Тема дня

11.12.2012 - 06:00

ОБРАЩЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЮГРЫ НАТАЛЬИ КОМАРОВОЙ К ЖИТЕЛЯМ АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ДЕПУТАТАМ ОКРУЖНОЙ ДУМЫ

8 декабря Наталья Комарова выступила с обращением к жителям автономного округа и депутатам окружной Думы на итоговом заседании осенней сессии Думы Югры пятого созыва.

Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги, уважаемые жители автономного округа!
 
2012 год стал кульминационным в пройденном Россией большом электоральном цикле. Страна сделала долгосрочный, ответственный выбор политического курса и лидера, во главе с которым предстоит решать стратегические задачи государственной повестки дня.
 
Они близки и понятны каждому. Доступное и качественное здравоохранение, развитие образования, науки и социальных услуг, радикальное улучшение жилищных условий и увеличение реальных доходов граждан.
 
Остановлюсь именно на этих направлениях, так как, по сути, это карта ожиданий абсолютного большинства югорчан. Маршрут движения к заданным целям проложен в указах Президента, в государственных и окружных, муниципальных программах, в бюджетах всех уровней.
 
По ряду направлений мы шли навстречу федеральным решениям, в том числе, закрепленным в указах Президента. Прежде всего, это касается индексации зарплат учителей, врачей, работников других бюджетных отраслей. Это было принципиальное решение, принятое по итогам непростого обсуждения с жителями практически всех муниципалитетов Югры. Оно крайне напряженное для бюджета, но жизненно необходимое для того, чтобы обеспечить людям свободу выбора и создать качественно новые возможности для развития. 
Возможность улучшить жилищные условия, дать детям достойное образование. По сути, мы стояли перед выбором. Направить все ресурсы на разгрузку очередей на жильё и детские сады и таким образом помочь людям. Но это большие, накопленные десятилетиями обязательства, при самой оптимистичной погоде в мировой экономике, сроком исполнения также в десятки лет. Другой вариант – повысить людям зарплаты и дать возможность тем, кто верит в себя, прочно стоит на ногах, уже сегодня самостоятельно улучшить условия для жизни. Думаю, принятое решение о поддержке роста доходов югорчан – справедливое, будем надеяться, дальновидное.
 
Благодарю вас, уважаемые депутаты, что поддержали его при утверждении регионального и муниципальных бюджетов. Оно уже сегодня дает отдачу в виде увеличения выданных ипотечных кредитов, значительного роста негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, расширения рынков товаров и услуг. Оборот розничной торговли вырос в этом году на 6,3%, объем предоставленных платных услуг – на 3,2%. В рейтинге Минрегиона по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации по состоянию на 28 ноября Югра занимает первое место в стране по соотношению среднемесячной заработной платы к фиксированному набору товаров и услуг.
 
Растут зарплаты – множатся возможности. В том числе, и для решения других задач, которые стоят перед нами. Одна из них - совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения.
 
Завершающийся год был знаковым для югорской медицины. С 1 января мы начали внедрять элементы одноканального финансирования. Не дожидаясь, стали обкатывать эту систему как востребованную, призванную улучшить качество медицинской помощи. Одноканальное финансирование даёт для этого экономические инструменты. Формула, когда деньги идут за пациентом и в те медицинские учреждения, где вылечивают качественно и быстро, стимулирует бороться за пациента и конкурировать в качестве медицинских услуг. С нового года мы завершим переход на одноканальную систему. Делать это будем предельно внимательно, как того требует любая новация, оперативно реагируя в случае появления тревожных сигналов. В этой работе важно участие и медиков, и внедрение передового опыта тех, кто уже прошел этот путь.
 
Поэтому на прошедшем две недели назад в Ханты-Мансийске Всероссийском форуме «За Здоровое Отечество» я предложила Всероссийскому союзу пациентов определить Югру пилотной площадкой для запуска первых в России сетевых интернет-сообществ пациентов и врачей. Их работа будет полезна для улучшения качества медицины, обмена лучшими практиками и разъяснения проходящих в отрасли преобразований. Эта инициатива была поддержана и такой подход в резолюции форума рекомендован для использования и в других регионах. В создании таких площадок задействованы общественные организации, эксперты Агентства стратегических инициатив, отраслевые специалисты. По сути, это один из публичных способов совершенствования работы здравоохранения, основанный на опыте, советах пациентов и врачей. В следующем году начнем эту работу.
 
Улучшая качество, мы должны обеспечить и доступность медицинской помощи для всех югорчан. Для югорчан, в том числе живущих в сельских поселениях, дорога к врачу не должна быть перекрыта муниципальными границами. Югра – единый регион, и пространство для оказания медицинской помощи также должно быть единым, удобным для человека. Я уже дала поручение подготовить соответствующие предложения профильному департаменту, прошу и вас, коллеги, подключиться к их правовой проработке.
 
Знаю, что есть инерционное противление таким планам, так как в ряде случаев может проявиться несостоятельность, невостребованность отдельных медицинских учреждений. Но, очевидно, что в ситуации, когда у нас по округу в поликлиниках сегодня не хватает более 2 тысяч врачей, специалисты без работы не останутся. Прошу вас, коллеги, подключиться к этой работе, разъяснять на местах суть предстоящих преобразований, если и когда найдем решения, чтобы у людей не было дефицита авторитетной информации по этому вопросу.
 
Теперь о государственной политике в области образования и науки.
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых тем ноября стал рейтинг эффективности вузов, подготовленный Минобрнауки. Югорские федеральные вузы признаны эффективными. Если оценивать по министерской методике наши окружные вузы, то и они попадают скорее в «зеленую» зону. Но, объективно, вопросов к качеству профессионально образования назрело немало. В этом же рейтинге 15 филиалов федеральных вузов, расположенных на территории нашего округа, Минобрнауки отнесло к неэффективным. Нам нужно качественное добротное образование, которое готовит грамотных специалистов. Задача – сделать образование в Югре престижным, создать свою конкурентоспособную научную школу.
 
Для этого, помимо материально-технических условий, которые мы обеспечиваем, на неё должен быть и долгосрочный заказ. Для Югры он преимущественно связан с топливно-энергетическим комплексом. Сегодня у нас исторически сложились серьезные вызовы для науки - ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений, необходимость выходить на новые нефтяные горизонты. Ответы на них должны дать прикладные исследования, новые технологические разработки, инновационная научно-техническая активность в Югре.
 
Президент поставил задачу - увеличить к 2015 году внутренние затраты бизнеса на исследования и разработки до их общего объема не менее 1,77% от внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах. У нас по округу затраты бизнеса на НИОКР в соотношении к валовому региональному продукту, например, в 2010 году составили 0,12%, что сопоставимо с уровнем дотационных регионов страны. Для сравнения - средняя по России – 1,16% за этот же период. По этому показателю активности нашего бизнеса мы отстаём, но при этом лидируем среди субъектов Российской Федерации по затратам на технологические инновации, в 2010 году он составил у нас  1,06%, в Российской Федерации. Таким образом, инновации у нас внедряются, но не создаются, следовательно, не работают в полном объеме на раскрытие экономического потенциала региона. Наша позиция - необходимо локализовать инновационные процессы в Югре.
 
Такой подход находит понимание, в том числе, у бизнеса. Сегодня мы работаем с Российской академией наук по организации в округе научного центра РАН по рациональному недропользованию и развитию топливно-энергетического комплекса. Это назревшее, востребованное решение. Планируется, что основная работа Центра будет сконцентрирована на определении перспектив нефтегазоносности доюрских отложений Югры, решении проблем широкомасштабного вовлечения в эксплуатацию залежей Баженовской свиты и повышении нефтеотдачи пластов. К работе научного центра РАН будут привлечены специалисты «Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана», «Югорского научно-исследовательского института информационных технологий», а также наших вузов. Создание научного центра РАН позволит сбалансировать структуру региональной науки.
 
Кратного роста продуктивности требует и система подготовки рабочих специалистов. Этот вопрос, по сути, стоит неким таким пропуском на пути роста региональной экономики, да и экономики всей России. Достаточно сказать, что по данным социологического опроса «Опоры России» для бизнеса дефицит квалифицированных рабочих вышел среди ограничителей роста на первое место, обогнав коррупцию и административные барьеры.
 
В качестве одной из мер решения этой проблемы, Президент поставил задачу в предстоящем году (до конца мая) совместно с общероссийскими объединениями работодателей проработать вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования.
 
В последние годы мы работали навстречу этим федеральным решениям, создавая в округе сеть отраслевых ресурсных центров. Продолжая эту работу, мы завершаем инвентаризацию материально-технической базы учреждений профессионального образования для оценки возможности создания на базе ресурсных центров колледжей, находящихся в ведомственной принадлежности Департамента образования и молодежной политики автономного округа, многопрофильных центров прикладных квалификаций. В этой работе мы ожидаем большей активности от бизнеса, прямого участия работодателей в формировании заказа и требований на подготовку специалистов. А в дальнейшем – в создании совместных краткосрочных программ обучения, лабораторий, мастерских – создания всего, что необходимо для качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров для регионального рынка труда. 
 
Считаю, что бизнес должен быть соинвестором таких проектов. Здесь, уважаемые депутаты, нам предстоит подготовить и законодательные решения по налоговому стимулированию работодателей, принимающих участие в модернизации и создании ресурсных центров автономного округа, которые станут основной базой и для центров прикладных квалификаций.
 
Уважаемые коллеги!
Год назад мы договорились о депутатском сопровождении проектов по ликвидации балочных массивов и вагон-городков. Я благодарю вас за проведенную в муниципалитетах работу. Ваши коллеги из городских и районных дум в Пыть-Яхе - Балдина Людмила Ивановна, Авдеенко Дмитрий Анатольевнч, Дмитренко Андрей Петрович, Мешайкин Петр Иванович, Нефтеюганске - Галиев Рафаэль Флоритович, Радужном - Ротарь Василий Константинович, Хмелева Ольга Александровна, Лукашенко Николай Николаевич, Нягани - Черепенко Сергей Васильевич, Седых Михаил Прокопьевич, Алексеев Василий Николаевич, Сургуте - Пахотин Дмитрий Сергеевич и Советском районе - Борзенко Сергей Геннадьевич вошли в состав инициативных и рабочих групп для разработки муниципальных программ по ликвидации приспособленных для проживания строений. Знаю, что Олег Александрович Дейнеко активно занимается координацией согласования и утверждения соответствующей программы в составе инициативной группы в Мегионе. Все депутаты ведут разъяснительную работу.
 
Сегодня обеспечены финансированием и реализуются 9 муниципальных программ. Это существенные изменения в «балочном» вопросе. Мы намерены наращивать темпы в его решении по мере готовности соответствующих муниципальных проектов и создания необходимых объемов жилого фонда. Прошу вас, коллеги, продолжить работу по сопровождению этих программ на всех этапах их жизненного цикла.
 
Приоритетной задачей в сфере жилищного строительства на предстоящие годы является установление приемлемого соотношения цены и качества на жильё. Мы продолжим оказание различных мер государственной поддержки застройщикам. В текущем году на начало года на подготовку земельных участков для жилищного строительства мы планировали выделить с вами 1,3 млрд. рублей. На конец года эти обязательства выросли до 2,17 млрд. рублей. Суммарно на реализацию программ в части стимулирования нового жилищного строительства (выкуп жилья, строительство по госзаказу, компенсация застройщикам затрат на переселение) на начало года мы планировали выделить 2,61 млрд. рублей. К концу года эта цифра выросла до 6,05 млрд. рублей. Это позволит привлечь по итогам года, по нашим расчетам, около 40 млрд. рублей внебюджетных средств в строительство нового жилья.
 
Если сравнивать это с планами на 2013 год, то на подготовку земельных участков мы запланировали около 1,3 млрд. рублей, и на стимулирование нового жилищного строительства 3,16 млрд. рублей. То есть стартовые объемы поддержки на год не только сохранены, но и увеличены.
 
Если говорить об экспертной оценке проделанной в округе работы, то в рейтинге Минрегиона по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации по состоянию на 28 ноября Югра занимает второе (после Ямала) место в России по объему строительства на душу населения.
 
В новой государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», принятой неделю назад Правительством Российской Федерации, планируется законодательная увязка получения инвестором бесплатного земельного участка под строительство жилья эконом-класса с ограничением продажной цены на такое жилье. Мы будем использовать этот механизм в полном объеме для сдерживания роста цен на новые квадратные метры.
 
Кроме того, уже в следующем году мы начнем реализацию пилотного проекта по строительству арендного жилья. Соответствующие решения мы также приняли навстречу федеральным инициативам. Сегодня совместно с муниципальными образованиями автономного округа формируются предложения о подготовке документации по планировке территорий для строительства первых арендных домов. В выборе муниципальных образований автономного округа для реализации таких инвестиционных проектов главным является понятный каждому критерий - достижимость снижения стоимости ежемесячных арендных платежей в таких домах до 30% от сложившейся рыночной стоимости. В окружной жилищной программе установлена возможность компенсации затрат застройщикам на переселение граждан, проживающих в непригодных для проживания (ветхих, аварийных, фенольных) жилых помещениях и балках для освобождения участков под строительство доступного арендного жилья.
 
Это решение двойного назначения, создающее дополнительные возможности разгрузки наиболее социально напряженных жилищных очередей. Чтобы стимулировать приход в такие проекты частных инвестиций, мы готовим изменения в законодательство в части установления льгот по налогу на имущество организаций – собственников арендных домов. Сейчас законопроект прорабатывается экспертами. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать эту законодательную инициативу.
 
Остановлюсь ещё на одной стратегической задаче, поставленной Президентом - создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года.
 
Эта задача является решающим фактором повышения производительности труда. Сегодня на федеральном уровне прорабатываются разные подходы в определении состава высокопроизводительного рабочего места. В текущих критериях, подготовленных Агентством стратегических инициатив - это производительность труда на рабочем месте не ниже 900 тысяч рублей в год в ценах 2011 года для всех секторов экономики, кроме государственного управления и бюджетных отраслей. Для них предусмотрены критерии по уровню зарплаты – она должна быть не ниже 30 тысяч рублей в месяц, скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране.
 
Если ориентироваться на эти критерии, по текущим показателям Югра находится в нужном коридоре. Здесь мы должны постоянно держать руку на пульсе. Необходимо обеспечить системный мониторинг достижения этих показателей, как в бюджетном секторе, так и в экономике. Предстоит сформировать регулярно обновляемый открытый прогноз изменения структуры высокопроизводительных рабочих мест в разрезе специальностей на среднесрочную перспективу.
 
Значительное число таких рабочих мест должно быть создано в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях, доля которых в ВВП региона к 2020 году должна увеличиться в 1,5 раза. Этот год стал прорывным для таких проектов, и нам предстоит закрепить этот тренд. В октябре запущена первая очередь завода «Полярный кварц» - одного из первых нанотехнологических производств России. Его продукция имеет не только экспортную ценность, но и должна дать ростки новым высокотехнологичным малым и средним предприятиям в Югре.
 
В феврале 2012 года открылся газоперерабатывающий комплекс «Приразломное», перерабатывающий попутный газ, в том числе, в сухой отбензиненный газ и бензин высокого качества. В мае на Западно-Салымском месторождении запущен современный завод по переработке попутного нефтяного газа, рассчитанный на переработку 360 млн. кубометров попутного газа в год с глубиной в 98%. Это первые ГПЗ, построенные в автономном округе за последние 30 лет. 
Эти проекты должны дать максимальную отдачу не только для экономики, но и для сохранения окружающей среды и улучшения ситуации с ценами на топливо в Югре.
 
Для поддержки дальнейшего роста деловой активности в регионе, в 2013 году нам предстоит полномасштабно внедрить Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе. Соответствующий план мероприятий мы утвердили в конце ноября. Ключевая цель Стандарта - снятие излишних административных барьеров в предпринимательстве. Это то, чем мы, уважаемые коллеги, должны заниматься всем миром и тотально по каждой отрасли.
 
Вчера я встречалась представителями с коренных малочисленных народов Севера. Мы говорили более 5 часов. Круг вопросов касался не только и не столько форм и объемов поддержки, сколько самих способов её получения, которые в ряде случаев поросли бюрократией. Есть примеры, когда общинам приходится годы тратить на оформление земли в аренду (той категории населения, которой специальное сопровождение обеспечено в законодательстве автономного округа), что само по себе способно убить на корню любую предпринимательскую инициативу. Каждый такой факт будет тщательно проверяться, а в отношении допустивших такую волокиту чиновников будут сделаны соответствующие выводы.
 
Процедура получения государственной услуги должна быть предельно короткой и понятной людям, а субъективный фактор в ней должен быть сведен к минимуму. Эти правила должны работать на всех этажах власти и в бюджетных учреждениях. Прошу вас, уважаемые депутаты, взять на системный контроль их соблюдение в действующих и разрабатываемых административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу. По сути, это лицо нашей административной реформы, и оно должно быть доброжелательным к человеку.
 
Уважаемые земляки!
Два года назад в программном докладе с задачами на 2011 год я говорила о том, что от того, насколько мы воспримем законы, программы, стратегию развития Югры как свою личную заботу и ответственность, будут зависеть успехи автономного округа, скорость и качество развития. По сути, такое поведение закладывает основу деятельного патриотизма, востребованного в нашем обществе для достижения лидерства России. Такой подход стал частью жизни югорчан. Это видно по тому широкому отклику, который был получен от людей на предложение участвовать в общественном этапе разработки Стратегии социально-экономического развития Югры на период до 2030 года.
 
Но разработка Стратегии – это только начало пути.
В подготовленном в соответствии с Указом Президента и уже принятом в первом чтении федеральном законе «О государственном стратегическом планировании» заложен принцип персональной ответственности за результат исполнения намеченного каждого участника планирования - от хозяйствующего субъекта до депутатов и губернатора. Это на сто процентов соответствует логике наших управленческих решений, формирующимся традициям и правилам работы с гражданским обществом, с жителями Югры. Мало принять Стратегию, надо сосредоточить усилия всех уровней власти, общественности, депутатов, бизнеса на необходимости достижения запланированных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
Планируется, что закон вступит в силу с 2014 года. Это значит, что в предстоящем году нам совместно необходимо разработать объективные и обоснованные критерии оценки деятельности участников процесса стратегического планирования.
 
Тогда каждый найдет себя в общем деле по работе на будущее региона. Это нужно Югре и я верю – Югра к этому готова.
Спасибо за внимание, с наступающим Днем рождения автономного округа!
 
372

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки