Тема дня

03.01.2006 - 05:00

ОБЛОЖКИ БЕЗ ОДЕЖКИ

Что главное для всемерного, непрестанного повышения успеваемости российского школьника? Школьная форма или реформа? Квалифицированные педагогические кадры? Учебники?  Чепуха! Главное для школьника — обложка тетрадки! Это четко уяснили себе некоторые производители «школьно-письменных» принадлежностей. Помните тетрадочки эпохи застоя с голубыми, невыразительными обложками, навевающими непреодолимое отвращение к учебному процессу? Сегодня с этим покончено. Яркие, веселенькие тетради с пышнотелыми красотками и бойцами из «Бригады» на обложках теперь вызывают у школьника радость, желание учиться, учиться и учиться и даже иногда  робкое, школьное вожделение — хочется быстрее окончить школу и окунуться в пучину страстей, разврата и жизненных радостей.

Стоит мне только зайти в канцелярский отдел какого-нибудь книжного магазина, я сразу начинаю чувствовать себя клиентом публичного дома — со всех тетрадных обложек на меня глядят томные красотки в похотливых недвусмысленных позах.  Как тут не впасть в ворчливые ретроградные воспоминания из собственного школьного  детства: тускло-зеленые тетрадки с уныло- кудрявым Пушкиным на обложке и призывом посвятить Отчизне души прекрасные порывы. И еще таблица умножения и система мер на задней обложке — специально, чтобы не подглядывали.  А как порой  хотелось это сделать во время контрольных по математике! Бывало, сидишь на уроке и понимаешь, что если не узнаешь сейчас, сколько сантиметров в одном дециметре, то последующие сорок минут пройдут для тебя в мучительном полубредовом состоянии ожидания конца. И вот, краснея от жгучего стыда, потея и сопя, начинаешь  влажной ладошкой переворачивать скользкую, непослушную, но такую вожделенную заднюю страницу со спасительными дециметрами на обложке: «Соболев, тебе что, плохо? Сходи в медкабинет».

Если современным школьникам и приходится сопеть и краснеть во время уроков, то клянусь славными кудрями Пушкина, совсем по другому поводу. Впрочем, их можно понять — трудно в пятнадцать лет размышлять, скажем, о тайнах дворцовых переворотов, когда девица с тетрадной обложки, по грудям которой можно составить контурную карту, наводит на мысли, близкие, скорее, к биологии. Хотя о чем это я ?! —  Пестики, тычинки — какой бред!  А вот таблицу умножения современные законодатели полиграфической моды на тетрадных обложках  располагать не спешат, действительно,  зачем занимать дорогую печатную площадь неликвидной информацией. В конце концов, так ли велика разница между эрекцией и эрудицией?

 А Я ПУТИНА УЗНАЮ НА ОБЛОЖКЕ…

Поведя тайный рейд по специализированным магазинам Советского района и города Югорска, я сделал для себя некоторые выводы относительно тетрадного ассортимента, ориентированного на подростков.  Говорить о дизайне и вкусе такой продукции, прямо скажем, не приходится, зато выбор — просто глаза разбегаются. Тетрадки для этого проблемного возраста можно условно разделить на несколько серий. Первая серия обложек с шикарными автомобилями. Самый дорогой в мире «Бенкли» можно купить за 25 рублей. Примерно во столько же обойдется бюст Памелы Андерсон. Таким образом, какой-нибудь прыщавый юнец из Советского всего за полтинник условно может стать обладателем  всего того, ради чего воротилы мировых фондовых рынков рискуют состояниями.

Ну, я отвлекся (чертова, Памела), вторая серия — с героями всех сериалов, демонстрируемых нашим телевидением. Третья — изображение отечественных и зарубежных поп-идолов, естественно, наполовину голых. И еще, пожалуй, стоит отметить серию тетрадей для юных учениц, любительниц гадания и пророчеств — с романтическими красотками и чушью, типа: «Имя. Характер. Судьба». Господи, куда смотрит Русская Православная Церковь?           

Вы не поверите, но в творчестве безвестных авторов тетрадных шедевров мне все-таки удалось отметить забавные тенденции.  Если память меня не подводит, то, примерно, в конце 90-х большая часть канцпродукции отличалась, мягко говоря, неприкрытостью форм обложечных героинь. А позы моделей были заимствованы из журналов, которые в приличных местах продают завернутыми в непрозрачные пакеты. В начале нового столетия вверх взяла политическая конъюнктура. Фурор в учительском стане произвели тетрадки с портретами президента Путина. Бедные наши педагоги, им еще  этого не хватало — теперь, ведя урок, им нужно было присматривать, не совершили бы ученички святотатства, превратив Владимира Владимировича в «Володеньку с кудрявой головой», не пририсовали бы очки или бородку клинышком.

РАИСУ ИВАНОВНУ ХОЧУ…

На днях  я случайно встретил в Советском своего бывшего университетского преподавателях по психологии и спросил его, между прочим, что он думает об эротических галереях в отделах канцелярских товаров: «А вы, мол, газетчики куда смотрите?» — спросил он в ответ. Ну что ж, упрек, надо сказать, справедливый. Потому, посыпая голову обрезками «СВ», даже чувствуя свою долю ответственности за такой разгул полиграфического цинизма, я пошел на эксперимент. Чтобы доказать, что «лицом» школьной тетрадки может стать даже, извините, место, на котором приличные люди обычно сидят, я решил заказать в московской полиграфической фирме (телефон пропечатан на тетради с сиськами), партию общих тетрадей.  На тетради должна была бы быть изображена моя голая подруга, а лучше мы вместе с ней в однозначной позе.

Позвонил. Трубку взяла телефонистка фирмы. Начал рассказывать о своем намерении, когда дошел до конкретики, меня перебили и посоветовали отправить свое предложение на электронный адрес фирмы. Дескать, «…если нас заинтересует ваше предложение, мы вам перезвоним". И все. Я уже начал было сомневаться относительно своих подозрений относительно московских полиграфистов, но все же решил попробовать позвонить в другую московскую фирму, поменяв тактику поведения. На этот раз, я вообразил себя крутым нефтяником из Ханты-Мансийска, который готов на любые затраты ради того, чтобы растиражировать потрясающую наготу своей любовницы на тетрадях по всей стране:

— Алло, девушка, хочу заказать вам крупную партию тетрадей, со своей картинкой. Короче, там жена моя будет, вся красивая такая, в бикини короче.

— Извините, молодой человек, дело в том, что мы тетради не выпускаем, только открытки.

— Да по барабану, хоть обои, лишь бы фишка была.

— Молодой человек, я вам объясняю же…

— Вы че такие трудные? Я в Москву звоню?

— А вы кто, откуда?

— Из Ханты-Мансийска…

Тут телеграфистка нервно оживилась, прикрыла трубку ладонью и возвестила кому-то  в дебри офиса: «Из Ханты-Мансийска звонят, из Ханты-Мансийска…». Тут я не без гордости отметил тот факт, что даже на самодостаточных москвичей название нашего окружного центра производит магическое действие. Через минуту, видимо посовещавшись, меня соединили с компетентным лицом:

— Я из Ханты-Мансийска… — сразу начал я с козырной карты.

— Я в курсе, мне передали вашу просьбу. Думаю, это будет проблематично сделать. У нас есть своя фотобаза…

— Мужик, ты чем торгуешь? Бумагой? А я нефтью — разницу чувствуешь?

— Партия заказа должна быть не меньше десяти тысяч…

— Хоть вагон.

— Пауза.

— Дело в том, что директор по производству, ее зовут Раиса Ивановна, сейчас отсутствует, но вы оставьте свой телефон и она обязательно вам перезвонит.

— Да ладно, я сам перезвоню.

— Давайте лучше мы. У меня тут номер на определителе  восемь, тридцать четыре… — Правильно…?

Я положил трубку.                                                                                                        

Какие выводы можно вынести из этого разговора — вполне однозначные: насаждать в школах пошлость и безвкусие — это, прежде всего, очень выгодное с экономической точки зрения мероприятие. Родители, конечно же, могут запрещать своим детям, покупать «неприличные» тетради, если сочтут их таковым, но расчет полиграфистов прост — то, что не купит взрослый, купит для себя сам ребенок.

ВМЕСТО ВЫВОДА

Кто следит за внешним видом тетрадей? Никто! Как мне пояснили в советской типографии никаких законов или правил, определяющих, как должны выглядеть школьные тетради, не существует. Министерство образования проверяет их соответствие нормативам (вес, толщину линеечек и качество бумаги). Чиновники из Министерства по антимонопольной политике следят, чтобы на тетрадях не было рекламы (к примеру, если на картинке мужик со вкусом затягивается сигаретой, то нельзя показывать ее марку). Само же изображение зависит лишь от вкуса и моральных качеств сотрудников типографии, принимающих заказы.

КОММЕНТАРИИ:

Заместитель директора советской типографии Регина Завадская: «Могу сказать однозначно, продукцию такого рода мы не издаем. Ко всему тому, что сейчас происходит на полиграфическом рынке, я отношусь крайне отрицательно, потому что у меня самой уже внуки».

Начальник Управления образования Советского района Александр Войтукевич: «Отношение, конечно, отрицательное. Тетради должны быть эстетически оформлены и не должны нести  никакой смысловой нагрузки, а если таковая имеется, то только в плане обучения и воспитания. С другой стороны, я не представляю себе, как можно проконтролировать этот процесс — закрывать ли книжные магазины, воздействовать ли на предпринимателей? Честно говоря, это не входит в нашу компетенцию. Наше дело — государственный образовательный стандарт. То есть, мы должны, прежде всего, создать детям условия для обучения, выдать программу».

Владимир Меньшиков, преподаватель кафедры специальной психологии Санкт -Петербургского Государственного Университета:  «Многие родители подтвердят, что изображение яркого цвета вызывают особенный интерес у ребенка. Скажу больше, сочетание определенных цветов формирует настроение человека. Это давно уже не секрет. Вспомните, когда мы делаем в своей квартире ремонт, то интуитивно подбираем обои тех цветов, которые нам нравятся. То же самое примерно и с обложками: сочетание яркого с черным — это неуверенность и тревога, желтый и красный активизируют психическую активность.

Если на тетради написано: «Забей на учебу», то подросток так и будет делать, потому что не воспримет это как шутку, а как призыв к действию, к тому же, тетради делают взрослые, рисуют картинки и пишут на обложках тоже взрослые. Поэтому, в понимании подростка, нет ничего постыдного как в созерцании полуобнаженной женской груди, так и в соблюдении обложных «заповедей».

Виктор Соболев

650

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки