
Любые родители, отдавая своего ребенка в детский сад, обеспокоены одним вопросом - в каких условиях и чем занимается их чадо?
Выбор детского сада в условиях небольшого городка мотивируется одним простым преимуществом - чтобы был поближе к дому. Но это ли главное? Наш материал поможет ответить на этот вопрос.
СТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Большинство городских детских садов работает по программе нового поколения «Радуга». Эта программа уже сама по себе предполагает необходимость обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа «Радуга» - комплексная программа, то есть охватывает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка. Так как ребенок находится под присмотром воспитателей достаточно длительное время, то педагоги стараются таким образом организовать режим детей, чтобы они чувствовали себя комфортно и уютно вне дома. В этих условиях задачей любого воспитателя является соблюдение прав каждого ребенка как со стороны других детей, так и со стороны взрослых. Это, по мнению психологов, развивает в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и доброжелательности к сверстникам и самим воспитателям. Например, поделки и рисунки ребенка не могут быть взяты без его согласия, а в группе не допускаются никакие формы агрессивного поведения ни детей по отношению друг к другу, ни взрослого по отношению к детям. Немаловажным аспектом программы «Радуга» является и отсутствие психологического давления на ребенка. Это означает, что маленький ребенок может отказаться от участия в каких-либо совместных мероприятиях, выбирать удобную для себя позу на занятиях, поспать подольше в послеобеденное время и т.д. Кроме этого, в некоторых детских садах есть специальные уголки релаксации в виде шатров, где ребенок может побыть один и отдохнуть от внимания посторонних.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ВОСПИТАНИЕ
Естественно, что каждый детский сад дополняет и варьирует программу на собственное усмотрение. Например, в детском саде «Чебурашка» используется несколько парциальных (поступенчатых) программ, таких как «Наш дом-природа» (экологическое воспитание), «Группы здоровья» (физическое воспитание), «Я - человек» (нравственно-социальное развитие), «Защити меня» (гражданское и патриотическое воспитание). Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка - основные направления работы педагогов и детского сада «Белоснежка».
Одним из приоритетных направлений современного образования в детском саде «Радуга» является осуществление квалифицированной коррекции отклонений в психическом, речевом и физическом развитии детей. Благодаря системному подходу, наработкам в области коррекционной работы, педагоги детского сада имеют хорошие результаты, обеспечивая каждому ребенку все условия для развития в соответствии с его возрастными, физиологическими и психическими особенностями. Развитие речи в логопедических группах осуществляется по программе «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».
Педагоги детского сада «Светлячок» делают акцент на патриотическом воспитании дошколят. Все занятия проходят в игровой форме - ребята знакомятся с обычаями своих семей, своего детского сада, учатся с уважением и любовью относиться к улице, на которой живут, городу, краю, стране. Уже не первый год детский сад сотрудничает с музеем «Суеват-Пауль», приглашает на свои тематические встречи представителей малых народностей Севера - таким образом дети постигают природу и традиции не только русской культуры, но и Югорской земли. Каждый февраль в МДОУ «Светлячок» проходит месячник патриотического воспитания - ребята при помощи воспитателей и родителей собирают подарки и посылки для солдат, проходящих воинскую службу в Чечне. В этом им охотно помогает общественная организация «Солдатские матери»; неоднократно приходили благодарственные письма из воинских частей. Программу патриотического воспитания органично дополняет программа Р. Стеркиной «Безопасность», благодаря которой каждый ребенок знает не только правила дорожного движения, но и основы этикета поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.
В каждом детском саде большое внимание уделяется работе с семьей. Педагоги детского сада «Якорек» придерживаются мнения, что обратная связь воспитателя и родителя - лучшее средство для развития личности ребенка. Для того, чтобы ребенок чувствовал заботливое отношение с обеих сторон (как родителей, так и воспитателей), в садике проводятся чаепития, совместные экскурсии, встречи, нетрадиционные формы родительских собраний. Кроме этого, здесь работают так называемые консультативные дни для родителей, когда в определенное время в течение всего дня мамы и папы могут получить консультацию специалиста, причем сделать это возможно даже позвонив по телефону.
Детский сад «Брусничка» с 1996 года работает по комплексной программе Л. Венгера «Развитие». Целесообразность этой работы педагоги дошкольного учреждения видят в том, что развивающее обучение в начальной школе и программа «Развитие» имеют единую теоретическую основу. Становление личности ребенка осуществляется, прежде всего, через развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Кроме этого, при помощи педагогов ребята учатся адаптироваться в различных жизненных ситуациях. В младших группах большое значение уделяется развитию сенсорного восприятия; в средней группе, через занятия элементарного моделирования и использования графических схем и планов, развивается воображение. А к пяти-семилетнему возрасту дети свободно овладевают пространственным и элементарным логическим мышлением.
Большое значение педагогами уделяется культуре поведения ребенка, поскольку тот фундамент, который закладывается в ребенке еще в детском саду и школе, повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Общечеловеческие ценности, по мнению специалистов, имеют несколько уровней. Первый из них - уровень житейского сознания или те морально-нравственные установки, которые регулируют отношения между людьми. В их основе золотое правило нравственности: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Поэтому задача воспитателя помочь ребенку стать хорошим человеком и приобщить его к таким многовековым общечеловеческим ценностям, как земля - наш общий дом; отечество - единственная для каждого человека родина; семья - естественная среда развития ребенка; труд - основа человеческого бытия; культура - великое богатство человечества; мир - покой и согласие между людьми и человек как абсолютная ценность в этом мире.
С ПРИЦЕЛОМ НА ЗДОРОВЬЕ
Особое место среди дошкольных учреждений города занимают два лечебно-оздоровительных детских сада - «Снегурочка» и «Гусельки».
МДОУ «Детский сад «Снегурочка» на протяжении вот уже 14 лет большое внимание уделяет вопросам укрепления здоровья детей, их полноценного физического и психического развития и повышения их двигательной активности. Для этого здесь созданы все условия: работа медицинского блока, включающего в себя ингаляторий, массажный кабинет; имеется стоматологический кабинет, кабинет ароматерапии, спортивный зал, бассейн, фитобар, две прогулочные веранды (для прогулок в холодную и ветреную погоду), оборудованные спортивным инвентарем, зимний сад. С 2000 года на базе дошкольного учреждения созданы и работают две санаторных группы - для тубинфицированных и часто болеющих детей.
Основные направления программы оздоровления детей: профилактическое, включающее в себя обеспечение благоприятного течения адаптации, предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики; лечебно-оздоровительное - лечение хронических заболеваний, дегельментизация, химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей; закаливающее, включающее в себя как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания; коррекционное - используется при коррекции отдельных отклонений в психическом и физическом развитии детей через занятия ЛФК и плавание. Также проводятся занятия с детьми группы риска и детьми, имеющими дефекты речи. По словам заведующей МДОУ «Снегурочка» Надежды Висторопских, комплексная физкультурно-оздоровительная работа уже приносит свои результаты: если в 2002 году в I группе здоровья (куда относятся дети, переболевшие до двух-трех раз в году) не было ни одного ребенка, то в 2003 году - таких детей было уже более тридцати, то есть по сравнению с 2003 годом заболеваемость детей снизилась на 2,9%.
МДОУ «Детский сад «Гусельки» было открыто после капитального ремонта в январе 2004 года как дошкольное учреждение лечебно-оздоровительного направления. Для того, чтобы детки были здоровыми и меньше болели, в детском саде «Гусельки» есть физкультурный зал с самым современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, экологическая комната, зимний сад, процедурный кабинет, кабинет для проведения лечебного массажа, душевые комнаты, солевая шахта, гидромассажная ванна, сенсорная комната. Также разработана система мероприятий для оздоровления часто болеющих детей, детей с нарушениями осанки и плоскостопием. В меню детей широко используются фиточаи, поливитамины, йодированное молоко, бифидобактерии и растительная клетчатка, способствующая нормальному функционированию процессов пищеварения. Потенциал садика очень велик, но существует одно «но» - не хватает специалистов для работы на современном оборудовании, поэтому многие лечебные и коррекционные мероприятия остаются лишь на бумаге. Пока что с детьми проводится только оздоровительная работа (фитотерапия, кислородные коктейли, иммунотерапия) и
двигательно-образовательная деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, занятия на тренажерах).
Постскриптум. Что еще может вам помочь при выборе детского сада?
Прежде всего, ваше личное с ним знакомство. Будет полезным да и небезынтересным, прежде чем отдать ребенка в ясли, прийти и посмотреть, что из себя представляет помещение группы. Соблюдаются ли, например, в детском саду правила безопасности, часто ли моют игрушки (и соответствуют ли они возрасту детей), требуют ли от детей мыть руки перед едой и после посещения туалета.
Кстати, лучшим временем для посещения будет не сончас, когда в детском саду тишина и покой, а время, когда дети становятся наименее послушными, например, перед дневным сном или утром, когда вынуждены расставаться с родителями. У вас будет прекрасная возможность понаблюдать за тем, как воспитатели улаживают конфликты, как обращаются с детьми, подобными вашему малышу.
Но не впадайте в крайности - идеальных садов, как и идеальных родителей, все равно не существует. Поэтому при выборе детского образовательного учреждения лучше всего руководствоваться здравым смыслом: детский сад - это очень важный жизненный этап, во время которого вашему ребенку предстоит научиться ладить с окружающими, правильно излагать свои мысли и самостоятельно выходить из трудных ситуаций (когда нет мамы рядом). Этому не научит ребенка ни няня, ни старшая сестра, ни бабушка, потому что, как утверждают психологи, детям нужно развиваться в коллективе, а не в домашней одиночной камере под присмотром. Так и не лишайте их этой возможности, в конце концов, детский сад дает свободу действий не только малышу, но и самим родителям.
Обзор подготовила Анна ГУРОВА.
Комментарии