чехова, ИА «2 ГОРОДА»

– Люда, откуда этот посыл — помогать братьям нашим меньшим?

– Это все родом из детства. Будучи ребенком, я всегда старалась погладить, подкормить животных на улице. Домой, конечно, их никто не разрешал забирать... Поначалу это был максимум того, что я делала. Когда начала жить отдельно от родителей и создала свою семью, встал вопрос о том, что надо бы завести питомца, потому что без кота и жизнь не та (смеется). Вот тогда-то я и окунулась в проблему бездомных животных в нашем городе и по мере изучения этой темы поняла, что у нас все с этим печально: нет приюта, нет должного содержания бездомных животных… 

– Как от простого сочувствия брошенным животным ты дошла до помощи им реальными действиями?

– В 2014 году я осознанно стала помогать бездомным животным: лечить, стерилизовать, пристраивать. До этого, как я уже говорила, только подкармливала животных и думала, что ими кто-то занимается. После того как я углубилась в эту тему, поняла, что животные предоставлены сами себе. Поэтому уже много лет наш с девчонками-волонтерами девиз как у ВДВшников, если немного перефразировать, — «Кто, если не мы!» (смеется).

 

«Ответственность ввели, а как это вы будете исполнять — ваша проблема»

– Помимо лечения и поиска четвероногим нового дома, у тебя были планы серьезнее — пойти к главе Югорска, чтобы пообщаться с ним на тему строительства приюта для бездомных животных. Приюта до сих пор нет, что пошло не так?

– Я ходила в 2018 году, но не к мэру, а к его заместителю, Сергею Голину, который тогда мне ответил, что муниципалитет не готов содержать бездомных животных. Правда, был один вариант — получение земли при условии наличия бизнес-плана и готовности самим организовать приют и на этом зарабатывать. Но на тот момент в городе не было свободных зданий под организацию приюта. Повторно с этим вопросом я обратилась к властям муниципалитета этим летом, но в личном приеме мне отказали, вновь перенаправив к заместителям главы. Объяснили это тем, что приют для бездомных животных — не компетенция градоначальника. В Департаменте жилищно-коммунального и строительного комплекса мне тогда ответили письменно, что в нашем городе есть подрядчик, который ведет отлов бездомных животных.

Фото: Катя Чехова, ИА «2 ГОРОДА»

– Как волонтеры вы как-то взаимодействовали с новым подрядчиком — «СМУ-32»? Например, выезжали смотреть, в каких условиях содержатся отловленные животные? Другие местные волонтеры утверждали в свое время, что попасть на объект далеко непросто.

– Когда мы узнали, что в феврале 2020 года прошел аукцион и заключен контракт со «СМУ-32», мы сразу позвонили по указанным номерам с целью предложить им свою помощь. На тот момент руководства не было на месте, нам ответили, что передадут наши пожелания. И на этом ВСЕ, никто нам так и не перезвонил. Позже на нас вышла девушка, видимо, сотрудница данной службы отлова, которая предоставляла нам информацию по отловленным животным. Их фотографии мы размещали у себя в группе с целью поиска им новых хозяев. На сайте администрации была информация о том, что «СМУ-32» занимается отловом бездомных животных до конца мая 2020 года. Осенью мы списывались с ДЖКиСК на сайте администрации по этому поводу, и нам ответили, что по октябрь отловом бездомных животных по-прежнему занимается подрядная организация «СМУ-32». Кто сейчас выполняет эту работу, непонятно. Вероятнее всего, никто.

– Ох, как все тайно-то. Как на засекреченном объекте: ни адреса в открытом доступе, ни какой-то другой дополнительной информации. До этого у нас функционировало «Зазеркалье», где тоже были не особо разговорчивые ребята.    

– Я понимаю, почему. Во-первых, потому что все начнут таскать туда животных. Во-вторых, возможно, они не совсем добросовестно выполняли свои обязанности. Например, помню случай с «Зазеркальем», когда его руководство долго отнекивалось от того, что они убили двух домашних немецких овчарок. Хотя мы видели трупы этих собак в биотермической яме (от автора: по этой истории был суд в 2019 году).  

– Твое мнение: поможет ли полноценное выполнение системы обращения с бродячими собаками «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат» (ОСВВ) решить хоть в какой-то мере проблему с бездомными животными?

– В любом случае это гуманнее. Несколько лет назад я активно общалась с волонтерами из других российских городов. Например, Нижний Новгород, где еще до федерального закона № 498 начали работу в направлении гуманного отношения к бездомным животным, по примеру Европы. Собственно, нижегородцы — первооткрыватели программы ОСВВ, которая с 2017 года там очень неплохо себя показала. Тех животных, которых нельзя было выпускать после чипирования и стерилизации, оставляли в приюте.

Слайд / Катя Чехова, ИА «2 ГОРОДА»

– В нашем небольшом городе о приюте остается только мечтать. Вспомним, как пять лет назад жительница Югорска Ольга добилась от городских властей получения земельного участка под строительство приюта для бездомных животных. Впрочем, на этом дело и встало. Наше издание опубликовало тогда материал с просьбой о помощи в строительстве этого здания на Зеленой зоне, но, по нашей информации, тогда мало кто откликнулся…  

– Почему же? Наше сообщество «Кот Бегемот» тогда откликнулось на призыв. Мы начали общаться с Ольгой, совместно придумывать, как все лучше организовать. Но у нас получилось полное непонимание с человеком. Например, непонимание со стороны Ольги того, что после организации сбора денег нужна публикация отчета: сколько и куда пошло. Через месяц наше общение с ней сошло на нет. Мы пошли своим путем.

– Вы же обращались с вопросом организации приюта и к властям Советского района. Что там сказали?

– Летом мы обращались в администрацию Советского района. Там нам сказали, что они могут выделить нам землю, но работать с нами могут как с некоммерческой организацией. Знаю, что сейчас власти Советского района выделили землю по улице Промышленной, 1 для организации приюта. Над вопросом его строительства работают НКО, которых в городе сейчас две.

Я думала о создании НКО для развития и строительства приюта на протяжении всего времени своей деятельности, но для этого мне надо бросить все: работу, увлечения... Это моя дилемма. Но создать НКО — это одно. Даже если мы построим приют, найдем деньги через гранты и прочее, на какие средства он будет функционировать? Гранты и прочая разовая поддержка — не гарантия, как и контракты с администрацией, потому что тендеры могут выиграть другие организации.

 

«Мое личное мнение — надо строить муниципальный приют с бюджетным финансированием».

Помню историю зоозащитницы из другого города нашего округа. Она сначала помогала животным, потом создала НКО, выиграла тендер на отлов собак. И тогда люди перестали перечислять ей пожертвования, аргументируя это тем, что она получает деньги от муниципалитета. Но ведь помимо отлова ей надо лечить животных, некоторых содержать до естественной смерти, а контракты — все с ограниченным сроком. Есть много других затрат, которые никто не покрывает. Получается, что это двойные стандарты.

 

«Я считаю, что государство должно помогать в этом деле. Если ты требуешь чего-то, то должен способствовать этому. Например, если государство требует убирать за своими питомцами экскременты, то должны быть установлены специальные урны со специальными биоразлагающимися пакетами. Получается, ответственность ввели, а как вы это будете исполнять — ваша проблема. Как и с приютами».

 

«Что вам даст приют? Главное — стерилизация»

– Каким ты видишь решение проблемы бездомных животных в Югорске или Советском районе?

– В идеале в каждом муниципалитете или районе должен быть приют. Еще весной Минприроды запрашивало информацию о наличии приютов для животных в субъектах РФ и необходимых средствах для их строительства или реконструкции. Видимо, для подсчетов, чтобы прикинуть, какие федеральные средства необходимо будет выделить для развития данной сферы. Но, как я поняла, в нашем городе нет людей, готовых к такой ответственности. Ведь в приюте животное должно находиться до своей естественной смерти. Либо его надо пристраивать в добрые руки. Поэтому организация приюта — большая ответственность. Но без массовой стерилизации бездомных и домашних животных смысла в приюте не будет.

 

«Когда я читаю некоторые комментарии в Интернете на тему организации приюта, типа «когда, наконец, его построят; власти ничего не делают», я спрашиваю у них: «Что вам даст приют?» Он же очень быстро заполнится бездомными животными, а потом люди будут кричать, почему туда не берут новых. Хотя некоторые владельцы не удосуживаются стерилизовать своего питомца и нередко выпускают его на самовыгул. А это сами понимаете, к чему приводит. Выход один — пропаганда стерилизации».

Фото: Натали Стадухина

 

«Нервы потрепала знатно, но главное — добрались до Тюмени»

– Ты «варишься» в этой теме уже шесть лет. Понятно, что научилась за это время держать эмоции под контролем. Были ли истории, связанные с бездомышами, которые ты приняла близко к сердцу?

– Почему-то всплывают в памяти только плохие. Раньше у меня было так: шла — увидела — все бросила — помогла здесь и сейчас. Самый первый случай с осознанной помощью произошел в 2013 году. Я шла на обед домой и увидела собаку, которая лежала в кустах неподалеку от моей работы. Смотрю, она пытается встать, но не может — катается. Забегая вперед, скажу, что, по словам очевидцев, ее переехал небольшой фургон. Более того, водитель видел лежащую на дороге собаку и чуть ли не специально проехался по ней. Животное с травмами лежало вторые сутки в кустах. Я решила помочь, потому что не понимаю, как можно идти дальше по своим делам, когда знаешь, что рядом умирает живое существо. Мне тогда помогли друзья. Мы с ними на такси повезли ее в Советский, там тогда была единственная на весь район ветеринарная клиника. После осмотра врача собаку оставили на передержке в гараже у моего знакомого. К сожалению, через два дня мы приняли решение усыпить животное, так как раны были несовместимые с жизнью. Я начала мониторить соцсети, выезжать по звонкам. Бывало, что ночью выезжали на какие-то экстренные случаи. Впоследствии волонтерство стало моим увлечением, безвозмездной работой. На тот момент я могла себе это позволить, так как находилась в декрете.

– Одна из последних историй, касающаяся пса-инвалида, которого ты на попутках отвезла в Тюмень, потрясает своей самоотдачей и человечностью...

– Ту собаку нашли не мы, она жила в частном секторе в городе Советском. В какой-то момент она оказалась неходячей. В соцсетях люди начали писать, мол, помогите, надо подлечить собаку. Поначалу я сделала только пост об этом, объявив сбор денег на ее лечение. Потом собаку удалось пристроить до конца лета у одной девушки, которая жила на даче. А что дальше? Собака неходячая, отпускать ее на улицу — значит обрекать ее на скорую погибель. Каким-то чудом на нас вышла жительница Тюмени, которая согласилась забрать эту собаку к себе. Дело оставалось за малым — транспортировать животное в Тюмень. Мы долго искали машину, и в итоге я решила ехать сама. На маршрутке доехали с собакой до Ханты-Мансийска, потом пересели на другую. Конечно, нервов я себе тогда потрепала знатно: не каждый водитель маршрутки был рад страшной, лающей собаке. Но в итоге мы все-таки добрались до места назначения. Я не спала тогда в дороге около 20 часов. Но главное, в Тюмени подключились волонтеры и забрали эту собаку к себе, нашли ей хорошую платную передержку с медицинским уходом. Сейчас собака даже немного начинает передвигаться на задних лапах. Кстати, как показал рентген, у нее была пуля в позвоночнике, то есть в нее стреляли.

 

«Те, кто оскорбляют зоозащитников, делают это не от большого ума»

– Быть зоозащитником в России непросто. В социальных сетях даже создаются группы ненависти, где защитников животных нарекают «зоошизой», обвиняя в том, что они не помогают людям, а заботятся о каких-то там собачках. Обидно?

– У меня нет столько свободного времени, чтобы обращать еще и на это внимание. Если честно, не люблю, когда в социальных сетях под опубликованным постом о животном начинается поток комментариев: все зачем-то высказывают свое мнение, хотя на деле собаке просто нужна помощь здесь и сейчас. Бывает, если меня какой-то момент зацепит, я выскажу свое мнение под этим постом. А те, кто зоозащитников оскорбляют, думаю, делают это не от большого ума. Видимо, человек вовремя не повзрослел. Это уже  психологическая проблема — оскорбить непохожего на тебя человека и выдумать какой-то стереотип. Зачем мне кормить троллей? Да, есть среди волонтеров несдержанные, проклинающие всех вокруг люди. Но это не показатель. Похожие ситуации бывают в любой сфере, в любом круге общения людей. И кстати, мы помогаем не только животным, но и людям

— Скажем честно, многие считают, что вы, зоозащитники, попрошайничаете, прикрываясь заботой о животных.   

– Вот поэтому мы и ведем отчетность в нашей группе и стараемся по запросам предоставлять чеки. Также мало кто знает, что мы вносим свои личные деньги на помощь для животных. Например, мы тратим деньги на бензин, чтобы перевезти собаку или кошку до той же передержки. Опять же в Тюмень я ездила за свой счет.

Соглашусь, существует много недобросовестных людей. Но я не понимаю, почему всех надо грести под одну гребенку. Надо уметь думать головой и проверять факты. У нас все максимально открыто.

– Твое отношение к ярмаркам по раздаче бездомных животных?

– Хорошее явление. В Югорске сегодня их проводит отдел молодежных инициатив молодежной биржи «Гелиос». Как я понимаю, это их муниципальное задание. Они ежегодно устраивают ярмарки-раздачи, ведут сбор кормов, медикаментов и помогают передержкам. Мы сами в подобных вещах участвовали. И раньше, до пандемии, от ярмарок была большая польза — многих животных удавалось пристраивать. 

– На твой взгляд, после всех законодательных нововведений стало меньше случаев жесткого отношения к животным?

– Все осталось по-прежнему. В этом случае поможет только наказание рублем за безответственное обращение с животными, за бесконтрольное разведение питомцев, не представляющих племенной ценности.

 

«Ну, помогли мы одной кошке или собаке, а в целом-то ситуация плачевная»

– Люда, когда к тебе пришла мысль о том, чтобы создать сообщество для помощи бездомным животным «Кот Бегемот»?

– В 2015 году. Там вся информация о потерявшихся, нуждающихся в помощи животных наших двух городов — Югорска и Советского. Но на это все надо много времени. Я подавала объявление о поиске администраторов в наше сообщество, которые бы безвозмездно помогали наполнять ленту, но почти никто не откликнулся. На сегодня только волонтеры из Советского помогают вести группу во «ВКонтакте».

Если вы захотите ознакомиться с контентом сообщества «Кот и Бегемот» и помочь его подопечным, то вэлком:

– «ВКонтакте»:  https://vk.com/kotebegemot

– «Одноклассники»: https://ok.ru/kotekbegemot

– Инстаграм: https://www.instagram.com/kotbegemotyugsov/

— Расскажи о волонтерах, которые тебе помогают. Кто эти люди? Чем они мотивированы?

– Виктория Борисова, Ксения Жакова, Настя Сакова, Катя Кузнецова, Катя Сергеева. Чистые, открытые, готовые помочь девушки, без упомянутой ненависти к людям, имеющие цель — помочь животным. Есть волонтеры, но их мало в нашем городе, так как не все готовы тратить много времени на помощь животным. Некоторым людям проще перечислить деньги, но на сегодня нам нужна физическая помощь, которая в дефиците. Мне кажется, в целом в волонтерстве всегда так — не хватает людей.

– Вы отслеживаете дальнейшую судьбу ваших подопечных?

– У нас много историй с обратной связью. Нам высылают фотографии животных: как они растут, как о них заботятся новые хозяева... У нас есть рубрика под хэштегом #приветы_из_дома, там фото «до и после» наших подопечных. Наша самая любимая рубрика.

ПБЖ «Кот Бегемот», vk.com

– Ты волонтеришь уже шестой год. Есть выгорание?  

– Со временем наступает выгорание, потому что видишь, что ситуация с бездомными животными не меняется: что пять лет назад их было много на улицах города, что сейчас. Так же и в отношении некоторых владельцев, которые до сих пор не понимают, для чего стерилизовать своего питомца. Радует только, что в Интернете стали больше говорить об этом. Хотя на деле сдвигов никаких нет. Поэтому ты думаешь: а смысл тогда всем этим заниматься? Ну, помогли мы одной кошке или собаке, а целом-то ситуация плачевная. В последнее время все чаще опускаются руки, появляется желание все бросить, ведь этот мир не изменить.

Радость от одного спасенного животного не закрывает недовольство общей картиной. Раньше я была в розовых очках и очень открытой, а сейчас, когда мне кто-нибудь звонит, могу и агрессивно ответить. Например, звонят: «Приезжайте, заберите кошку». Спрашиваю: «Почему мы должны это делать?» Слышу: «Ну вы же волонтеры!» Люди должны понимать, что мы занимаемся этим на добровольных началах, нам никто за это не платит, мы никому ничего не должны.

 

P.S. в декабре 2020 года стало известно о том, что по итогам торгов победителем конкурса на заключение контракта на отлов бродячих собак на территории г.п. Советский стала сторонняя организация из другого города. По условиям контракта, подрядчик ИП Матвеев помимо отлова должен был доставлять животных до приюта, который расположен в Нижневартовске, за 876 км от Советского. По информации региональных СМИ, вокруг данного предпринимателя в конце ноября 2020 года разгорелся скандал: жители региона начали массово писать жалобы в полицию и в соцсети на возможные непровомерные действия со стороны данной службы отлова — якобы неоднократные попытки кражи домашних животных. В свою очередь зооактивисты заявляли о необоснованных отловах этим подрядчиком ранее прочипированных, вакцинированных и стерилизованных животных. По некоторым фактам была инициирована прокурорская проверка. Сообщество «Кот и Бегемот» не осталось в стороне от данной темы:  https://vk.com/kotebegemot?w=wall-110846620_30726. Эта история имела свое продолжение. 28 декабря стало известно о том, что из-за неблагоприятных погодных условий мероприятия по отлову собак не состоялись, в связи с чем 25 декабря контракт с подрядчиком был расторгнут.

Материал подготовила КАТЯ ЧЕХОВА

ИА «2 ГОРОДА»

9
4105

Комментарии

Аватар пользователя Житель города
Житель города
176.59.197.132
Содержание животных должно производиться их владельцами. Бездомными животными должны заниматься или власти, устраняя их, или любители животных, забирая их себе, если жалеют и любят. Кроме нескольких любителей бездомных животных в Югорске они основным жителям не нужны и жители не должны от них страдать, не должны на них тратиться, в том числе отдавать часть своих налогов на отлов и приюты. Кто бездомных собак любит, тот пусть и несет добровольные расходы. Бездомных собак при власти коммунистов всегда стреляли и усыпляли и проблем никогда не было. При демократах началось безобразие.
Аватар пользователя Дуя
Дуя
5.2.69.6

Девушка молодец, любое волонтерство похвально! Но вот все же не заблужайтесь, нет за границей гос.приютов, так по закону только передержки 5-10 дней после этого если забраковали из-за поведения, или если не забрали  - усыпят, либо можно пристроить в частный приют, который держат на пожертвования или просто личные средства. И уж собачки на самовыгуле не существуют в природе, даже с чипами и бирками как это надуло нашим идиотом во власти и стало поводом для лентяев отпускать своих собак бегать по городу безпризорными. Чип ставят что бы хозяев найти и оштрафовать.

Аватар пользователя Живу в Советском
Живу в Советском
31.162.134.14
Плюсую. В Европе в целом законы и требования гораздо жёстче и именно в части ответственности владельцев: начиная от запрета на содержание определённых пород и заканчивая лицензией на содержание и оформлением страховки, позволяющей выплатить компенсацию пострадавшему от собаки лицу. В Норвегии, к примеру, запрещены стерилизация и кастрация, но бездомных животных на улицах нет - по истечении 6 месяцев нахождения в приюте их усыпляют. И штрафы, штрафы, штрафы везде практикуются - даже за неубранные отходы жизнедеятельности.
Аватар пользователя горькая ситуэйшен
горькая ситуэйшен
109.70.100.42

Собаки загрызут или покусают любого в том числе и хозяина. У них нет  состродания к людям. И по этому не надо из них делать что то большее чем корова, которая дает молоко и ее убивают на мясо. Собака это просто собака. Зоозощитники своими соплями о любви  к убийцам на улице ввели ответственность за то что теперь люди не могут уничтожеть убийц с клыками даже если есть в этом необходимость. Ждем беду, спасибо зоозощитникам.

Аватар пользователя Ирина Викторовна
Ирина Викторовна
90.151.200.37

Людмила, спасибо Вам и вашим единомышленникам! Вы делаете доброе дело! С уважением к Вашему труду!

Аватар пользователя Неготив
Неготив
31.162.180.154

Очень легко быть добрыми за чужой счёт. Я как добросовестный налогоплательщик не хочу чтобы бюджетные деньги были потрачены на такие мероприятия. Если вам это так важно - ищите единомышленников, получайте гранты, содержите кого хотите. Считаю, что в нашей стране установилась не демократия, а "собачья анархия". Одни бездумно заводят и бросают этих животных, другие не дают их убирать с улиц города, а по итогу страдают люди ни в чем не виновные и главное дети. Так и содержим всю жизнь то бездомных собачек, то непутевых пьяниц, а на строительство дома ветерану труда, живущему в аварийном доме, никогда денег не хватит.... Россия...

Аватар пользователя Евгений12
5.141.41.210

Нужно ввести муниципальный  налог на домашних питомцев, для начала на кошек и на собак. Полученные деньги направлять на создание и содержание муниципального питомника. 

Аватар пользователя лося
лося
109.70.100.51

Пито́мник — место или заведение для выращивания и разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение.

Все же приют.

Но налог надо вводить, и ту сразу на улицу выбросят больше половины питомцев, особенно собак, так как налог будет больше. И что?  Только отлов всех и усыпление всех кого не забрали из приюта в течении недели.  Другого выхода не вижу. А зоолюбы пусть делают за свои деньги приюты, найдутся сумашедшие в хорошем смысле слова миллионерши кто будет отдавать не в церковь свои кровные а в приют.

Аватар пользователя Евгений12
5.141.41.210

Да, согласен, неточно написал, приют. Возможно после налога и часть людей выбросят своих питомцев, хотя кем это надо быть чтоб так поступить, но впоследствии ситуация нормализуется, те кто думает о своём кошельке не будут заводить уже питомцев.  Единственная сложность это поставить на учёт домашних животных. 

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки