Тема дня

15.07.2005 - 06:00

О ЖУРНАЛИСТАХ, ПИАРЕ И «ЮГОРСКОМ ВЕСТНИКЕ»

На этот раз мы пригласили на чашечку кофе нашего коллегу, главного редактора газеты «Югорский вестник» — Светлану Николаевну Романовскую. Она — опытный журналист, молодой руководитель и очень интересный собеседник.

ДОСЬЕ

Год рождения: 1975 год

Место рождения: рабочий поселок Тевриз (Омская область)

Образование: Омский Государственный университет, филологический факультет

Семейное положение: замужем, дочери 2 года

Любимая книга: «Алхимик» Коэльо, произведения Харуки Мураками

Любимый фильм: «Служебный роман»

Любимое блюдо: люблю все, что не сама готовлю

Любимый город, страна: страны Европы

Кому на Руси живется хорошо? «Югорскому вестнику»

Что делать? Работать!

НАЧАЛО ПУТИ

Корр.: Вы родились в Омской области, учились в Омске, как вы попали в Югорск?

С.Н.: Совершенно случайно. 4 года назад я приехала на недельку к своей подруге погостить, а за одно и посмотреть город. Про Югорск она такие вещи рассказывала…

Корр.: Ее слова подтвердились?

С.Н.: Сначала я просто ужаснулась, когда вышла на вокзале. А потом поняла, что Югорск действительно не похож на многие другие провинциальные города.

Корр.: И вам захотелось здесь остаться?

С.Н.: Нет, просто мне сразу предложили работу — газете «Норд» требовался главный редактор. Когда я туда приехала, мне сразу сказали: «Мы вас берем, сколько вам нужно времени на сборы?» Я, учитывая, что мне нужно оформить документы, сказала, что месяц. Через месяц я ехала в Югорск, и только в поезде поняла, какой  совершила отчаянный поступок…

Корр.: Не пожалели о нем?

С.Н.: Пока нет.

Корр.: А пожалели бы, сказали?

С.Н.: Сказала. Первый год, действительно, было тяжело, я серьезно подумывала о том, чтобы уехать, но потом все наладилось. К тому же, через 3 месяца после приезда, я вышла замуж.

Корр.: Как вы пришли в журналистику?

С.Н.:В старших классах я задумалась, кем стать — педагогом или журналистом? Моя бабушка полвека проработала в школе, а так как в детстве меня воспитывала именно она, то я очень хотела пойти по ее стопам. Но в итоге выбрала журналистику…

Корр.: Свои первые статьи помните?

С.Н.: Для поступления в университет надо было сдать творческие работы, и я написала заметки в газету. Не помню даже, как она называлась: не то «Правда Севера», не то какой-то «Путь Октября». Это были стихи и заметка «Последний раз в 10 класс». Их опубликовали и сразу предложили работу.

Корр.: Но вы выбрали учебу?

С.Н.: Естественно!

Корр.: В годы учебы писать приходилось?

С.Н.: Конечно. Как при любом филфаке, у нас были свои университетские газеты. На 5 курсе я стала писать в омский городской журнал «Город». Было издано несколько серьезных, больших материалов. Потом был еще экономический журнал, в котором я работала по договору. Но это все было в процессе окончания 5 курса.

Корр.: После окончания университета легко нашли работу?

С.Н.: Помню, мы с однокурсницами просто заходили в разные издания в поисках работы. Совершенно случайно я зашла в еженедельник «Коммерческие вести». Главный редактор спросил: «Хотите работать? Садитесь на телефон, обзванивайте людей, нам надо сделать списки!» Я удивилась: «Что, прямо вот  так сразу?» —  «Прямо так!» Так я и нашла свою первую официальную работу. Я до сих пор общаюсь с главным редактором этого издания, он — один из немногих мужчин в своей профессии, которых можно уважать.

Корр.: Работать было легко?

С.Н.: По разному. И по ночам, бывало, писать приходилось, и переписывать статьи по 5 раз (и то, в итоге главред что-то переписывал сам), есть на моей совести и один материал, который у меня так и не получился — обзор по аптечному бизнесу. Очень серьезная тема, которую я не осилила из-за слишком большого объема информации. Но я благодарна работе в «Коммерческих вестях» — это был неоценимый опыт практической журналистики.

Корр.: Вам, наверное, нередко приходится давать интервью, свое первое интервью помните?

С.Н.: Это было еще в студенческие годы. Один молодой человек сделал мне такой оригинальный подарок: он написал мне стихи и взял у меня интервью, как у начинающего журналиста. Потом это интервью опубликовали в областной газете (там были молодежные странички). Это было и первое мое фото в газете. Все мне очень понравилось, кроме заголовка. Он был просто ужасным: «Новый Данко» или что-то в этом роде…

ЖУРНАЛИСТЫ И ЖУРНАЛИСТИКА

Корр.: В «Норде» тяжело было работать? Вот так вот сразу стать главредом…

С.Н.: Не хочу ничего плохого говорить в адрес своей первой работы, но в «Норде» не было (да и сейчас нет) как такового коллектива газеты. Один человек, редактор, отвечает за все. В моем подчинении изначально был только один фотокорреспондент Наталья Толмачева, с ней вдвоем мы и делали эту газету. Идей было очень много, но сделать что-то вдвоем (а Наталью к тому же постоянно «дергали» на телевидение, получается, нас было даже не два, а полтора человека) было очень сложно. Но мы все равно ввели какие-то новые рубрики, немножко улучшили дизайн.

Корр.: Но опыт на этой работе вы приобрели?

С.Н.: Да, я столкнулась и с рекламой, и с версткой. Пришлось завязывать новые отношения, ведь кроме своей подруги, к которой я приехала, я не знала здесь никого. После работы в «Норде» я избавилась от страха, что я что-то не смогу сделать.

Корр.: Как вы думаете, в чем причина того, что 90% наших журналистов — люди приезжие? В «Норде», по-моему, приезжие практически все …

С.Н.: Наверное, местные молодые люди не часто выбирают факультеты журналистики или филологии, все-таки это край газовиков и лесников, и дети стремятся идти по родительским стопам. Да и в местных филиалах никаких, даже близких к журналистике факультетов, нет. Сейчас, если откроется филиал Югорского государственного университета, то там будут гуманитарные факультеты.

Корр.: Найти хорошего журналиста у нас тяжело?

С.Н.: Когда я работала в «Норде», нам очень был нужен корреспондент. Объявление «крутилось» и по радио, и по телевидению, наверное, полгода. Кто только не приходил! Учителя, литературоведы, но только не журналисты. Я даже потеряла надежду, что найду хорошего корреспондента. В «Югорском вестнике» тоже была проблема с журналистами — когда я пришла работать, освободилось 2 ставки. Но тут же ко мне пришли две молодые девушки, не журналисты, но то, что они сейчас делают, —  это здорово! И я их никому не отдам!

Корр.: Насколько я знаю, вы давно искали и дизайнера для «Югорского вестника». Нашли?

С.Н.: Да, скоро у нас будет новый дизайнер. Тоже, кстати, приезжий.

Корр.: Наверное, надо переводить корреспондентов на работу вахтовым методом…

С.Н.: Мы 2 раза в неделю выходим — не получится! (смеется)

Корр.: Значит, для журналиста не обязательно специальное образование?

С.Н.: Совершенно не обязательно! Среди окончивших журфак гораздо меньше профессиональных журналистов, чем среди всех остальных.

Корр.: Вы согласны с тем, что мужчине-журналисту проще работать?

С.Н.: На мой взгляд, нет. Я вам приведу пример из своего опыта. Когда я пришла работать в «Коммерческие вести», мне было 21 год, и так получилось, что в коллективе практически все журналисты были девушки примерно такого же возраста. Все неопытные. Я только сейчас понимаю, почему редактор нас «держал», переписывал за нами. Нам просто больше рассказывали. Молодым девчонкам с наивными глазами, которые делают вид, что ничего не понимают, порой рассказывают то, что никогда не расскажут опытному журналисту.

Корр.: А потом, когда вы материал согласовывали, источники информации ничего не убирали?

С.Н.: Конечно, очень много вычеркивали, но редактор говорил: «Нет. Оставим!»

Корр.: Недовольства не возникало?

С.Н.: Возникало. Были случаи, когда меня вызывали в прокуратуру. Но наш редактор всегда брал ответственность на себя, мы были за ним, как за каменной стеной.

Корр.: А в «Югорском вестнике» у вас часто возникают конфликтные ситуации с героями ваших интервью?

С.Н.: Стараемся все согласовывать.

Корр.: С судебными разбирательствами «ЮВ» приходилось иметь дело?

С.Н.: В «ЮВ» работаю всего год, и никаких проблем не было, единственное дело которое дошло до суда касается выборов. Но сейчас уже все хорошо.

ВЫБОРЫ

Корр.: У вас, наверное, ещё свежи воспоминания о прошедшей в Югорске избирательной кампании. Как вы ее оцениваете с точки зрения работы СМИ. СМИ были честными?

С.Н.: Нет, не честными.

Корр.: Вам было тяжело?

С.Н.: Интересно! Это большой опыт!

Корр.: Вы согласны с мнением, что предвыборная кампания ТТГ была построена плохо, именно поэтому они проиграли?

С.Н.: Оценивать работу пиарщиков ТТГ я не берусь, я далеко не пиарщик. Но, по-моему, специалисты были хорошие, они провели не одни выборы, просто  не успели за это время проникнуться духом нашего города, разобраться в ситуации… 

Корр.: В журналистских кругах считается, что выборы — это просто «золотой дождь» для СМИ. Вы ощутили его на себе?

С.Н.: Это не настолько дорого, как хотелось бы. Но чуть-чуть материальное положение мы поправили, в частности, купили новый принтер.

ЮГОРСК, АДМИНИСТРАЦИЯ И СМИ

Корр.: Отличается ли, на ваш взгляд, работа журналиста в Югорске и в больших городах, в том же Омске, например?

С.Н.: Конечно. Контраст чувствуется очень сильно. Здесь в общении проявляется большая душевность, люди быстро переходят на ты. Но есть и большой минус: когда я приходила на интервью в Омске, мне всегда давали очень много информации, «выкладывали» буквально все. Здесь очень редко, когда человек без подготовки даст компетентный ответ…

Корр.: Причина в том, что у нас многие — недостаточно хорошие специалисты или в том, что они — непубличные люди, которые «стесняются» говорить.

С.Н.: В вашем вопросе прозвучал один из вариантов правильного ответа, но какой, говорить не буду…

Корр.: По-вашему, источники информации у нас достаточно открыты или хотелось бы, чтобы люди лучше шли на контакт?

С.Н.: Хотелось бы лучше! У нас люди слова лишнего бояться сказать. В большом городе даже несколько строк в газете считается рекламой. Здесь все друг друга знают и не хотят рекламировать себя, свою организацию. Даже, если не называть имен и фамилий, людей легко можно «вычислить», поэтому от комментариев часто отказываются. Даже предприниматели, для которых, казалось бы, реклама важна. Просто люди здесь хорошо живут и много требуют. С другой стороны, нам есть, чем заняться, работы — непаханное поле.

Корр.: С какими организациями вашей газете легко работать, а с какими — трудно?

С.Н.: Мы хорошо сотрудничаем с ГИБДД, пожарной частью, правда только на уровне сводок, сделать с ними какой-то материал достаточно сложно. Тяжело общаться с милицией, но это везде так...

Корр.: А с администрацией вам легко?

С.Н.: Иногда, общаясь со своими коллегами, редакторами других газет, можно услышать, что в администрации их не понимают, что случаются серьезные скандалы, вплоть до закрытия, увольнения, лишения премии. Мне это просто дико, у нас совершенно другие отношения…

Корр.: Может быть, просто вы сами не идете на конфликт…

С.Н.: Не скажите… Во-первых, само руководство просит, чтобы мы были «колючими», во-вторых, мы сами поднимаем проблемы, не оглядываясь на мнение администрации. Бывает, выходит материал, и кто-то из администрации жалуются: «Вы же газета администрации, как вы могли пропустить такой материал!» Приходится парировать: «Но ведь это же правда!» — «Правда!» — «Тогда почему мы должны молчать?»

Корр.: В ваших отношениях с администрацией что-то изменится с введением нового закона «О местном самоуправлении»?

С.Н.: Сейчас многие редактора муниципальных газет буквально «сидят на чемоданах», не зная, что будет дальше. С нового года администрации можно будет финансировать только одно СМИ. Но мы-то у администрации одни, так что нам бояться нечего.

Корр.: А как финансово хорошо живет городская газета?

С.Н.: Мы в убытке.

Корр.: ???

С.Н.: Мы, конечно, знаем, что нас «не бросят». Но на конец года мы остаемся в минусе. Кстати, большую часть денег мы зарабатываем сами.

Корр.: Как?

С.Н.: Часть — рекламой, часть — полиграфической продукцией.

Корр.: У вас, можно сказать, взаимовыручка: когда нет денег у газеты — помогает типография, и наоборот…

С.Н.: В основном приносит прибыль типография.

Корр.: То есть, вы согласны, что самостоятельно газета заработать денег не может?

С.Н.: Может, если это рекламная газета. Но, если нам надо опубликовать 4 полосы нового устава, то говорить о том, чтобы заработать, не приходится… На рекламу просто не остается места. Муниципальная газета не может быть прибыльной. У нас нет денег на обучение, командировки (девчонки сто лет никуда не ездили), на обновление материально-технической базы. Единственный выход, на мой взгляд, — создание на базе газеты рекламно-издательского комплекса, именно на эту тему я защищала недавно проект.

Корр.: А может быть, у нас просто насыщен рынок СМИ?

С.Н.: Нет, для данной территории СМИ у нас немного.

Корр.: Немного? Мне кажется, у нас порядка 10 изданий разного толка.

С.Н.: Каких десяти?

Корр.: Если учитывать все, начиная от «Югорских черемушек» и заканчивая «Транспортом газа»…

С.Н.: На мой взгляд, в Югорске, по большому счету, 3 газеты: «ЮВ», «Норд» и «Транспорт газа», хотя последнюю можно даже не считать, она в основном расходится по вахтовым поселкам.

Корр.: Но вы сказали, что рынок СМИ не насыщен. Значит, могла бы быть еще одна газета. А какой тематики?

С.Н.: Детская, например, молодежная.

Корр.: Но у вас же есть приложение «Молодежный вестник». Кстати, как оно развивается, обратная связь есть?

С.Н.: Это приложение создают сами подростки, все материалы пишет молодежь. Приложение живет и, мне кажется, достаточно популярно среди читателей.

Корр.: А как вы относитесь к идее создания единой на Югорск и Советский район газеты, например, объединения «ЮВ» с «Путем октября»?

С.Н.: Хорошая идея!

Корр.: Ходят слухи, что на базе «ЮВ» будет открыто и городское телевидение…

С.Н.: Это действительно слухи. Верно одно — городское телевидение действительно будет.

Корр: А что ожидается на «Норде» в связи с предстоящей реструктуризацией?

С.Н.: Не могу сказать, я ведь там сейчас не работаю. Знаю только, что с 1 января они будут самостоятельным юридическим лицом. И хотя руководство ТТГ обещает, что изменится только форма отношений, а не содержание, в этом есть большие сомнения у всех.

Корр.: У вас есть еще какие-то творческие планы?

С.Н.: Да, есть идея выпускать на базе «ЮВ» городской журнал. Хотя и тяжело, и страшно, но очень хочется. Думаю, к Дню города мы осилим первый номер.

Корр.: На ваш взгляд, что лично вы сделали для «ЮВ»?

С.Н.: Все, начиная от дизайна и заканчивая новыми идеями, рубриками, людьми.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Корр.: Вы считаете «ЮВ» независимым СМИ?

С.Н.: Вполне. Нам никто не навязывает своего мнения.

Корр.: Но вы же все равно зависите от администрации, хотя бы официально.

С.Н.: Если это можно назвать «зависимостью», то она мне нравится.

Корр.: Значит, вы можете написать что-то плохое, например, про мэра Югорска?

С.Н.: Если будет, что написать, напишем. Но пока к нам никто не приходил и не говорил, что Салахов, например, кого-то обманул… На все вопросы, которые к нам приходят, в том числе и в адрес администрации, мы даем официальный ответ, каким бы он не был. И администрация это понимает. И не думайте, что мои слова благодарности в адрес администрации — заискивание, это не так.

Корр.: Результат своей работы вы видите, вам звонят, пишут, благодарят?

С.Н.: Не так часто, как хотелось бы, люди у нас все-таки больше привыкли обсуждать новости и проблемы «на кухне». Но в последнее время читательская активность повысилась. Когда люди говорят, что бились со своей проблемой, не могли ее решить, а мы им помогли, понимаешь, что работаешь не зря.

Корр.: Люди должны верить тому, что пишут газеты?

С.Н.: Я, например, газетам почти не верю, за исключением своей.

Корр.: Странно…

С.Н.: Ничего странного, просто я знаю газетную кухню многих изданий.

Корр.: А каким еще газетам, по-вашему, можно верить?

С.Н.: «Российской газете», «Коммерсанту», хотя тот же «Коммерсант» читают немногие, в свободной продаже его вообще нет. 

Корр.: Как у вас складываются взаимоотношения с другими местными изданиями?

С.Н.: Думаю, что хорошо. Взять, хотя бы «Бал прессы», который мы проводили в этом году, — мы собрали практически все СМИ. Недавно мы отмечали Юбилей газеты, приглашали коллег из «Пути октября», «Вести», всем очень понравилось. С «Нордом» у нас дружеские отношения, с вами, как видите, тоже…

И НАПОСЛЕДОК

Корр.: Сколько времени вы тратите на работу?

С.Н.: 24 часа в сутки, муж меня ругает за это, но по-другому я не могу.

Корр.: Что вам нравится в вашей работе, а что — нет?

С.Н.: Самое плохое, то, что работе надо посвящать 24 часа в сутки, а хорошее — то, что можно ею заниматься 24 часа, и виден результат труда. В журналистике сочетаются творчество и ответственность, именно это мне и  нравится.

1337

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки