Тема дня

04.03.2009 - 05:00

НЕТ СРЕДСТВ НА СРЕДСТВО

Мировой финансовый кризис коснулся и нашего автопрома. Машин в стране по-прежнему много, но их никто не покупает. Чем все это обернется для рядовых граждан, станут ли автомобили доступными или перейдут из разряда средств передвижения в категорию атрибутов роскоши?

Нынешний финансовый кризис оказывает сильное негативное влияние на российский авторынок. Продажи новых автомобилей в октябре-декабре 2008 года снижались достаточно быстрыми темпами, и прогнозы аналитиков говорят о сохранении отрицательной динамики на протяжении всего 2009 года.

Российская автопромышленность, как и везде в мире, столкнулась с жесточайшим фактором перепроизводства и сбыта - товарные остатки на складах в среднем достигают двухмесячных объемов. Первым пострадавшим из наших оказался «АвтоВАЗ». Уже летом, когда кризис реального сектора еще, по сути, и не начался, у завода начали падать продажи на 30%. Чуть позже падение продаж начали показывать не только модели «Lada», но и пользующиеся массовым спросом иномарки вроде «Renault Logan», «Ford Focus» и «Kia Spectra». На автомобильном рынке возникло беспрецедентное событие – народные иномарки перестали покупаться. Хотя до осени 2008 года бюджетная иномарка считалась лучшим продуктом, который только можно было предложить российскому потребителю, формула успеха - приемлемая цена и удовлетворительный набор потребительских качеств. О намерении разработать такой автомобиль для России в 2007-2008 годах заявили абсолютно все крупные западные автопроизводители, в том числе и респектабельная «Toyota». Еще бы, наш авторынок был самым динамичным в Европе – 2 миллиона иномарок в год. И всего за два месяца стало понятно, что доступная иномарка более не является самым востребованным россиянами продуктом. Скорее наоборот, человек со средним уровнем дохода - основной покупатель этих автомобилей - в принципе не готов к покупке машины в условиях кризиса, по выражению одного из аналитиков: «он думает, что сейчас ему нужнее соль и спички».

АВТОКРЕДИТЫ МЕРТВЫ

Главными причинами падения спроса стали резкое снижение уровня доходов во всех социальных группах, сокращение объемов и ужесточение условий кредитования, а также общий рост неуверенности населения в своем финансовом будущем. В наибольшей степени от падения продаж пострадали автомобили низшей ценовой группы: 10-20 тысяч долларов. Именно их покупатели наиболее часто прибегали к услугам банков, причем с минимальным первоначальным взносом или вообще без него. Ужесточение условий кредитования практически полностью закрыло эту группу потребителей.

Это притом, что в течение нескольких последних лет автокредитование в РФ было едва ли не главным двигателем автомобильного рынка. До 50% новых иномарок приобреталось именно в кредит, а в некоторых салонах продажи в кредит составляли до 80% от общего объема продаж. Кризис же спутал все карты, осложнив жизнь и автодилерам, и потенциальным покупателям. Банки активно сворачивают программы автокредитования – за последние месяцы число банков, предлагающих эту услугу, по оценкам участников рынка, сократилось как минимум на треть. Оставшиеся заметно ужесточили условия предоставления ссуд. Уже не найти банк, который бы выдал автокредит без первоначального взноса, сумма которого составляет от четверти до 40% стоимости покупки. За два месяца процентные ставки по автокредитам подросли в среднем на 2-3%, а всего с начала 2008 года ссуды на покупку автомобилей подорожали примерно на 5%.

Логика банкиров проста - если заемщик по тем или иным причинам отказывается погашать долг, возврат ссуды превращается для кредитора в большую проблему. Казалось бы, в распоряжении банка есть залог в виде купленного автомобиля. Но сами банкиры называют это «условным обеспечением»: подержанные автомобили быстро падают в цене. Поэтому деньги, вырученные от продажи отобранного у обанкротившегося заемщика автомобиля, скорее всего, не покроют задолженности по кредиту.

Одним из немногих способов купить автомобиль в кредит является приобретение потребительского кредита в среднем под 21% годовых на 5 лет. Главное, чтобы потенциальный заемщик был уверен, что в ближайшие годы он не останется без работы или не потеряет часть доходов. Иначе в лучшем случае в условиях растущей инфляции придется экономить на самом необходимом, а в худшем - готовиться к встрече с судебными приставами.

Тем, кто уверен в своей кредитоспособности, специалисты рекомендуют брать ссуду сейчас. Экономика РФ не миновала и первой стадии кризиса, а это значит, что объемы кредитования будут снижаться, условия выдачи ссуд еще больше ужесточаться, а процентные ставки будут расти. Скорее всего, проанализировав итоги третьего квартала, большинство банков сделают потребительский кредит еще менее доступным.

Есть и хорошая новость - Правительство России выступило с инициативой, согласно которой государство обещает оплатить 8% ставки по автокредитам для граждан, если они решат купить машину российского производства стоимостью до 350 тыс. руб. Речь идет не только об отечественных авто. Сборочные предприятия иностранных автокомпаний в РФ также могут рассчитывать на господдержку, но только при условии полного выполнения требований по локализации производства. Таким образом, государство намеревается поддержать и российский автопром, и банковскую систему. Вопрос только в том: а будут ли у граждан вообще деньги на покупку автомобиля, учитывая, что многие из них теряют работу в условиях кризиса?

ГОСУДАРСТВО НАМ ПОМОЖЕТ?

Крупные российские автомобильные концерны, оказавшиеся по уши в долгах перед поставщиками комплектующих и металлургами, обратились в Правительство за деньгами, но вместо них получили гораздо более щедрый подарок - введение заградительных пошлин на новые и подержанные автомобили, ввозимые из-за границы. Все это было сделано для того, чтобы поддержать отечественного автопроизводителя и иностранные автоконцерны, располагающиеся в России. Так, с этого года ставки пошлин на новые автомобили повысят с 25 до 30% , а на подержанные в возрасте 3-5 лет на 25-35%. Другими словами, пошлина на самый ходовой товар - машины от 3 до 5 лет - вырастает в два-три раза. То есть, если до сих пор хороший легковой автомобиль этой категории стоил 350 тысяч рублей, то в ближайшее время цена вырастет до 700-800 тысяч рублей, что делает приобретение бессмысленным, а бизнес на автопоставках таких машин - нерентабельным. По этой причине в Приморье, где большинство жителей живут перегоном иномарок и продажей запчастей к ним, прошли массовые акции протеста, которые ни к чему не привели, эти события даже остались за кадром федеральных СМИ. Реальность же такова, что теперь в категории 200-400 тысяч рублей останется только «ВАЗ». Но дело в том, как считают автомобилисты, что тот, кто попробовал посидеть за рулем иномарки, на «ВАЗ» снова не сядет - как никто не будет покупать тухлое мясо, если свежее станет чересчур дорогим. Водители будут копить на новую иностранную машину, импортную или нашей сборки (последние сейчас стоят от 800 тысяч до миллиона рублей), или до последнего ездить на тех старых, что у них сейчас. Естественно, изменения особенно сильно ударят по людям среднего достатка, тем более в условиях кризиса, когда нет возможности взять кредит под приемлемые проценты. Ввозить же иномарки старше пяти лет теперь вовсе запрещено.

Некоторые аналитики предполагают, что особенно здорово достанется малому и среднему бизнесу: минивэны, внедорожники, прицепы и фуры, строительный транспорт вроде автокранов в России вовсе не производят (или производят очень плохие), а покупать за границей новую технику многим фирмам будет не по карману.

Самое печальное, по мнению скептиков, заключается в том, что мы второй раз наступаем на те же грабли: в 2003 году для поддержки отечественного производителя уже повышали пошлины, сначала временно, потом их сделали постоянными. «ВАЗ» обещал за три года сделать новую, конкурентоспособную машину. Ничего у них не получилось. Между тем люди продолжали покупать иномарки, только по более высоким ценам - разницу государство забирало себе в карман. Поэтому надежд, что в этот раз лоббирование интересов отечественных промышленников принесет какие-то плоды, практически нет.  

ДЕШЕВЛЕ НЕ БУДЕТ  

Несмотря на то, что в этом году падение продаж автомобилей продолжится, это не повлечет за собой снижение цен на новые автомобили иностранного и отечественного производства. Вместо этого заводы снизят производства или на время остановят их, что уже происходит для того, чтобы разгрузить склады. Также не стоит забывать, что пошлины - это лишь один из факторов, влияющих на цену автомобиля. В России сейчас идет планомерная девальвация рубля. Из-за этого многие иностранные автомобильные бренды, чьи производственные и транспортные затраты привязаны к доллару, объявили об увеличении с начала этого года рублевых цен на свои авто. Рост этот составит как минимум 5-15%, если добавить сюда еще и рост пошлин, то в этом  году новые иномарки одним махом подскочат в цене как минимум на 20%! Если учесть, что продажи конца прошлого года уже показали снижение спроса на новые иномарки примерно на 15%, то 2009  год, судя по всему, станет для российских продавцов иномарок, мягко говоря, серьезным испытанием. Несмотря на то, что все эти меры предполагают расцвет отечественного  автопрома за счет доминирования на рынке, «Автоваз» уже тоже заявил о подорожании своей продукции на 3-5%. Вот и пойми их после этого!

На этом фоне предполагается резкое оживление вторичного рынка. Оно будет происходить не за счет подержанных автомобилей, ввозимых из-за рубежа (с принятием новых пошлин их судьба практически решена), а, в первую очередь, за счет перераспределения уже имеющихся на руках у населения иномарок, купленных ранее на территории России. Снижение доходов и отказы от кредитных машин сформируют достаточное предложение сравнительно новых автомобилей с небольшим пробегом и заводской гарантией. 

ПОКУПАТЬ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ?

Таким образом, сегодня с высокой степенью уверенности можно сказать, что российский автомобильный рынок ждут серьезные перемены. Главной особенностью станет заметное сокращение его объемов (15-40%) на первичном уровне с неопределенным (возможно существенным) повышением цен по сравнению с 2008 годом. На оживившемся вторичном рынке тоже не стоит рассчитывать на снижение цен, так как преимущественно это будет рынок достаточно новой техники, купленной в российских автосалонах. Увеличенные пошлины станут серьезным препятствием для поступления из-за рубежа по частным каналам более старых иномарок, а ввоз дешевых праворульных машин из Японии в ближайшие 2-3 года, по всей видимости, вообще перестанет существовать как отдельный вид бизнеса.

Мир готовится к спаду потребления. Ответ на него - сокращение выпуска товара. Автомобилей станет меньше, дилеров тоже. В результате этого мы будем дороже покупать желаемый автомобиль, выбирать который придется из более скудного перечня моделей, опций и комплектаций. Похоже, 2008 год был последним столь привлекательным для потребителя.

                                                                                                                            В. ТИХОМИРОВ 

КОММЕНТАРИИ:

КИРИЛЛ БЕЗРУКОВ, ТОП-МЕНЕДЖЕР ООО «АВТО-1», Г.  СОВЕТСКИЙ:

- Показатели продаж упали где-то вдвое, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Падение продаж наблюдалось все осенние месяцы прошлого года, хотя в декабре нами было отмечено некоторое оживление среди покупателей. Причина заключается в том, что местные банки заморозили свои линии по автокредитованию, а так как большую часть автомобилей мы реализовывали в кредит, то и результаты соответствующие. К примеру, если раньше из 10 человек один покупал автомобиль за наличные средства, а остальные в кредит, то сейчас кредитами из тех же 10 человек могут воспользоваться только двое, остальные в большинстве своем отказываются от покупки автомобиля.

РУСТАМ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА  «НОРД-АВТО», Г. СОВЕТСКИЙ:

- Продажи падают, и очень сильно, пока процентов на шестьдесят. Это связано с кредитами, которые долгое время являлись двигателями торговли в нашем бизнесе. Сейчас люди напуганы, ежедневно к нам приходят 10-15 человек, но большинство не решается купить автомобиль. Ситуация актуальна как для отечественных автомобилей, так и для иномарок. Правда, в тех же незначительных количествах реализуются дорогие автомобили.

АНДРЕЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ЮТК», Г. ЮГОРСК:

- Уровень продаж несколько снизился, но я бы не назвал ситуацию критической. Это связано с тем, что в городе продолжает работать система автокредитования с несколько иными условиями, но все же. У нас в наличии и под заказ всегда есть широкий выбор автомобилей, к тому же мы работаем с надежными, проверенными и наиболее крупными поставщиками на отечественном автомобильном рынке.

510

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки